Учебно-исследовательская работа по теме: Реализация права на образование в современном законодательстве.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 г. Павлово.
Реализация права на образование в современном законодательстве
Социально-экономическое отделение
Секция: правоведение
Работу выполнила:
Рябова Надежда Николаевна, 16 лет,
ученица 11 А класса
МБОУ СОШ №1 г. Павлово
Руководитель: Дмитриева С.В., учитель обществознания.
Павлово, 2016 г.
Содержание:
Введение_______________________________________________________2
Глава I. Образование в современном российском обществе_____________4
Глава II. Профильное обучение в современной российской школе_______7
Глава III. Реализация концепции профильного обучения в нашей школе__9
Глава IV. Моё исследование_______________________________________10
Заключение_____________________________________________________12
Сноски_________________________________________________________13
Список использованной литературы______________________________14
Интернет-ресурсы_______________________________________________14
Приложения____________________________________________________15
Введение
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации определены основные цели развития образования – это повышение качества, доступности, эффективности и усиление практической направленности образования.
Для достижения этих целей формируется современная система непрерывного образования. Она должна предоставить каждому гражданину возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать профессиональную подготовку, необходимую для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Дифференциация и индивидуализация обучения на старшей ступени школы может быть достигнута за счет введения профильного обучения. Поэтому, чтобы вывести нашу страну на более высокий уровень, государство осуществляет модернизацию образования, и одним из её путей, согласно Новому Федеральному Закону «Об образовании» от 2013 года, является введение профильного обучения в старшей образовательной школе.
В своей работе я хотела бы рассмотреть эту концепцию профильного обучения, узнать её достоинства и недостатки, выяснить, соответствует ли она праву реализации образования в нашей стране и на примере нашей школы определить, насколько она успешна и к каким результатам приводит.
Актуальность
В нашем мире сильно изменились приоритеты – самым важным стала работа с информацией. Это делает актуальной задачу изменения образовательной системы. Очевидно, что образование, целью которого является передача молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации становится отсталым. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации о профессиях.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. 
Методы:
Поиск информации
Опрос
Анкетирование
Интервьюирование
Синтез
Цель:
Проследить реализацию внедрения профильного обучения в современной российской школе, что соответствует Федеральному закону «Об образовании». Выяснить, удовлетворяет ли профильное обучение запросы современной молодёжи.
Задачи:
Сформулировать гипотезу
Разобраться в структуре российского образования, определить его основные цели и функции
Разобраться в системе профильного обучения, выяснить его концепцию, а также цели и задачи, выявить положительные и отрицательные стороны
Рассмотреть первые результаты профильного обучения в масштабах всей страны, Нижегородской области и отдельно нашей школы
Путем анкетирования узнать, как относятся к профильному обучению 10- и 11-классники нашей школы
Выяснить, сколько 9-классников намерены идти в 10-й класс и какие профили они выбрали
Выяснить, как повлияло профильное обучение на дальнейшее образование и карьеру выпускников нашей школы
Провести социологический опрос
Подвести итоги работы, сформулировать выводы, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу
Гипотеза:
Профильное обучение, которое предусматривает Закон «Об образовании» удовлетворяет потребности современной молодёжи и соответствует тенденции гуманизации образования.
Глава I
Образование в современном российском обществе
Очевидно, что чем более развитым становится государство, тем больше растет потребность в высококвалифицированных специалистах, способных привнести новые идеи и продолжать совершенствовать уже существующие.
Согласно ч.2 ст.43 Конституции РФ гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). [1]
Образование (по Федеральному закону РФ) — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Это одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества.
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. [2]
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества, сохранения культурного достояния.
Функции образования следующие:
воспитание;
социализация;
подготовка квалифицированных специалистов;
приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Роль образования в жизни человека заключается в трансляции культуры от одного поколения другому.
Система образования в Российской Федерации выглядит так:
общее образование:
дошкольное образование (ясли, детский сад);
начальное общее образование (1-4-е классы школы);
основное общее образование (5-9-е классы школы);
среднее общее образование (10-11-е классы школы);
профессиональное образование:
среднее профессиональное образование (техникум, колледж);
высшее образование — бакалавриат;
высшее образование — специалитет, магистратура;
высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
дополнительное образование:
дополнительное образование детей и взрослых;
дополнительное профессиональное образование;
профессиональное обучение.
