Использование технологии деятельностного метода в преподавании математики в педагогическом колледже (КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО)

Ольга Николаевна Жарковская,
преподаватель математики, методики математики,
ГБОУ СПО Педагогический колледж №5,
г.Москва


Использование технологии деятельностного метода в преподавании математики в педагогическом колледже
(КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО)


Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Современный мир - это мощный поток информации! В результате изучения профессионального модуля ПМ.01. «Преподавание по программам начального общего образования», обучающий должен уметь использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках. Поэтому важно, чтобы будущий учитель имел представление о разных концепциях в методике преподавания математики, владел современными технологиями.
Педагог оказался перед необходимостью кардинально пересмотреть традиционные взгляды на обучение студентов. Но какой технологией воспользоваться нам, учителям учителей?
В основе ФГОС НОО лежит системно - деятельностный подход, направленный на развитие личности обучающегося, на познание и освоение мира, что составляет цель и основной результат образования.
Поэтому и целесообразно применить технологию деятельностного метода на занятиях в работе со студентами, так как это позволит познакомить их с новой технологией не по учебникам, а прочувствовать ее на деле.
С этой целью свои уроки «Открытия новых знаний» выстраивала в этой технологии. В качестве примера предлагаю приемы организации урока «Открытия новых знаний», построенного в технологии деятельностного метода.

МДК 01.04
Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Выдержки из ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, реализуемые на данном уроке:

требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.
Знать:
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания начального курса математики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования
на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Конспект урока «Открытия новых знаний»

Тема: «Различные методы решения текстовых задач в начальной школе».
Цель – организовать деятельность обучающихся на учебном занятии по ознакомлению с различными методами решения задач в начальной школе.
Задачи
Образовательные:
осознать необходимость знания различных методов решения задач для учителя начальной школы;
систематизировать знания обучающихся о различных методах решения задач в начальной школе;
закрепить знание об оптимальном подборе методов, форм и средств организации урока «Открытия новых знаний», построенного по технологии деятельностного метода.
Развивающие:
развивать умения делового общения, устную связную речь, развивать навыки исследования, умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выбор; развивать память, внимание;
способствовать формированию коммуникативной компетенции через приемы (ОК6): дискуссия, работа в группе, выбор руководителя, вопрос - ответ, умение слушать и слышать;
способствовать формированию социально-трудовых компетенций (ОК1, ОК2, ОК6) через форму работы в группах;
способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования (ОК8) через самостоятельную работу, самооценку учебной деятельности;
развивать практические умения по подбору необходимого материала по теме «Методы решения задач в начальной школе»;
развивать профессиональный словарь в ходе осмысления понятий: технология, метод, деятельностный метод, учебная деятельность.
Воспитывающие:
воспитывать ответственность, интерес к будущей профессии;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при групповой работе;
воспитывать ответственность за свою выполненную работу.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, ноутбуки с подключением к сети Интернет (один на группу студентов из 4х человек), проекционная аппаратура.

Название этапа
Цель, ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Мотивировать студентов к учебной деятельности:
-актуализируются требования к студенту со стороны учебной деятельности («надо»);
-устанавливаются тематические рамки («могу»);
-создаются условия для возникновения у студента внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Беседа
Сегодня нам предстоит познакомиться с новой и очень важной темой для учителя начальной школы.
Как вы думаете, какой тип урока будет сегодня у нас? («Открытия новых знаний»).
Обоснуйте свою точку зрения.
Перечислите этапы построения урока этого вида.
Задание группам
Определить, все ли этапы будут выполнены на нашем уроке.
Урок «Открытия новых знаний» и мы будем находиться в учебной деятельности.
Что это значит?
Назовите два основных этапа учебной деятельности.
Как мы работаем на таких уроках? (По группам).
Все помнят правила коммуникативного взаимодействия в группе?
Перечислите некоторые из них.
Над какой темой мы работали на предыдущем занятии? («Обучение младших школьников решению текстовых задач»).
Как вы думаете, имеет ли эта тема прикладное значение? Обоснуйте свой ответ.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового алгоритма, их вербальная и знаковая фиксация. Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. Мотивация к пробному действию. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании.
Вопросы и задания для студентов:
Какое домашнее задание было задано?
(Решить задачи для 4 класса арифметическим методом и описать основные этапы решения данных задач).
Обсудите в группах, есть ли необходимость проверить домашнее задание. (В случае необходимости – разобрать).
В чем состоит суть арифметического метода решения текстовых задач?
Каковы основные этапы решения текстовой задачи, решенной арифметическим методом?
Индивидуальная работа
(Выполняется задание индивидуально и только потом обсуждается в группах).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 1. Задания дли индивидуальной работы.
(Как правило, студенты отвечают, что первую задачу можно предложить учащимся 1 класса, а вторую - после изучения таблицы умножения).
Выслушиваем различные мнения представителей групп, проверяем решение.
На слайде представлен правильный ответ.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 2. Правильный ответ.
Сравниваем.

