Пути решения проблем совершенствования антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в Санкт-Петербурге на современном этапе

Индекс УДК 343.341.1
Пути решения проблем совершенствования антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в Санкт-Петербурге на современном этапе.
The solutions to the problems of improvement of anti-terrorist protection of places of mass stay of people in St. Petersburg at the present stage.

Алексей Андреевич Айол
Николай Владимирович Сторожук
Alexey A. Ayol
Nikolai V. Storozhuk

В статье рассматривается проблема совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму на территории Санкт-Петербурга.
In the article the problem of improving the regulatory legal, the regulatory issues of counter-terrorism on the territory of St. Petersburg.
Ключевые слова: общественная безопасность, противодействие терроризму.
Keywords: public safety, counteraction to terrorism ,

В последние годы все чаще и чаще в нашей жизни звучат слова « произошел террористический акт», « террористы захватили заложников», « террористы уничтожили» и т.п. Что же такое терроризм?
На сегодняшний момент достаточно подробный ответ на этот вопрос дает нам Федеральный закон от 26 февраля 2016 года № 35 «О противодействии терроризму»:
«терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Целью террористической деятельности является создание атмосферы страха в обществе, непредсказуемости, что будет завтра, вызов любыми способами репрессий со стороны государства. Цель террористов заключается в совершении террористических актов, чтобы люди дошли до такого отчаяния и просили защиты у государства.
В конце XX века терроризм стремительно вошел и в жизнь России. До этого, в России преобладали государственные формы репрессий по отношению к гражданам. В настоящее время страна получила почти все возможные формы антигосударственного и античеловеческого террора. Главный вклад в эти процессы внесли террористы северного Кавказа, но они не единственные.
Государство проводит антитеррористическую политику, таким образом гарантируя людям антитеррористическую безопасность.
Антитеррористическая безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от террористических проявлений.
Одним из элементов антитеррористической политики в настоящий момент является совершенствование нормативной правовой базы по этому направлению.
В период 2014 – 2017 годов появился целый ряд нормативных правовых документов, посвященных безопасности населения. Такими документами стали постановления Правительства Российской Федерации:
- от 28 августа 2014 г. № 872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 29 августа 2014 г. № 875 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 30 октября 2014 г. № 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;
- от 14 ноября 2014 г. № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»;
- от 3 декабря 2014 г. № 1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 5 декабря 2014 г. № 1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов»;
- от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;
- от 18 марта 2015 г. № 252 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности»;
- от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
- от 3 апреля 2015 г. № 324 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной миграционной службы и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 17 октября 2016 г. № 1053 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) системы государственного материального резерва и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 17 октября 2016 г. № 1054 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;
- от 17 октября 2016 г. № 1055 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении»;
- от 13 января 2017 г. № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
С 2016 года на основании Указа Президента от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» на данную структуру был возложен целый ряд задач, в том числе задачи по « участию в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции».
На основании данного Указа, а также исходя из складывающейся на территории Российской Федерации политической, экономической и социальной обстановки были внесены существенные изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272. В частности:
Определены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
Определена форма паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В развитии требований Правительства Российской Федерации 26 ноября 2015 года Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление № 1098 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской федерации от 25.03.2015 № 272».
К настоящему моменту Администрации районов Санкт-Петербурга обязаны:
1. Сформировать и утвердить временные перечни мест массового пребывания людей, расположенных на территории района Санкт-Петербурга;
2. Образовать и утвердить своими распоряжениями составы постоянно действующих комиссий районов Санкт-Петербурга по обследованию мест массового пребывания людей.
Ежегодно начиная с 2017 года:
1. До 1 февраля осуществлять актуализацию перечней мест массового пребывания людей, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
2. До 15 февраля утверждать планы проверок, проводимых для осуществления контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
Кроме того, Администрации районов Санкт-Петербурга обязаны участвовать в соответствии с действующим законодательством в организации и проведении работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (за исключением объектов (территорий), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите, объектов (территорий), требования к антитеррористической защищенности которых урегулированы иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации), в том числе определять перечень мест массового пребывания людей, расположенных на территории района, организовывать категорирования мест массового пребывания людей и осуществлять контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В целях оптимизации процедуры создания межведомственных комиссий по обследованию мест массового пребывания людей, распоряжением администрации района по согласованию с территориальными органами образуется постоянно действующая комиссия района Санкт-Петербурга по обследованию мест массового пребывания людей с участием представителей территориальных органов.