В России существует три основные формы получения образования:
В организациях:
очная (дневная);
очно-заочная (вечерняя);
заочная.
Вне организаций:
в форме семейного образования и самообразования.
Самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:
сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
электронное и дистанционное обучение.
Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса. Модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном. [3]
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Глава II
Профильное обучение в современной российской школе
Одним из приоритетных направлений современной отечественной образовательной политики является создание системы предпрофильного и профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" утверждает право обучающегося на получение образования в соответствии с его индивидуальными потребностями. Для этого образовательная организация должна обеспечить все необходимые условия согласно выбранному обучающимися профилю. В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы". [4]
Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углублённым изучением профильных предметов. Содержание образования в случае профильного обучения ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность обучающегося.
Обучение в 10-11 профильных классах ведется в соответствии с базисным учебным планом: программы по всем предметам предусматривают два уровня обучения – базовый и профильный.
Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями, а также в соответствии с перечнем спецификаций и профилей, утвержденным Минобрнауки. Программа профильного обучения рассчитана на два года. [5]
Правильный выбор профиля позволяет получать образование практически, на основе индивидуальных учебных планов и программ, повысить мотивацию обучения, подготовиться к поступлению в ведущие ВУЗы.
Основные задачи системы профильного обучения:
Дать глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где ученики предполагают реализовать себя по окончании школы.
Выработать навыки самостоятельной познавательной активности, подготовить к решению задач различного уровня сложности.
Сориентировать в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
Развить мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Развить мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
Сделать обучающихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими ВУЗы.
Расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
К 2020 году установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования:
Предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;
Обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях.
Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Базовые общеобразовательные предметы — предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным (математика, история, русский,· иностранные языки, физическая культура, интегрированные курсы обществоведени, естествознания)
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Например, профильные предметы
· в естественно-научном профиле - физика, химия, биология.
· в гуманитарном профиле - литература, русский и иностранные языки
· в социально-экономическом профиле - история, право, экономика и др..Проблемы профильного обучения:
отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;
невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;
сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели;
отсутствие учебников для каждого профиля;
отсутствие финансирования
Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.
Государству предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. [7]
Глава III
Реализация концепции профильного обучения в нашей школе
Субъекты Российской Федерации заинтересованы в введении профильного обучения в общеобразовательных школах, так как результаты, к которым оно ведёт, действительно, на уровень выше результатов предыдущих лет.
В Нижегородской области программы профильного образования реализуются общеобразовательными организациями 50 муниципальных районов и городских округов, охват старшеклассников профильным обучением составляет 40,3%.
Самым универсальным способом удовлетворить интерес каждого старшеклассника является образовательная программа, построенная на базе индивидуальных учебных планов. По последним данным охват старшеклассников обучением по индивидуальным учебным планам составил 11,5%. Наиболее распространена такая модель профильного образования школах Балахнинского, Павловского муниципальных районов, Приокского района города Нижнего Новгорода.
Главным результатом реализации профильных программ, включая программы углублённого изучения отдельных предметов, являются:
результаты ЕГЭ, средний балл в регионе по всем общеобразовательным предметам выше среднероссийского;
результаты выступления на всероссийской олимпиаде школьников позволяют региону находиться в первой десятке среди всех субъектов Российской Федерации. [8]
Таким образом, в настоящее время в Нижегородской области сложилась сеть общеобразовательных организаций, реализующих программы профильного направления и углубленного изучения на основе изучения интересов и образовательных потребностей обучающихся.
В нашей школе (МБОУ СШ №1 г. Павлово) профильное обучение ведётся с 2004 года. Оно заключалось в создании на старшей школьной ступени профильных классов или классов с углубленным изучением определенного предмета. С 2007 года начали создаваться классы с внутриклассной дифференциацией. В 2009 году было введено профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов.
Согласно данным о выбранных для профильного обучения предметах за все годы, наиболее популярными являются: русский язык, математика, обществознание, химия, биология и физика. И именно эти предметы в 10-11-х классах изучаются сейчас на профильном уровне.
Само обучение по выбранным индивидуальным учебным планам осуществляется в 10-11-х классах, но планируется и составляется ещё в 9-ом.
Согласно проведённому опросу, из 63 учеников 9-х классов нашей школы продолжить обучение в 10-м классе в 2016-2017 учебном году собираются 29 человек. Из них 23 человека выбрали профильным предметом русский язык, 16 – математику, 16 – обществознание, 10 – физику, 9 – биологию, 8 – химию, 7 – английский. Историю России выбрало всего 2 человека, литературу – 3.
