Конспект занятия Дифференциация звуков [ж-ш]. Путешествие на воздушном шаре по океану букв

Тема: Дифференциация Ж-Ш
«Путешествие на воздушном шаре по островам океана букв»

Цель:

1. Дидактическая – развитие познавательных способностей и интереса у младших школьников.
2. Коррекционная – исправление недостатков устной речи.



Задачи:

Закрепить знания детей о буквах и звуках Ш и Ж, научить их дифференцировать, актуализировать умения давать звукам характеристику, закрепить знания звукобуквенной системы русского языка, отрабатывать навык чтения, формировать лексико-грамматический строй речи (умения четко произносить слова, окончания слов, составлять словосочетания, предложения).
формировать владение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением), развивать устойчивость внимания, восприятия, память, совершенствовать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь учащихся.
Воспитывать культуру общения с воспитателем и одноклассниками, любознательность, трудолюбие.


Оборудование:
Карта путешествия, сигнальная карта, карточки со словами, синие и зеленые круги.




Ход занятия

Этапы
Содержание
Примечания

1.



2.



3.














4.














































































































5.

Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Я надеюсь, наше занятие вам понравится, и вы узнаете много нового и интересного!
Сообщение темы и целей занятия
Сегодня мы с вами совершим путешествие по островам океана Букв и познакомимся с местными жителями – буквами и звуками.
Звуковая зарядка
А чтобы наше путешествие было удачным и мы без труда могли бы общаться с местными жителями, давайте проведем звуковую зарядку.
Летела муха около уха: ж-ж-ж!
Летела оса около носа: с-с-с!
Ползла змея: ш-ш-ш!
Скакала лошадка: цок-цок-цок!
Рычал тигренок: р-р-р!
Летел комар и звенел: з-з-з!
Но что это? Солнышко заслонила тучка: была тишина, тишина, тишина (тихо).
Вдруг грохотом грома сменилась она (громко)!
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь?
Закапал, закапал, закапал по крыше (тихо).
Основная часть
Теперь мы с вами готовы к путешествию. А чтобы нам не было скучно, я пригласила с собой гостей. Кто это?
Да, это Красная Шапочка, Шапокляк, Карандаш. Как вы думаете, почему я именно их пригласила? (В словах есть буква Ш).
Определите позицию этого звука в словах: Хрюша, Матрешка, Красная Шапочка.
Возьмите в руку «светофорики» (синий и зеленый).

Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша.
И отыщешь обязательно все слова со звуком Ш.
Охарактеризуйте звук Ш в следующих словах: кошка, шары, карандаш, шоколад, шишки.
А теперь давайте выберем средство передвижения для нашего путешествия: самолет, ракета, поезд, воздушный шар. Почему вы выбрали воздушный шар?
Давайте рассмотрим указания к полету (сигнальная карточка).
Ш – согласный, твёрдый, парный, обозначается буквой Ш. Встречается в начале, середине и конце слова.
Посмотри на букву Ш,
Буква очень хороша!
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
И у неё есть пара – звонкая Ж.
Значит, мы отправляемся на остров Парных согласных, в гости к букве Ш. В путь!
Мы пролетаем над островом Гласных. Расскажите, что вы знаете о жителях этого острова?
Пока мы летим, предлагаю поиграть.

Игры буквы Ш с гласными.
Чтение по таблице-треугольнику. При чтении дети смотрят на точку в треугольнике (развитие зрительного поля).

Ш И
Ш У
Ш А
Ш Е

Догадайтесь-ка ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души.

ЕЖЫ, ЕРШЫ, ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ВОЛЧЯТА.

«Волшебные ведерки»
Полейте из нужного ведерка слова и в них вырастут гласные
Слова:
ШНА
ЛЫЖ
ШЛО
ЖТЬ
ШТЬ

Физминутка

Вот мы уже подлетаем к острову парных согласных. Но что мы видим. На острове хозяйничают пираты! Они выдвигают нам условия для приземления.
Разгадайте шарады:
С Ю я по воде скольжу,
С Я на голове сижу (шлюпка, шляпка).

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь (шест, шесть).

Метаграмма

ВЕРШИНА, ШИПОВНИК, ШУТКА, ШАРФ.

Найди слово
Прочтите пять слов и найдите, где спряталось шестое.

ШАЛАШ КОРОВА ОСЫ ЛУНА АВТОБУС

Соберите это слово на наборном полотне. Назовите слова на тему «Школа». Соберите их на наборном полотне.

Мы разгадали все задания пиратов и приземляемся на острове. Здесь живут парные согласные Ш и Ж.
Послушайте стихотворение и обратите внимание на слова с буквами Ш и Ж.


На десятом этаже
Жили буквы Ж и Ш.
То грустили, то смеялись,
И квартирами менялись
Каждый час.
И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять – сено ворошили.
И сороки не тужили,
У реки пожар тушили.
А журавль рыбу жарил,
Шмель в цветах душистых шарил.
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая ушами.

Что необычного вы заметили в стихотворении? Произнесите по парам слова с Ш и Ж, четко проговаривая эти звуки.

Итог занятия
Наше путешествие заканчивается, и воздушный шар отправляется обратно в школу.
Что на занятии вам запомнилось больше всего?
Какое правило мы сегодня повторили?
С какими звуками мы работали? Вспомните их характеристику.





















































На доске вывешивается карта путешествия.