Статья Развитие речи на современном этапе совершенствования общества.


 
Развитие речи на современном этапе совершенствования общества.
Учитель начальных классов
Клишина Л.А.
  На современном этапе совершенствования общества и процесса ускорения во всех областях жизни роль и значение повышения речевой культуры, развития речи неизмеримо возрастают.
Процесс овладения языком и есть развитие речи.
Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка.
Развивать речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь нельзя развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь  недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.
В развитии речи выделяются 3 линии:
работа над словом;
работа над словосочетаниями и предложениями;
работа над связной речью.
Все эти три линии развиваются параллельно: словарная работа дает материал для предложений; при подготовке к сочинению проводится работа над словом и предложением. Развитие речи в обучении родному языку – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах.
К уровню развития речи учащихся предъявляются следующие требования:
Содержательность
Логичность
Точность
Выразительность
Ясность
Правильность
Очень важным является факт обогащения словаря учащихся. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления, которые обязательно нужно учитывать:
узнавание учениками значений новых слов, что приведет к увеличению словарного запаса;
изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов или синонимов, и  их различий;
превращение пассивного словаря в активный;
устранение слов-паразитов, нелитературных слов, исправление ошибок в произношении и ударении.
Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Все это должно идти параллельно, поскольку развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.
Работа над словосочетанием проводится следующая:
Выделение словосочетаний из предложения;
Установление связей между словами с помощью вопросов;
Составление самостоятельных словосочетаний.
При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе развития речи учащихся, все же надо помнить, что словосочетание не самоцель. Работа над словосочетание ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.
Упражнения с предложениями делятся на 3 группы:
Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
Конструктивные упражнения –это построение предложений на основе усвоенных закономерностей.
Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструкций.
Любой урок русского языка включает работу с пословицами, поговорками, антонимами, синонимами, фразеологизмами.
Виды школьных текстовых упражнений:
Изложения;
Сочинения;
Отзывы о прочитанном, письма и т.п.;
Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения, проекты. В течение 1 четверти учащиеся 4 «Б» класса написали 1 изложение и 3 сочинения. Наибольший интерес у ребят вызвало сочинение «Портрет моего друга».
Приведу пример такого сочинения. Автор данной работы Гречишников Никита.
«У меня много товарищей, но настоящий друг — один, его зовут Достар. Он азиатской внешности. Отличительной чертой являются глаза. Они раскосые. У него большой нос аккуратной формы. Волосы черного цвета, коротко стрижены. Он добрый, отзывчивый и честный человек. С ним очень весело и интересно проводить время.
Достар - верный надежный друг.» Учащиеся моего класса принимают активное участие в школьных НПК. В 2013-2014 учебном году Манченко Регина написала проект « Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей» и заняла 3 место среди учащихся начальной школы и 3 место в Республиканском конкурсе «Зерде» в 2015 году.
В 2014-2015 учебном году этой же девочкой был написан проект «История игрушки. Кукла». Эта работа заняла 1 место среди учащихся начальной школы.
В мае 2014 года мы с ребятами посетили столицу нашей Родины город Астану. Экскурсия произвела на детей неизгладимое впечатление, и они написали большое количество эссе. Все эти работы были собраны в одну статью и опубликованы в Республиканской газете «Дружные ребята». Название статьи – «Сердце нашей Родины – Астана».
1 сентября 2015 года ребята 3 «А» и «Б» классов посетили городскую детскую библиотеку им. Абая. После этого ребята написали заметку на сайт школы.
«1 сентября первый день осени и первый день учебного года. Сегодня по всей стране на линейках собрались нарядные школьники с букетами цветов и счастливые педагоги, соскучившиеся по «своим» детям за летние каникулы. После линейки мы, учащиеся 3 классов СОШ №83 им. Г. Мустафина, посетили городскую детскую библиотеку им. Абая. Работники библиотеки поздравили нас с Днём знаний, организовали экскурсию по залам библиотеки, познакомили с книжными новинками. Кроме того, библиотекари провели для нас первый урок. Мы с интересом «путешествовали» по станциям, отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки. Самые активные были награждены подарками. Данным мероприятием остались довольны и мы, и педагоги, и наши родители».
Какие умения должны быть у школьников после занятий по развитию речи?
Осмысление темы, ее раскрытие, подготовка информации и материала, его отбор и применение разнообразных языковых средств. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
Подготовка словарного запаса, словосочетаний, трудных слов и их правописание.
Умение связно излагать мысли и устно, и в тетрадях, т.е. писать сочинения, уметь развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями.
За короткий срок невозможно увидеть эффект. Если все приемы по развитию речи отрабатываются не только во время уроков, но и дома, и в общении со сверстниками, то вся работа приведет к успеху, который будет заметен и ученикам, и их учителю, и родителям. Любое занятие по развитию речи – это большая подготовка и трудоемкий процесс, имеющий цель научить любого ребенка владеть своей речью.