Глава IV
Моё исследование
Я рассматривала профильное обучение на практике, исследуя его введение в нашей школе. Для этого я провела опрос среди учеников 10 и 11-х классов. В опросе приняло участие 35 человек. [Приложение 1]
На 1-й вопрос «да» ответил 31 ученик (89%) [Приложение 2]
2-й вопрос: [Приложение 3]
Русский язык – 25; Математика – 16; Физика – 7; Литература – 4; Английский язык – 3; История – 4; Обществознание – 9; Химия – 8; Биология – 7; Информатика – 1
3-й вопрос: [Приложение 4]
Русский язык – 25; Математика – 17; Физика – 12; Химия – 9; Биология – 11; Обществознание – 19
4-й вопрос: [Приложение 5]
«Да» ответило 30 человек (86%)
5-й вопрос: [Приложение 6]
28 человек (80%) выбрало вариант «нет». Те, что ответили «да», в качестве вступительных испытаний предложили тесты.
6-й вопрос: [Приложение 7]
17 человек ответило «да», 12 – «нет», остальные – «не знаю»
Подводя итоги опроса, могу сделать следующие выводы:
Подавляющее большинство старшеклассников (89%) считают введение профильного образования необходимым.
Наиболее востребованными на данное время профилями являются профили русского языка, математики, обществознания, химии, физики и биологии.
86% опрошенных считают, что профильное изучение предметов действительно даёт им более качественные и глубокие знания, чем их изучение на стандартном, базовом уровне.
Большинство опрошенных (80%) считают, что вступительные испытания для изучения предмета на профильном уровне не нужны. Те, кто считают, что они нужны, в качестве испытания предлагают тестирование.
На вопрос «Удовлетворяет ли профильное обучение потребности современного выпускника» мнения разделились. 49% опрошенных ответили положительно, 34% - отрицательно, остальные 17% затрудняются ответить.
Заключение
В ходе своей исследовательской работы я подошла к выводу, что прописанное в Конституции РФ право гражданина на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования соблюдается и реализуется. С каждым годом государственная политика в области образования привносит всё больше изменений, в большинстве своём ведущих к модернизации образования и его прогрессу.
Профильное обучение – нововведение в образовании начала XX века – довольно быстро распространилось по общеобразовательным школам субъектов РФ и становится всё более осваиваемой.
В нашей МБОУ СШ №1 г. Павлово Нижегородской области данная концепция обучения практикуется с 2004 года и, постепенно меняясь и совершенствуясь, приносит свои плоды. Нижегородская область, благодаря введению профильного обучения в большинстве городов, вышла в лидеры среди субъектов всей России по результатам ЕГЭ.
Профильное обучение – это возможность ученику сделать самостоятельный выбор в пользу понравившихся и нужных предметов и изучать их более подробно и качественно. Это отличная возможность лучше подготовиться к ЕГЭ по этим предметам и шанс пройти в желаемый ВУЗ.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Профильное обучение, которое предусматривает Закон «Об образовании» удовлетворяет потребности современной молодёжи и соответствует тенденции гуманизации образования.
Сноски:
[1] – Конституция РФ от 1993 года.
[2] - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[3] – Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[4] - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[5] - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)
[6] - http://www.moluch.ru/[7] - http://www.eidos.ru/[8] - презентация «Профильное образование: новые ресурсы и возможности» В.Н. Шмелев
Список использованной литературы:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)
3) Положение об организации профильного обучения в муниципальных учреждениях Павловского муниципального района
Интернет-ресурсы:
http://www.eidos.ru/http://www.moluch.ru/http://fb.ru/http://www.studfiles.ru/(http://murzim.ru)
Приложения.
Приложение 1.
Опрос:
Считаете ли вы нужным введение профильного образования на старшей ступени обучения?
Какие предметы должны изучаться на профильном уровне? (укажите 2-3)
Какие предметы Вы изучаете на профильном уровне?
Считаете ли Вы, что изучение предметов на профильном уровне действительно дает Вам больше знаний, чем если бы Вы изучали их наряду с другими, базовыми предметами?
Нужны ли, на Ваш взгляд, вступительные испытания по предмету для изучения его на профильном уровне? Если да, то какие?
Удовлетворяет ли профильное обучение потребности современного выпускника?
Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.