Статья «Психолого-педагогическая помощь выпускникам в подготовке к Единому государственному экзамену»


Статья «Психолого-педагогическая помощь выпускникам в подготовке к Единому государственному экзамену»

Цели:
- раскрыть условия для успешной сдачи ЕГЭ;
- практические советы для организации процесса повторения;
- психологические советы выпускникам














































На протяжении всего учебного года администрация школы, методический совет, психологическая служба проводит целенаправленную систематическую работу по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности.
Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.
Я хочу поделиться материалами круглого стола «Психолого-педагогическая помощь выпускникам в подготовке к Единому государственному экзамену », цель которого (слайд 2).
Актуальность темы круглого стола обосновывается задачами модернизации образования и дальнейшим становлением системы подготовки школьников к ЕГЭ, направленной на повышение эффективности качества образования.
ЕГЭ при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.  
Основными целями ЕГЭ являются:
- итоговая аттестация выпускников общеобразовательных школ на соответствие требованиям, единых для всей страны Государственных стандартов;
- отбор наиболее подготовленных выпускников школ, независимо от места их жительства, для продолжения обучения в вузе;
- оценка качества образования в целом по стране и в каждом конкретном регионе.
Российская высшая школа в настоящее время все чаще предъявляет тесты абитуриентам и студентам. В связи с этим учитель должен знакомить обучающихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.     Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка.
В своей работе учителя-предметники должны применять следующие принципы подготовки к ЕГЭ:
первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к наиболее сложным;
второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала;
третий принцип – тренировочный. На консультациях обучающимся предлагать тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам;
четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение;
пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы ребята могли контролировать себя - за какое время и сколько заданий они успевают решить;
шестой принцип – контролирующий. Максимальная нагрузки по содержанию и по времени для всех обучающихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
            Следуя этим принципам, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Цель педагога-предметника состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро выполнять задания , оформлять их чётко и компактно. Развивать их способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараться давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
Одним из важнейших направлений совершенствования процесса обучения является целенаправленная систематическая работа учителя по организации повторения, эффективность которого определяется следующими принципами: целенаправленности, сознательности, активности и самостоятельности, регулярности и систематичности,  проблемности,  прочности и системности, доступности, дифференциации и индивидуализации.
Основная подготовка к ЕГЭ осуществляется через уроки. Особую роль, на мой Взгляд, при новой форме проведения выпускного экзамена, приобретает организация итогового повторения. Не менее важным является необходимость формирования у выпускников следующих умений:
-быстрее переключаться с одного типа заданий на другой;
-выбирать оптимальную стратегию при решении как одного задания, так и всей работы в целом;
-проверять полученный результат решения.
В связи с внедрением ЕГЭ в практику Российской школы, становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.
В процессе повторения память у ребят развивается. Эмоциональная память опирается на наглядно - образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.
Давайте вспомним виды уроков- повторения:
Вид повторения
Цель повторения

Вводное
Активизация элементов ранее изученного материала для облегчения изучения нового материала

Текущее
Борьба с феноменом забывания: активизация в ходе работы над темой ранее изученного материала этой же темы.

Поддерживающее
Борьба с феноменом забывания: активизация материала ранее изученных тем этого же учебного курса

Итоговое
Активизация материала всего учебного курса для построения его логической структуры и выстраивания внутрипредметных и межпредметных связей.

Систематизирующее
Укрупнение логической структуры изученного материала путем объединения его элементов в группам по разным признакам, и выстраивания системы взаимосвязи между этими группами.

Обобщающее
Выделение основных содержательных и функциональных линий материала изученной темы, ключевых фактов, понятий, алгоритмов и ценностных установок.


