Конспект урока по математике Задачи на кратное сравнение


Открытый урок по математике в 3 классе.
Учитель Ханина Евгения Александровна
Тема: «Задачи на кратное сравнение».
Цели:
1) Повторить табличные случаи умножения и деления; закрепить приобретённые знания и умения по решению задач,  использования математических терминологий, последовательность чисел до 100.
2) Воспитывать любовь к школе, чтению, математике.
3) Развивать память, внимание, чувство коллективизма и взаимопомощи.
 
1. Организация класса. (Слайд 1)
 - Урок математики.
2. Сообщение темы урока. (Слайд 1)
 - Тема урока «Решение задач».
3. Пословица. (Слайд 2)
 - Прочитайте пословицу и объясните её смысл.
«Кто много читает, тот много знает».
4. «Поиграем». Работа в парах. (Слайд 3 – ряд чисел)
 - А какая книга поможет вам решать сегодня задачи, вы узнаете, когда поиграем в игру. Работать будем в парах83  12  64  37  100  25                                                                                                               - На какие 2 группы можно разделить эти числа? (чётные и нечётные)
 - Какое число лишнее и почему? (100 – трёхзначное)
 - Представьте все двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.  
  - Какое первое число? И т.д.
 - Какая первая буква соответствует числу 12? И т.д.
 - Какое слово получилось? (Сказка)
 - Отгадайте, какая сказка поможет вам решать сегодня задачи:
«У девочки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
5. Сказка «Гуси – лебеди». (Слайд 4 – иллюстрация книги)
 - Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Гуси-лебеди», а герои этой сказки помогут решить предложенные задачи.
6. Чтение начала сказки (читает ученик).
 - Вспомним сказку. («Жили мужик да баба…Печка ей не сказала.»)7. Решение задачи на увеличение в несколько раз. (Слайд 5 – иллюстрация печки из сказки с заданием)
 - Печка предложила вам задачу:
«Испекла я 6 ржаных пирожков, а пшеничных в 3 раза больше. Сколько пшеничных пирожков я испекла?»
8. Чтение отрывка сказки «Встреча с яблонькой».
  - Продолжаем читать сказку (читает ученик).
9. Арифметический диктант «Яблонька». (Слайд 6 – иллюстрация яблоньки с заданием)
 -множитель 8, множитель 2, произведение -? - 14 уменьшить в 7 раз.
 - делимое 15, делитель3, частное -? - 12 увеличить на 3.
 - 24 уменьшить на 6.
 - 8 увеличить в 3 раза.
 - 18 уменьшить в 2 раза.
 - Проверяем: 16, 2, 5, 15, 18, 24, 9.
 10. Чтение отрывка из сказки «Встреча с речкой».
 - Продолжаем вспоминать сказку (читает ученик).
11. Решение задач «Встреча с речкой». (Слайд 7 – иллюстрация речки с задачами)
 - Речка подготовила для вас новые задачи. (Устно)
« Для каждого из 8 гостей наловили по 6 карасей.
   Сколько всего карасей наловили для гостей?» (6 х 8 = 48)
« Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
    Рыбак Матвей поймал 3 окуней.
    Рыбак Корней 3 карасей.
    А рыбак Михаил 3 сомов изловил.
    Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (3 х 3 = 9)
 12. Решение задач. (Слайд 8, 9 – задачи)
 - Бегает девочка по полям и лесам, братца ищет. А мы в это время продолжаем решать задачи. Полученные выражения будем записывать в тетрадь.
« Сколько насекомых в воздухе кружат? Сколько насекомых в ухо мне жужжат? 2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 стрекозы, 2 осы, 2 комара.
Называть ответ пора. (2 х 6 = 12)
« Любит рыбку кот Василий, может съесть он в день четыре.
   Сколько съест он за 5 дней? Посчитайте поскорей» (4 х 5 =20)
« Принесла коза для деток со двора 16 веток.
   Положила на пол их. Как делить на четверых? (16:4 = 4)
« Если 3 на 7 умножить, а затем прибавить 5.
