Статья СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Извекова Е.И. Аннотаци : в работе предоставлен материал по проблеме создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, анализируется работа педагогов школы в данном направлении.
The article is devoted to the actual problem of improving teachers’ training……
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда , современное образование, инновационная деятельность, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Teachers’ activity, the modern teacher, interactive methods,……………….. В наступившем ХХ1 веке происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются вариативное содержание образования и инновационные технологии, современные педагогические концепции и идеи. В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям. Решение задач, поставленных перед системой народного образования, во многом зависит от эффективности методической работы, проводимой внутри школы. На качество этой работы влияют многие факторы, способствующие развитию творчества учителя. На поиск новых форм методической работы нас постоянно подталкивает то, что учителя наши - личности творческие и всегда предлагают активные формы инновационной деятельности. Работая в этом направлении, мы подходим к выводу о том, что в нашей школе достаточно опытный педагогический коллектив, который творчески подошёл и успешно завершил работу экспериментальной деятельности по «Созданию здоровьесберегающей среды в целостном образовательном процессе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, но в наше время она становится первостепенной. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 7 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой. И именно от учителя – ключевой фигуры педагогического процесса – зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает процесс обучения и воспитания.
По данным медицинского обследования детей нашей школы за прошлый учебный год выявлено больных детей 35 человек, что составило 16 % от общего числа учащихся. Больше всего зафиксировано детей с хроническими заболеваниями (16 человек), связанных с нарушениями зрения (6 человек), эндокринной системы (3 человека), нервно-психическими отклонениями (2 человека), нарушение осанки (15 человек). Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем обучающихся. Поэтому была очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников.
Начинали мы с разработки программы, имеется нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности: документы федерального, регионального, муниципального уровня, образовательного учреждения. Организуя реализацию инновационного проекта вопросы педагогической деятельности выносится на заседание методических, педагогических советов, собрана необходимая научно-методическая литературы для проведения исследования: памятки, инструкции, методических рекомендаций и разработок для обеспечения целостной и продуктивной работы образовательного учреждения по реализации программы.
Педагоги школы постоянно совершенствующий свои знания в области здоровьесбережения ( курсовая подготовка по ЗОЖ - Покутнева Н.И. , Селезнёва Т.Н.,) мастер-классы на региональном уровне Копцев В.Н., Панарина Л.М., активное участие в научно-практическиих конференциях 4 педагога выступили на региональной конференции «Культура здоровья и образование: состояние, проблемы, перспективы»(2012г.),17 педагогов участвовало в региональном дне Инноватики (2013г.), из них 7 поделились опытом по созданию системы здоровьесозидающей среды в ОУ. За последние пять лет на базе школы проведены семинары для заместителей директоров по ВР в рамках реализации программы «Губкинская школа-территория здоровья», для заместителей директоров по УВР «О взаимодействии с социумом», семинар для учителей русского языка и литературы по теме: «Роль уроков русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся» .Работая над проблемой создания здоровьесберегающей среды в школе в рамках муниципального фестиваля конкурса, используя различные методы работы с детьми мы проводили экспертизу здоровьесберегающей деятельности, исследуя важные моменты в организации обучения и воспитания детей . Для учителей начальных классов был организован семинар по теме: «Здоровьесберегающий потенциал современного урока в рамках реализации ФГОС НОО», семинар - практикум- для старших вожатых , руководителей детских общественных организаций "Масленица-Кривошейка, гуляем с тобой хорошенько!"
Для наших учащихся низкая физическая подготовленность и физическое развитие никогда не было проблемой. Реальный объём двигательной активности учащихся обеспечивал полноценное развитие и укрепление их здоровья, есть высокие результаты в преподавании основных предметов, пропагандирующих здоровый образ жизни: физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. Уже несколько лет подряд школа готовит победителей и призёров не только муниципального, но и регионального уровня Всероссийской олимпиады школьников в области физкультуры и спорта, трижды учащиеся школы становились обладателями Президентского гранта. Ежегодно команды становятся победителями и призерами спортивных конкурсов «Школа безопасности»,«Безопасное колесо», «Президентские состязания »
Учащиеся школы являются чемпионами и призерами районных, областных и Всероссийских соревнований по лыжным гонкам, спортивному ориентированию и туризму.
В школе создано научное общество учащихся «Поиск» и занимаясь исследовательской деятельностью дети активно защищают исследовательские работы и проекты, посвящённые здоровому образу жизни. По каждому направлению были сделаны выводы и приняты определённые решения.
Итак, в школе ведется активная работа по здоровьесбережению учащихся. Особое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья детей. Для ее решения подключаются силы общественности, медицинской и педагогической науки. Для пропаганды и внедрения основ жизни, психического и нравственного здоровья используем здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и во внеклассной работе. Педагогами нашей школы разработаны и апробированы уроки здоровья, технологические приемы и средства по укреплению и развитию здоровья учащихся: фитопрогулки, система динамических пауз, пальчиковая гимнастика, «говорящие» стены, аутотренинг зрения, использование элементов методики Базарного, каждый классный руководитель ведёт карту динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся.
Работая в данном направлении мы решили в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования: провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся; создать в образовательном учреждении условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе использования эффективных методов обучения, реальной разгрузки содержания общего образования повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшения организации питания обучающихся, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей .Библиографический список:
1. А.Г.Хлипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье школьников» Москва, Просвещение, 2004г.
2.Педагогика здоровья. Издательство «Педагогика» 1990г.