Конспект занятия на тему Путешествие на воздушном шаре


«Путешествие на воздушном шаре»
(«Познание» формирование целостной картины мира, игры с элементами ТРИЗ)
Цель: расширять познавательные интересы детей; познакомить с воздушными средствами передвижения в далёком прошлом.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить со средствами передвижения древних людей на дальние расстояния;
- Обогащать социальные знания детей, словарный запас.
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие и внимание;
- Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений;
- Развивать логическое мышление;
- Учить преобразовывать предметы, согласуя по принципу объединения и универсальности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к действиям и предметам окружающего мира.
Здоровьесберегающие:
- Профилактика нарушений зрения;
- Профилактика нарушений осанки.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание» - ФЭМП, «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье».
Материалы: воздушный шар (игрушка – надувной мяч) с корзиной (небольшая плетёная корзина круглой формы) и грузом (небольшие прозрачные мешочки с песком, мелкими камушками); иллюстрации и изображением воздушного транспорта; предметные картинки по выбору воспитателя; 3-4 игрушки – зверята; геометрическая фигура – квадрат, разделённый на 3 части; геометрическая фигура – круг на каждого ребёнка; счётные палочки; рисунки – схемы; контурное схематическое изображение облаков; музыкальное сопровождение; разнообразный бросовый материал (ленточки, коробочки…).
Ход образовательной деятельности
1. Знакомство с воздушным шаром.
Дети садятся полукругом.
Педагог показывает изображения воздушного транспорта, дети рассматривают картины и называют транспорт. Далее педагог показывает на картине (иллюстрация из книги) изображение воздушного шара.
Педагог. Как вы думаете, что это такое?
Выслушать ответы детей.
Педагог. Когда-то давным-давно на нашей планете не было транспорта. Люди ходили пешком. Любуясь полётами птиц, человек всегда мечтал летать. Сначала люди придумали крылья, но не смогли подняться в небо. Время шло, интерес к полётам в небо остался, и человек придумал воздушный шар. Люди стали путешествовать на воздушных шарах.
Звучит музыка и в группе появляется воздушный шар (игрушка) со зверями – пассажирами.
Педагог вместе с детьми обсуждает «полёт» зверей с помощью наводящих вопросов:
- Куда собрались лететь звери, на чём? (варианты ответов).
- Из чего сделан воздушный шар?
- Почему воздушный шар летает? (наличие воздуха).
- Почему звери не могут взлететь на воздушном шаре? (мешает груз).
- Что можно и нужно взять с собой в путешествие? (предметные картинки).
- Всё ли подготовлено у зверей для безопасного полёта? (проверка технического состояния воздушного шара, необходимых предметов, воды).
После совместного обсуждения, звери отправляются в «полёт».
(К потолку приделан крючок, через него продета толстая леска, с помощью которой «воздушный шар» может подниматься на необходимую высоту. Зафиксировать леску можно в любом удобном месте помещения.)Педагог. Ребята, а что обычно говорят, когда отправляют друзей в путешествие.
Дети. Счастливого полёта, мы будем скучать, берегите себя, возвращайтесь –мы вас ждём, интересных событий, попутного ветра…
2. Работа с загадками (по выбору).
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
- Что это за потолок? Он ни низок, ни высок.
То он сер, то беловат. То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый. Кружевной и синий-синий?
Дети. Небо.
3. Игровое упражнение «На что похожи облака?»
Педагог. Посмотрите, мимо каких красивых облаков пролетают наши друзья на воздушном шаре. Посмотрите внимательно и скажите, на что похожи облака?
Педагог размещает на доске контурное схематическое изображение облаков (возможны разные варианты схем).
Звучит музыка – песня «Белогривые лошадки».
Дети. На сапог, птицу, мышку, цветок, самолёт, машинку, кошку, мордочку медведя…
4. Игровое упражнение «Солнышко в облаках» (профилактика нарушений зрения).
Педагог. Как тепло нам от солнышка. Давайте его нарисуем глазами. Зафиксируйте подбородок, голову не поворачивайте.
5. Игровое задание «Что звери видят с воздушного шара?».
Педагог. Как вы думаете, что можно увидеть внизу с воздушного шара?
Дети. Землю, лес, домики, дорогу…
Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки-схемы и по словесной инструкции найти нужное изображение.
Педагог. Найдите рисунок, где дети играют на участке?
Можно усложнить задание и предложить детям по рисунку-схеме рассказать, что можно увидеть с воздушного шара.
Педагог. А что сейчас видно с воздушного шара?

6. Динамическая пауза «Солнышко» (профилактика нарушений осанки).
Педагог. Встаньте удобно, давайте поиграем с солнышком, пока звери путешествуют.
Вот как солнышко встаёт – выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх, потянуться.)
К ночи солнышко зайдёт – ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить вниз.)Хорошо, хорошо солнышко смеётся,
А под солнышком всем нам весело живётся.
(Хлопать в ладоши, улыбаться.)
7. Игровое задание « Воздушный шар».
Дети садятся за столы.
Педагог. Вы, наверное, очень хотите сами построить воздушный шар?
Дети. Да, очень хотим!
Педагог. Для этого мы должны сначала построить корзину, приготовить шар и прочно прикрепить корзину к шару, чтобы наша конструкция была надёжной и безопасной.
На доске размещается схема – образец будущей постройки.
Детям раздаются геометрические фигуры – квадраты разного цвета, разделённые на 3-4 части.
Педагог. Выберите детали одного цвета, сложите их так, чтобы получился квадрат. Это будет корзина для пассажиров.
Дети собирают корзину - квадрат из частей.
Затем педагог раздаёт детям «шары» (плоскостное изображение - круги) и предлагает из счётных палочек прикрепить корзину к шару.
Педагог. Молодцы! Теперь нам нужно надёжно прикрепить корзину к воздушному шару.
Дети выполняют задание.
8. Задание «Странные предметы».
Педагог. Посмотрите, что это за предметы.
Дети. Ленточки, коробки, баночки, разноцветные верёвочки, воздушные шарики, мячики.
Педагог. Посмотрите внимательно на эти предметы и скажите, для чего они могут пригодиться нам?
Дети. Для строительства воздушного шара для игр.
Педагог. Вы научились строить «Воздушные шары» и сегодня вас ждёт сюрприз. Посмотрите, и звери возвращаются, давайте поприветствуем их.
Звери. Нам было очень интересно путешествовать. А вы такие красивые, надёжные воздушные шары построили, мы видели сверху. Молодцы! Но нам пора лететь дальше. Нас ждут семьи и переживают за нас. До свидания!
Дети. До свидания, прилетайте к нам ещё!
9. Итог занятия.
Педагог выясняет, интересно ли было детям, что понравилось больше всего.
Выслушав ответы детей, педагог подводит итог.
-Прошло много времени и люди создали паровоз, самолёт, а потом ракеты и космические корабли.
Педагог дарит детям «Воздушные шары», изготовленные из воздушных шариков, атласных ленточек и разных коробочек и предлагает поиграть с ними на улице.