Доклад для секционного занятия


Роль работы УДОД с одаренными детьми в повышении качества образования в школе. ПДО И. Ф. ХайдаровДополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей.
Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Дополнительное образование – процесс непрерывный.
Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая ребенка, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Одаренность рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.
Дополнительное образование – это составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и ученика по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
В системе дополнительного образования, выделяются формы обучения одаренных детей:
 индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
 каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;
 Благоприятные возможности учреждений дополнительного образования детей четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В
эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных знаний, умений и навыков. Но и здесь необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель. В дополнительном образовании можно использовать такой ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем, данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не культивировать у него «чувство исключительности» и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что объединения посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, а отношения с ними должны складываться гармонично. Опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. – Это эксплуатация неординарных способностей ребенка (вокальных, сценических, музыкальных, художественных и т. д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто приносит вред ребенку; – Это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что приводит к кажущейся успешности за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка.