Математика Сравнение длин отрезков с помощью мерки, построение отрезков с помощью циркуля


Тема урока: Сравнение длин отрезков с помощью мерки, построение отрезков с помощью циркуля.
Воронина Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7»
г. Салавата Республики Башкортостан
Цель: ознакомление с единицей измерения длины – сантиметром.
Задачи: 1) Образовательные: формировать умения измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
2) Развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
3) Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Оборудование: компьютер, проектор, тетрадь, линейка, учебник, карандаши, листы с заданиями для работы в группах, полоски для рефлексии.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат:
знать что такое сантиметр; уметь измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
расширение знаний о величинах;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
обогащение словарного запаса
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный этап Проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте?Все ль в порядке.Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Все расселись по местам, никому не тесно,По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Музыкальный файл из м/ф «38 попугаев» Песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…»
Приветствует учащихся, настраивает их на работу.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
2.Мобилизирующий этап. -Из какого мультфильма прозвучала песня?
- Кто автор этой сказки?
-Назовите героев этого мультфильма.
-Они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания.
Настраивает на познавательную деятельность. 3.Актуализация знаний. 1 презентация
( СЛАЙД 2)
-Посмотрите на геометрическую фигуру Мартышки и скажите, что изменилось.
( СЛАЙД 3)
-Каких чисел нет в этом ряду?
-Назовите их.
-По какому правилу записаны эти числа?
( СЛАЙД 4)
-Помогите Мартышке решить цепочку.
Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей.
Опора на имеющиеся знания у детей.
Опора на знания «числового ряда»
Проверяет знания состава чисел. Ответы детей.
-размер, цвет, форма
4. Постановка учебной задачи
а) Беседа по просмотренному мультфильму
б) Беседа о современных единицах длины МУЛЬТФИЛЬМ
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебные задачи на этот урок.
- Из какого мультфильма данный отрывок?
- Что делали зверята?
- Как они его измеряли?
- Почему получались разные результаты?
- В чём проблема удава?
- Он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат.Решением этой проблемы мы и займёмся.
Презентация 2.
СЛАЙД 1- Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок.
1. Познакомиться с единицами измерения длины3. Научиться измерять отрезки.3. Научится сравнивать отрезки
Показывает отрывок из мультфильма «38 попугаев»
Постановка вопросов.
Просмотр отрывка из мультфильма
Ответы учащихся
Формулируют познавательную задачу урока.
Поиск выхода из проблемной ситуации.
5.Практическая работа.
а) Работа по рядам. - Сегодня на уроке мы с вами побудем исследователями и пополним свои знания.
- Что измеряли у удава?- Какие получились результаты?- Сегодня на уроке мы будем исследовать длину.
- И так выдвигаем предположение: если нужно произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.
У вас на партах полоска и мерка. Сейчас мы работаем с красной полоской. Измерьте её меркой.1 ряд измеряет солнышком.2 ряд – мячиком
3 ряд – машинкой.
-Сколько раз ваша мерка помещается в отрезке?Выходят по 1 с ряда.
У каждого ряда разные результаты.-Значит отрезки разной длины?-А в чем проблема?
Организует индивидуальную работу.
Направляет на практическую деятельность.
Результаты выносятся на доску. Работают в парах.
-Надо наложить их друг на друга.
- Длину
- Разные.
Определяют длину полосок с помощью мерки.
6. Самостоятельный поиск
а) слушание сообщений учащихся
б) обобщение полученных знаний - Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения.

Послушаем ребят, что они узнали о старинных единицах длины.
- Историческая справка. В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
СЛАЙД 2
Дюйм – голландское название большого пальца.
Длина, которого была равна 2см 54 мм.
Локоть – старинная русская мера длины, равная примерно 38-46 сантиметров, расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома.
Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.
Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.
-Это всё мерки.- А что такое мерка?- Перед исследованием мы выдвинули предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.
– Как вы считаете, это правильно?
-Что же должно быть одинаковым, чтобы получить точные измерения? - Удобно ли сейчас использовать мерки, о которых рассказали ребята?
-Существует ли универсальные мерки, измеряя которыми у всех будет получаться одинаковый результат?- Да, такие мерки существуют. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из универсальных мерок. Корректирует ответы учащихся.
Дает информацию о старинных единицах измерения длины. Высказывают свое мнение.
-То чем измеряют.
-Нет, результаты разные, а полоски одинаковые.
-Мерки.
Формулируют тему урока.
7. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
Работа в тетради.
Работа в парах
Самостоятельная работа
Работа в группах. - Продолжим исследование. Проверим какой результат нам даст универсальная мерка.
- Поработаем по учебникам. №162.
- Наши друзья, Маша и Миша решили сравнить длину двух ящериц, которых поймали Коля и Вова. Поможем им определить, длина какой ящерицы больше.
- Прочитайте, что говорит Миша.
- Маша.
- Кто прав из ребят?
СЛАЙД 3
- Рассмотрите рисунок. На нем изображена мерка.
- Кто уже с ней знаком? Как она называется?
- Это 1 сантиметр.
- Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см.
- Чертить будем с помощью карандаша и линейки.
  -Отсчёт при измерении ведётся  от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 – один сантиметр (см), от 1 до 2 – тоже 1 сантиметр и так до последнего числа обозначенного на линейке.
- Посчитайте, сколько клеточек в 1 см.
- Запишем: 1 см.
- А теперь, давайте воспользуемся линейкой и измерим длину каждой ящерицы.
- Работать будем в парах. 1 вариант измеряет длину 1-ой ящерицы, а 2-ой вариант – второй. 
- Инструмент для измерения длины у каждого из вас есть. Измерьте с его помощью длину каждой ящерицы и запишите в тетради результат.
 - Чему равна длина 1-ой ящерицы? 2 –ой?
- Какой же вывод мы можем сделать?
- Длина объекта не зависит от его расположения на плоскости, от направления, в котором ведём измерения, а определяется только количеством мерок одинаковой длины и правильным применением измерительным инструментом- линейкой.
  - Мы выдвигали в начале урока предположение: «Если нужно произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.»Для точного измерения любой мерки не достаточно.-Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. В нашем случае см.
№ 347. Начерти ломанную линию, у которой одно звено равно 7 см, второе-3 см, а третье звено-6 см.
- Звенья будут равные?
-Чему равна длина ломанной линии?
 
- А теперь поработаем в группах.
- Вам предстоит расшифровать слова. Для этого надо измерить отрезок под каждым героем. Найти цифру, которая будет соответствовать длине отрезка и составить слово.
- Какие слова у вас получились? Знакомит с новым знанием.
Создает проблемную ситуацию.
(ВЫВЕШИВАЮ СМ)
Учит правильно измерять длину отрезка.
Выполняют задание.
Высказывают свои суждения.
Учатся определять длину предметов.
Самостоятельно измеряют длину ящериц.
- Прекрасно, здорово, чудесно, молодцы, замечательно.
10. Итог урока. Рефлексия. - А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.
- У вас на столе лежат разноцветные отрезки.
Жёлтый - мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.
Зелёный – мне понравилось на уроке.
Синий– мне сейчас грустно.
-Жёлтые отрезки – лучи солнышка, зеленые- травка, синие – капли дождя.
СЛАЙД 4
-Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.
- Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.
- Мы сегодня познакомились с единицей измерения длины – сантиметром, ответили на многие ваши вопросы, но длина таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.
– Какие задания вы выполнили с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Спасибо за урок. Подводит итог урока. Анализируют свою
деятельность