Разработка урока с применением технологии деятельностного метода обучения на тему Сложение и вычитание смешанных чисел.(5 класс)

Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробных частях.
Повторить и закрепить: выделение целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

Самоопределение к учебной деятельности.
Цели этапа:
Включить учащегося в учебную деятельность;
Определить содержательные рамки урока: продолжаем работать со смешанными числами.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.
Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность)
Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами?
С собой на охоту мы возьмём смекалку

Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).
Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби).
Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями).
Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа).
А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби).
Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами).
Для изучения новой темы вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: представление смешанного числа в виде неправильной дроби;
Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть смешанные числа за ограниченное время.

Организация учебного процесса на этапе 2:

На доске записаны дроби:
13 EMBED Equation.3 1415
На какие группы можно разбить данные дроби? (Одна группа ребят выписывает правильные дроби, другая неправильные, третья смешанные).
Правильные: 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415.
Неправильные: 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415.
Смешанные числа: 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415.

Ребята, возьмите в руки маркеры, фломастеры или ручки.
Вспомните задание: запишите число в виде неправильной дроби.
(Ребята записывают по порядку:13 EMBED Equation.3 1415).
Следующее задание: выделить целую часть неправильной дроби.
(Записывают ответ на другой стороне: 13 EMBED Equation.3 1415).

Играем «Правильные и неправильные дроби».
Я читаю сумму дробей: 13 EMBED Equation.3 1415

Ученик отвечает: 13 EMBED Equation.3 1415

Другой ученик отвечает: 13 EMBED Equation.3 1415

Следующий ученик: 13 EMBED Equation.3 1415

Следующий ученик: 13 EMBED Equation.3 1415. Стоп, игра! (неправильная дробь)

Возобновим игру. Начинает другой ученик.

Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы провели? (Сложение и вычитание дробей).
Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Проговаривают правило, на доску вывешиваем правило, записанное в общем виде, или ученик записывает на доске).

13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415

Ребята, посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, которое из них лишнее и почему?
На доске записаны выражения:
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415

(Ребята называют последнее, так как это сумма смешанных чисел).
Попробуйте ребята выполнить последнее действие.
(На доске запишем несколько вариантов ответа).

Индивидуальное задание. С помощью кругов и равных долей круга выполните действия:
I в. 13 EMBED Equation.3 1415

II в. 13 EMBED Equation.3 1415

Учащиеся говорят свои ответы, записываем на доске.


Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цели этапа:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вам нужно было выполнить? (Сложить и вычесть смешанные числа).
Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа).
Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел». Запишем тему в тетрадь.
А сейчас расскажите, как вы выполняли задание.
I в. 13 EMBED Equation.3 1415

II в. 13 EMBED Equation.3 1415

Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел.

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Сложить (вычесть) целые части;
Сложить (вычесть) дробные части;
Записать ответ;

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
Зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Работа в группах.
Задание: дополнить правило – алгоритм.


I
II


1)13 EMBED Equation.3 1415
2)13 EMBED Equation.3 1415
3) 13 EMBED Equation.3 1415
4) 13 EMBED Equation.3 1415
5) 13 EMBED Equation.3 1415


1)13 EMBED Equation.3 1415
2)13 EMBED Equation.3 1415
3) 13 EMBED Equation.3 1415
4) 13 EMBED Equation.3 1415
5) 13 EMBED Equation.3 1415



Дополним алгоритм следующими пунктами.

4. Если необходимо, дробную часть сократить.
5. Если дробная часть неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить к целой части результата.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:
Примеры на доске. Решаем, проговаривая.(используем алгоритм)

1)13 EMBED Equation.3 1415

2) 13 EMBED Equation.3 1415
3) 13 EMBED Equation.3 1415
4) 13 EMBED Equation.3 1415

5)13 EMBED Equation.3 1415























1.Сложим целые части, получим 10 целых.
2.Сложим дробные части, получим 13 EMBED Equation.3 1415
3.Запишем результат 13 EMBED Equation.3 1415.
Дробь 13 EMBED Equation.3 1415неправильная, выделим целую часть.
Прибавим к целой части результата.



Работа в парах, с проверкой по образцу.

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:
Ребята решают примеры. Отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.

13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415



















Эталон.

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

















7. Включение в систему знаний и повторение.

Цели этапа:

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнение действий со смешанными числами, с использованием свойств чисел, решение задач, с использованием алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел.
Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: представление числа в виде дроби с любым знаменателем.

№ 1065 – один ученик у доски.

8. Рефлексия деятельности на уроке:
Цели этапа:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел;
Оценить собственную деятельность на уроке;
Обсудить и записать домашнее задание.

Что нового вы сегодня узнали?
Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?
Какие знания использовались для достижения цели?
Всё ли у вас получалось?
В чём были затруднения?
Оцените себя: поставьте, ребята, себе оценочку.

Итог:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

Все получили 5.








13PAGE 15


13PAGE 14715



13 EMBED Equation.3 1415



Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native