Урок по математике на тему Симметрия


Технологическая карта изучения темы по математике «Симметрия». 3 класс.
Автор: Попова С.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Ангарска Иркутской области
Учебный предмет Математика
Класс 3
Тип урока Урок открытия новых знаний
Технология построения урока ТРИЗ-технология через практическую и экспериментальную работу.
Тема урока Симметрия.
Цель урока Через поисковую работу выявить признаки симметричных фигур. Дать определение симметрии.
Основные термины, понятия Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии.
Оборудование Компьютер (презентация к уроку, музыкальное сопровождение физминутки).
Листы для практической работы № 1, № 2 (на 2 варианта).
«Копилка» геометрических фигур для дополнительного задания.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Понимание признаков симметричности.
Осознание роли оси симметрии в положении и форме фигуры.
Освоение навыка построения симметричных фигур.
Личностные УУД: – Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. – Установка на спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя. - Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению. - Формирование чувства сострадания, желание помочь.
Регулятивные УУД: - Продолжение знакомства с правилами организации учебной работы. - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Использование различных способов поиска, обработки, анализа информации, изображений. – Развитие самостоятельности и способность к  рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. - Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, - Умение высказывать свое предположение на основе учебного материала. - Осуществление самоконтроля. - Умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности.
Познавательные УУД: - Узнавание на рисунке наиболее распространенные геометрические фигуры, умение давать им название. - Определение значение понятий: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии. - Умение устанавливать причинно-следственные связи между формой фигуры и ее отношением к симметрии. Узнавать симметричные фигуры. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по признакам, установление причинно-следственных связей между осью симметрии и формой, положением фигуры.
Коммуникативные УУД: - Контролировать свою речь, ее четкость, точность, правильность. -Формировать умение адекватно оценивать свое собственное поведение и поведение окружающих. - Умение работать в паре, распределять роли. - Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
действия учителя действия ученика примечание
1. Организационный момент.
Цель: Проверка готовности к уроку. Создание рабочей обстановки.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем совершать открытия. Для этого вы и ваши рабочие места должны быть к этому готовы. Необходимо быть внимательными, аккуратными, работать дружно.
- Открываем рабочие тетради, записываем число. Проверяют готовность рабочего места. Открывают рабочие тетради, записывают число: 20.11.13.
Классная работа. 2. Актуализация знаний. Цель: Активизация творческого воображения. Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания. 2.1 Наблюдение. -Отгадайте загадку:                
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
  Я сорвать его хотел –
  Он вспорхнул и улетел.
На доску вывешивается бабочка неправильной формы.
- Рассмотрите бабочку. Что необычного заметили?
2.2 Фиксирование в индивидуальной деятельности.
-Да, в природе вы не встретите такую бабочку. Природа – мир гармонии и красоты. Скорее мы встретим такую бабочку. (Вывешивается бабочка правильной формы)
- Что вы скажете о форме этой бабочки?
- Назовите еще примеры симметричности из мира живой природы. (На слайде фактическая ошибка – гриб не растение.)
- А в неживой природе есть такие примеры? (Бабочка)
(Бабочка неправильной формы)
1 2 3
(Имеет симметричную форму, т.е. с правой стороны так же, как и с левой)
(Стрекоза, лист рябины, лягушка, птицы, … ) Находят факт. ошибку.
(Снежинка, капля дождя, Луна в полнолуние, …)Формируется понятие симметричности, умение отличать симметричные фигуры.
Связь с окружающим миром.
Слайды №1
№ 2
Слайды № 3