3. Постановка проблемы
Зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение. Выявить и зафиксировать причину затруднения.
Обсуждаем, находим несоответствие своих ответов с данным.
Вопросы для беседы:
-Возникло затруднение?
-Почему возникло затруднение? – Не знаем метода решения, который бы позволил решать задачи такого вида в 1 классе и, тем более, в детском саду.
-Итак, что же нам необходимо узнать? – Новые методы решения задач.


4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Построить проект выхода из затруднения.
На данном этапе студенты в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.
Процессом руководит учитель. Используется подводящий диалог.
На данном этапе студенты в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.
Процессом руководит преподаватель. Используется подводящий диалог.
- Какую цель поставили? – Узнать о различных методах решения задач и научиться методически правильно применять их при решении задач в начальной школе.
- Как бы вы сформулировали тему урока? - «Различные методы решения текстовых задач в начальной школе».
- Где можно найти необходимую информацию, которая помогла бы вам изучить данную тему? - (Учебник, Интернет, справочники, словари).
У каждой группы - список литературы, ссылки на сайты.
Задание для студентов
составить таблицу, в которой были бы представлены различные методы решения задач;
перечислить их основные признаки.
Ответить на вопрос: «Какими методами можно решить данные задачи?».
(Каждая группа должна в течение 10 минут на больших листах представить свою работу).


5. Реализация построенного проекта
Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Зафиксировать построенный алгоритм в речи. Организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия, и зафиксировать преодоление затруднения. Уточнить общий характер нового знания.
Студенты действуют по плану, преподаватель, при необходимости, корректирует работу.
Студенты представляют свои работы. Идет обсуждение.
Уточняется, что новые методы можно использовать для решения различных видов задач.
Выясняется, что самое трудное. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения, еще раз выявляются причины индивидуальных затруднений.


6. Первичное закрепление
Организовать усвоение нового способа действий при решении типовых задач. Этап сопровождается рефлексией того, что делается, как делается, все ли понятно.
Групповая работа
На этом этапе студентам предлагается описание различных методов решения задач, необходимо определить название метода.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 3. Задание для групповой работы.
Этап сопровождается рефлексией того, что делается, как делается, все ли понятно. Алгоритм решения проговаривается вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях. Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
На этом этапе студентам предлагается индивидуальная самостоятельная работа.
Даны задачи с решением, необходимо определить, каким методом они решены.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 4. Индивидуальная самостоятельная работа.
Для тех, кто быстрее других справится с заданием, предлагается дополнительное на карточках.
На экране показан эталон выполнения задания.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 5. Эталон выполнения задания.
Студенты проверяют свои работы. Идет обсуждение.
Выясняется, что самое трудное. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения, еще раз выявляются причины индивидуальных затруднений.


8. Включение в систему знаний и повторение
Выявить границы применимости нового знания. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Групповая работа
Студентам предлагается подобрать задачи из учебников начальной школы, которые можно было бы решить различными методами.
На слайде № 6 дана таблица, студенты ее заполняют. (Работают на ноутбуках). Каждая группа представляет свою таблицу. Идет обсуждение.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 6. Таблица для заполнения.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Провести рефлексивный анализ учебной деятельности. Оценить собственную деятельность на уроке. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. Обсудить и записать домашнее задание.
Вопросы для беседы
-Повторите тему и цель сегодняшнего урока.
-Какими методами можно воспользоваться для решения задач в начальной школе?
-Как вы считаете, для чего будущему учителю важно уметь решать задачи различными методами?
-Находились ли вы в учебной деятельности?
-У кого получилось самостоятельно построить план действий?
-У кого остались затруднения при выполнении самостоятельной работы?
-Какие действия необходимо предпринять для устранения затруднений?
-Все ли этапы урока «Открытия новых знаний» были соблюдены на уроке?
-Назовите основные этапы нашей деятельности.
-Какова была роль учителя на уроке?
В завершение урока согласовывается домашнее задание.


Подводя итоги, хочу поделиться опытом: проще всего в технологии деятельностного метода конструируются уроки «Открытия новых знаний».
Легко на таких уроках ввести или уточнить некий алгоритм действий. Поэтому, разрабатывая такие уроки, сначала можно продумать проблемную ситуацию, выход из нее, а затем под этот алгоритм продумывать остальные этапы урока.
И конечно, такого типа уроки нравятся студентам. То есть появляется интерес к учению, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к профессиональной деятельности.
Технология деятельностного метода действительно:
активизирует познавательную деятельность студентов;
способствует повышению качества усвоения материала;
развивает деятельностные способности студентов;
повышает мотивацию к профессиональной деятельности;
возрастает эффективность самостоятельной работы.

Список литературы
1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. - М.: Владос, 2011.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 288с.
3. Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 453 с.

Учебники начальной школы
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство и год издания

1
Математика. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
М.: БАЛАСС, 2012, (4 кл. – 2013)

2
Математика. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.
М.: Вентана-Граф, 2012 (4 кл. – 2013)

3
Математика. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов

Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С.В.
М.: Просвещение, 2012 (4 кл. – 2013)


Интернет - ресурсы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
15