   Сколько будет же в итоге? Кто мне может подсказать? (3 х 7 + 5 =26)
 - Прочитать полученное выражение и назвать его значение.
13.Чтение отрывка сказки «Избушка Бабы-Яги».
 - Вспоминаем сказку дальше.
14. Геометрический материал. (Слайд 10,11 – иллюстрация избушки Бабы Яги с заданием)
 - Окно у Бабы-Яги было квадратной формы.
 -Назовите длину стороны  окошка у Бабы-Яги?
 - Найти периметр квадрата со стороной 9 дм.
 - Проверяем (разные способы).
 - Что такое квадрат?
15.Физминутка. (Слайд 12)
16. Чтение отрывка сказки «В избушке Бабы-Яги».
(читает ученик продолжение сказки)
17. Прослушивание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся».
 - А теперь проверим ваше внимание. Прослушайте песню внимательно и посчитайте, сколько раз в песне прозвучало слово «гуси».
 - Расскажите об этом числе 10. (двузначное, 1 дес.0 ед., соседи 9 и 11, чётное).
18. Чтение отрывка «Помощь речки». 
 - Продолжаем читать сказку.                                                                                     19. Решение задачи. «Помощь речки». (Слайд 13 – иллюстрация сказки с задачей)
 - И нам предстоит решить задачу.
« К реке прилетело 20 гусей, а лебедей в 4 раза меньше. Сколько лебедей прилетело к реке?» ( 20 : 4 = 5)
20.Чтение отрывка «Помощь яблоньки».
 - Что же произошло дальше?
21. Решение задачи «Помощь яблоньки». (Слайд 14 – иллюстрация сказки с задачей)
 - Решим и мы задачу, которую предложила яблонька.
« На яблоне висело 24 красных яблока, а зелёных 5 яблок. На сколько красных яблок было больше, чем зелёных?» (24 – 5 = 19)
22. Чтение отрывка «Помощь печки».
 - Давайте узнаем, кто ещё помог детям.
23. Решение задачи «Помощь печки» (слайд 15 – иллюстрация сказки с заданием)
 - Составьте задачу по краткой записи. (25 : 5 + 25)
24. Решение примеров. Игра – соревнование по рядам «Какой ряд быстрее». (слайд 16 – табличное умножение)
6х4     3х2     2х5     2х9     7х3     5х6     5х8     7х4     3х9
 -Побежала девочка с братцем домой. А пока она добирается до дома, мы с вами вспомним таблицу умножения.
 -Работать будем по рядам. Каждому достанется 1 пример, а последним все оставшиеся. Учитывается скорость и правильность вычисления.
 -Проверяем. Прочитать по-разному. ( 24, 6, 10, 18, 21, 30, 40, 28, 27.)
 -Прочитаем стихотворение о таблице умножения.
25.Чтение окончания сказки.
 - Читаем концовку сказки.
26. Решение задачи «Подарки родителей». (Слайд 17, 18 – иллюстрация сказки с задачей)
 - Что же отец с матерью детям принесли? (задача)
« Доченьке платочек за 8 рублей, сыночку рубашку в 4 раза дороже платка. А сладостей на 15 рублей. Сколько денег заплатили родители за всю покупку?»
 - Сколько стоит платочек, рубашка и сладости? Главный вопрос задачи.
 - Проверяем по краткой записи.
 - Запишите только решение. Проверяем. Оценки.
 - Как записать выражением? Прочитать. Проверяем.
27. Герои сказки «Гуси-лебеди». (Слайд 19, 20 – выборочная работа)
 - Назвать героев сказки, которые помогли нам справиться с поставленной задачей.
 - Проверяем.
28. Поговорка (Слайд 21)
   « Сказка – ложь, да в ней намёк, нашим детям всем урок».
 - Объясните.
 - Чему учит эта сказка?                                                                                                                                          29. Итог. (Слайд 22)
 - Чему научились на уроке? Что повторили? Какие трудности встретили?
«Спасибо за урок!»
 - Оценки.
30. Домашнее задание. (Слайд 23)
- Повторить таблицу умножения.