Формулирование темы.
- Сформулируйте тему урока.
(При необходимости учитель уточняет. На доску крепится «Симметрия».)- Обратите внимание как пишется это слово. Какие орфограммы увидели?
(Учитель графически обозначает орфограммы.)
- Попробуйте дать определение, что такое симметрия? Формулируют тему.
Называют орфограммы.
Дают определение. Связь с русским языком.
3. Постановка проблемы через практическую работу. Цель: Осознание роли оси симметрии в положении и форме фигуры.
Задание: - У вас на парте листочек № 1. Карандашом поставьте на нем точку А. Постройте точку В, симметричную точке А.- Какое то затруднение возникло?
- Где? Почему? Что делать? Пробуют, …
Устно предполагаются необходимые условия. Экспериментируют.
Практическая работа № 1.
- Линия сгиба называется осью симметрии. Возьмите лист бумаги и согните пополам – что это?
На доску крепится «Ось симметрии».)- Что видим?
- Соедините точки по линейке. Что интересного заметили в расположении точек А и В ?(Ось симметрии.) Выполняют построение точки.
(Что точка симметрична другой точке относительно сгиба)
( Что они располагаются на одинаковом расстоянии относительно линии сгиба.) (Перенести с помощью отпечатывания, прокола и т.д.)
4. «Открытие» детьми нового знания. Цель: Освоение навыка построения симметричных фигур.
- Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии.
-Такие прямые называются перпендикулярными.
- Давайте сформулируем свойство симметричных точек. (Получился прямой угол).(Симметрич ные точки расположены на прямой, перпендикулярной оси симметрии, на равном расстоянии от неё). Физминутка. Увидеть аналогию симметрии - зеркало.
- С помощью соседа покажите симметричные фигуры № 1,
№ 2, № 3, № 4. (Одна пара у доски.) - На что похоже? Показывают фигуры.
(Зеркало.) Музыкальное сопровождение
Практическая работа № 2. Цель: Составление (в паре) алгоритма построения симметричных фигур.
Даны два листа:
1 достроить симметричную фигуру
2 построить фигуру симметричную данной (Распределены по степени трудности с учетом возможностей обучающихся.)Обобщение:
- Как построить фигуру симметричную данной?
- Какие фигуры получатся, если действовать по данному алгоритму? (На доску крепится «Симметричные фигуры».)
- Сколько осей симметрии может быть у одной фигуры? Докажите примером. Алгоритм:
1. Переносим каждую точку относительно оси симметрии
2. Соединяем полученные точки
3. Визуально проверяем (Мысленно сгибаем изображение)
Отвечают, подтверждают ответ примером. Работают индивидуально, алгоритм – вместе.

Слайд № 4
5. Первичное закрепление. Цель: Применение новых знаний на практике.
5.1. Работа по учебнику
стр.40 – теория, №2 ( под руководством учителя), стр.41 № 3 – в тетради с проговариванием вслух, № 4 Выполняют №, комментируют. 6. Итог урока.
1.Рефлексия
- Как называется тема, с которой мы работали?
- Какие фигуры можно назвать симметричными?
- Что такое ось симметрии?
- Какими способами можно проверить симметричность фигур?
- Посмотрите на доску. Найдите однокоренные слова.
Какие из них - форма одного слова?
2. Самооценка
- Как вы сегодня поработали?
(Выставление отметок учителем.)
3. Домашнее задание
Алфавит – нахождение симметричных фигур, стр. 41 №5. (Симметрия.)
(Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии.)
Общая самооценка.
Связь с русским языком.
? Дополнительно (если остается время): Копилка геометрических фигур. Игра «Я беру тебя с собой».
Достоинства урока:
1. Урок построен соответственно требованиям ФГОС. Формирует все необходимые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Обучающиеся самостоятельно добывают знания. Учитель только направляет и вводит новые термины.
2. Задания подобраны так, что прослеживается связь с другими предметами:
Русским языком (знание орфограмм, понятие однокоренных слов и разных форм одного и того же слова);
Окружающим миром (живая, неживая природа, группы животных, признаки растений);
Изо (чтобы сказать, что есть фигуры имеющие бесконечное множество осей симметрии, необходимо вспомнить принцип построения круга, с которым знакомились на уроке изо).
3. Каждое задание целенаправленно ведет к достижению основной образовательной цели. Даже физминутка составлена так, чтобы через фантазию и движение получить предметные знания и умения.
4. В практической работе № 2 предусмотрены разноуровневые задания, чтобы учесть индивидуальные особенности обучающихся.
5. На уроке используется презентация, что позволяет продемонстрировать не только плоские симметричные фигуры, но и объемные симметричные предметы. Это сближает теоретические знания по предмету и реальную жизнь.
6. Тема изучается на доступном материале; используются «яркие пятна» - загадки, игры. Это позволяет вызывать дополнительный интерес у обучающихся.
7. Задания в физминутке и практической работе № 2 (составление алгоритма) могут быть выполнены только в паре. Поэтому детям приходится учиться выстраивать взаимоотношения в совместной деятельности.
Достоинства данной формы написания технологической карты состоит в том, что:
1. Если по программе идет серия уроков по данной теме, то нет необходимости на каждый урок подробно прописывать УУД. (Достаточно перед первым уроком четко определить цели и задачи, а перед последующими - только уточнять или корректировать их.)
2. Данная форма поурочного планирования удобна в практическом использовании: достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть необходимый этап урока, сориентироваться в вопросах или деятельности обучающихся.