Для проведения категорирования каждого места массового пребывания людей распоряжением администрации района, на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.
Председателем комиссии является заместитель главы администрации района, на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо глава администрации района.
При формировании комиссии в нее в полном составе включаются члены постоянно действующей комиссии района Санкт-Петербурга по обследованию мест массового пребывания людей.
В случае, если правообладателем места массового пребывания людей является Санкт-Петербург, в состав комиссии включается представитель соответствующего государственного учреждения Санкт-Петербурга, государственного унитарного предприятия Санкт-Петербурга и представитель исполнительного органа (за исключением администрации района), в ведении которого находится государственное учреждение или государственное унитарное предприятие.
Распоряжение администрации района о создании комиссии издается без проведения процедуры согласования.
Должностные лица администрации района, ответственные за передачу информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта в местах массового пребывания людей, определяются распоряжением администрации района.
План проверок выполнения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, расположенных на территории района Санкт-Петербурга, утверждается ежегодно председателем комиссии.
Проверка выполнения требований к антитеррористической защищенности места массового пребывания людей осуществляется членами соответствующей комиссии.
Результаты проверок докладываются главе администрации района, на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо лицу, исполняющему его обязанности. Периодичность докладов, в том числе на заседаниях антитеррористической комиссии района Санкт-Петербурга, определяется главой администрации района.
Помимо этого, с 29 октября 2014 года были внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2005 года № 2061 «О порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Санкт-Петербурга». В настоящее время органы местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга в случае обнаружения различного рода взрывных устройств и взрывоопасных предметов (далее - ВОП) обязаны:
- обеспечить незамедлительное сообщение об обнаруженных ВОП в отдел полиции по территориальности либо в дежурную часть Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по телефону «02», а также в федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» и Единую службу спасения «01».
- представлять в сектор дежурной службы Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга информацию об обнаружении, ходе выполнения задач по обезвреживанию, вывозу и ликвидации ВОП, а в случае их взрыва - об аварийно-спасательных и других неотложных работах.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу обязано осуществлять общую координацию действий при проведении мероприятий по обнаружению и ликвидации ВОП, а также при организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга в случае взрывов ВОП.
Все организации, осуществляющие строительство на территории Санкт-Петербурга, для обеспечения безопасности строительных работ при реконструкции и новом строительстве в обязательном порядке обязаны включать в подготовительные работы мероприятия по поиску, обнаружению и обезвреживанию ВОП с составлением соответствующего акта.
В частности в целях исключения доступа к ВОП посторонних лиц администрация района Санкт-Петербурга при получении сообщения об обнаружении ВОП на территории района обеспечивает вызов сотрудников полиции (по телефону дежурной части отдела полиции по территориальности или по телефону «02») для охраны места обнаружения и первичной оценки ВОП, а также, при необходимости, взрывотехнического подразделения УФСБ.
Кроме того администрации районов Санкт-Петербурга во взаимодействии с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на уровне районов Санкт-Петербурга, отделами федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» по районам Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга проводят разъяснительную работу среди населения по правилам безопасности и поведения при обнаружении подозрительных предметов. При проведении разъяснительной работы населению необходимо сообщить следующее:
- лица, обнаружившие ВОП, должны немедленно сообщить о его местонахождении в отдел федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по району Санкт-Петербурга, Единую службу спасения «01» или отдел полиции по территориальности либо по телефону «02»;
- гражданам категорически запрещается подходить к ВОП и самостоятельно обследовать его.
В настоящее время серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Для противодействия терроризму должна быть создана такая же многообразная по формам и сферам приложения усилий система мер, предупреждающих террористические акты и снижающие их последствия. Одним из направлений в этой работе является совершенствование нормативного правового регулирования по вопросам противодействия терроризму на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Список литературы:
Федеральный закон от 26 февраля 2016 года № 35 «О противодействии терроризму» (в редакции, действующей с 1 января 2017 года);
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (с изменениями на 14 октября 2016 года);
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2005 года № 2061 «О порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Санкт-Петербурга»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2015 года № 1098 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской федерации от 25.03.2015 № 272»;
ГОСТ Р 52551-2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения».


Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям».

Айол Алексей Андреевич – преподаватель, 89217940427, aijollaa@mail.ru
Сторожук Николай Владимирович - преподаватель, 89045174310, colya.storozhuk@yandex.ru





 ГОСТ Р 52551-2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения».











15