Основные требования к повторению:
- первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: когда повторять? Оно должно осуществляться по принципу: «Учить новое, повторяя , и повторять, изучая новое» (В.П.Вахтеров);
- второе требование к организации повторения должно отвечать на вопрос: Что повторять? Исходя из высказываний классиков педагогики, можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:
1.Не следует повторять всё ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых  группируется учебный материал.
2.Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
3.Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4.Не следует повторять всё в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.
- третье требование к организации повторения должно отвечать на вопрос, как повторять, то есть осветить те методы и приёмы, которыми должно осуществляться повторение. Методы и приёмы повторения должны находиться в тесной связи с видами повторения. При повторении необходимо применять различные приёмы и методы, сделать повторение интересным путём внесения, как в повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие методов повторения может устранить то противоречие, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено когда-то.
В работе с наиболее слабыми ребятами предлагается применение индивидуальных образовательных маршрутов, с сильными – технологии дистанционного обучения.
Для успешного применения какой-либо педагогической технологии, в первую очередь, должны быть выполнены следующие условия:
- учитель должен хорошо знать психологические особенности и образовательные возможности каждого ученика;
- психологическая атмосфера в классе должна быть благоприятна для работы учеников и работы учителя, т.е. ученики не должны бояться или стесняться задавать вопросы, учитель должен быть готов доказать свою точку зрения или согласиться с точкой зрения ученика;
- учитель должен обладать авторитетом и пользоваться уважением учеников.
Для долговременного хранения информации в памяти, также необходимо повторение. Давайте рассмотрим способы организации процесса повторения (слайды 3,4)

Информационная работа, которую проводит учитель, включает в себя знакомство обучающихся и их родителей с целями ЕГЭ, структурой и содержанием контрольных измерительных материалов, степенью трудности заданий, условиями их успешного выполнения. Включенные в КИМы тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет используются учителями - предметниками на этапе заключительного повторения. Вот Вам некоторые советы: слайд 5
Каждый учитель-предметник, готовя ребят к экзаменам, понимает , что необходимо создать комфортные, благоприятные условия во время подготовки к ним. Поэтому останавливаю внимание учителей на определение комфортности, какой бывает атмосфера психологического комфорта (слайд 6).

Давайте рассмотрим, психологическое сопровождение для учителя, так как экзамены – ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами – это просто стресс.
Рекомендации:
Постарайтесь спокойно относиться к требованиям администрации по поводу подготовки к проведению процедуры экзаменов. Помните, ваш опыт – залог вашей успешной работы.
Всегда проявляйте интерес к волнующим вопросам детей. Старайтесь отвечать на них.
Всегда отмечайте успешно сделанное задание ребятами.
Учитывая индивидуальные особенности детей, учите распределять время в процессе подготовки к экзаменам.
Обеспечивайте эмоциональный комфорт, используя юмор, так как он снижает тревожность.
Знакомьте с методикой подготовки к экзамену по своему предмету.
Советуйте родителям и детям, дополнительные источники подготовки к экзаменам.

Работая с детьми, мы с вами постоянно говорим о том, что подготовка к экзаменам, это каждодневный труд, ведь необходимо привести в систему знания, полученные за многие годы обучения по нескольким предметам. Мы учим их распределять свое время, так помимо подготовки к экзаменам, у них идет учебный процесс, где они каждый день должны выполнять домашние задания, готовиться к контрольным, зачетам, семинарам и т.д. Но все же некоторые советы с психологической точки зрения, мы им можем дать:
Подготовьте место для занятий;
Составьте план занятий. Определитесь: кто вы «сова» или «жаворонок»;
Начинайте подготовку с самого трудного раздела;
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятия, 10 минут – перерыв;
Выполняйте как можно больше тестов по предмету;
Оставьте 1 день перед экзаменом для повторения сложных вопросов;
Помните! Перед экзаменом необходимо хорошо выспаться.

Советы психолога: слайды 7-12

На протяжении 10-11-х классов учителя-предметники всегда выступают на родительских собраниях с целью результатов предметной обученности выпускников, с рекомендациями, как лучше их детям подготовиться к экзаменам.
Советы родителям:
Не тревожьтесь о количестве баллов. Внушите ему мысль, что количество баллов является совершенным измерением его возможностей;
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена;
Обеспечьте дома удобное место для занятий, чтобы ему никто не мешал;
Помогите детям распределить темы для подготовки по дням;
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе;
Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок;
Обратите внимание на правильное питание, которое стимулирует работу головного мозга;
Не критикуйте ребенка после экзаменов.

Помните! Главное снизить напряжение и тревожность ребенка.
Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к ЕГЭ.
Используемая литература:

- официальный сайт ЕГЭ;
- Статья М.Ю. Чибисовой. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. 2009 ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- Статья «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  ;
- Статья «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915