Дифференцированный подход в обучении устной речи в рамках подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гумманитарная академия»
(ПГСГА)
Факультет иностранных языков






Аттестационная итоговая работа по теме
«Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам»

Дифференцированный подход в обучении устной речи
в рамках подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку




Выполнил:
Учитель английского языка
Ларионова Ж.А.
МБОУ СОШ № 6
Ленинского района г. Самары

Подпись:

Научный руководитель:
к.п.н., доцент Е.Г.Марусева





Оценка:__________________
02.03.2012г




Самара 2012

Оглавление

Введение.
Определение понятия «урок».
Основные черты урока иностранного языка.
Особенности дифференцированного подхода в обучении иностранному языку при подготовке к ЕГЭ.
Варианты дифференцированного подхода.
Классификация учащихся по индивидуальным способностям.
Организационные формы работы на уроке английского языка при подготовке к ЕГЭ.
Учет психологических особенностей учащихся при организации заданий на уроке английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ.
Дифференцированный подход к подготовке раздаточного материала при подготовке к ЕГЭ.
Практическая деятельность учителя.
Выводы.
Заключение.
Литература.

























Введение


Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально-
-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества. Данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы, так как проводившиеся на протяжении последнего столетия поиски многих известных педагогов и психологов привели к созданию целого ряда форм и способов дифференцированного обучения и в той или иной степени получили практическое воплощение.
За последние годы проблеме дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ Н.С. Лейтеса, Е.С. Пассова, Е.С. Рабунского и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства ее реализации. Н.С. Лейтес исследовал значение развития иноязычных способностей как основы индивидуализации и дифференциации обучения иностранному языку. Е.С. Пассов разработал практические приемы организации дифференцированного подхода в обучении. Е.С. Рабунский работал над выделением критериев для дифференциации учащихся на учебные группы, на основе чего создал очень полную и доступную классификацию школьников
В чем же состоит суть дифференцированного подхода? Суть его заключается в разделении класса на определенных этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей учащихся; каждая группа овладевает знаниями и умениями различными темпами, имеет свой вариант работы. Параллельно создаются благоприятные условия для усвоения учебного материала отдельными учащимися.
Необходимо отметить, что существуют две формы дифференциации процесса обучения: внутренняя и внешняя. Для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения школьников иностранному языку наибольший интерес представляет внутренняя или внутриклассная дифференциация, которая может происходить в трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной. При использовании учителем групповой формы работы появляется возможность включать в активную работу практически всех учащихся класса и добиваться хороших результатов. Индивидуальная форма работы способствует прочному усвоению языковых знаний и приобретению устойчивых речевых навыков. При использовании фронтальной формы работы каждый индивидуально решает такую же задачу, как и все остальные
В настоящее время существует широкий выбор различных форм дифференцированного обучения, каждая из которых должна опираться на специально разработанные дидактические материалы (учебные тексты, системы заданий и упражнений, самостоятельные и контрольные работы).

Естественно, что многие положения дифференциации процесса обучения требуют дальнейшей научной и экспериментальной разработки, что и предусматривается в перспективном плане развития учебного комплекса с дифференцированным обучением. Но уже имеющиеся в педагогике научные данные о высокой результативности дифференцированного подхода в обучении (достаточно высокая успеваемость, поступление большинства выпускников в престижные вузы и т.д.) свидетельствуют о целесообразности и эффективности создания и функционирования технологий дифференциации процесса обучения, особенно актуальных в рамках подготовки к ЕГЭ. Практика показывает, что к концу учебного года почти все дети твердо усваивают программу на уровне государственного стандарта, а во многих случаях и выше. В основном, так называемые "слабые" становятся "средними", "средние" - "сильными", а "сильные" - еще сильнее.

Объект исследования - процесс подготовки школьников к ЕГЭ по английскому языку.
Предмет исследования- способы дифференциации процесса обучения школьников английскому языку.
Проблема - Как организовать дифференцированное обучение устной речи в рамках полготовки к ЕГЭ на уроке иностранного языка?
Цель исследования - выявить возможности и преимущества дифференциации процесса обучения школьников иностранному языку в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы раскрыть сущность дифференцированного подхода в обучении.
2. Определить особенности внутриклассной дифференциации процесса обучения иностранному языку.
3. Раскрыть содержание способов дифференциации процесса обучения школьников иностранному языку.
4. Определить исходный уровень знаний, умений и навыков по иностранному языку
5. Апробировать на практике различные дифференциации при обучении говорению на уроках иностранного языка
6. Выявить результаты опытно-экспериментальной работы
Методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анализ литературы.


Определение урока, как явления, поражает своим многообразием. В различной педагогической литературе урок рассматривается:
как организационная форма обучения;
как отрезок учебного процесса;
как сложная динамическая система;
как сложная управляемая система;
как система дидактических задач, поэтапно ведущая к усвоению;
как логическая единица темы, раздела
Все эти определения вполне оправданы. Такое сложнейшее явление, как урок, может быть рассмотрено с любой точки зрения - содержательной, структурной, функциональной, организационной, и.т.п. В каждом уроке отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и преподаваемого предмета. Реализуются общие и непосредственные задачи обучения, воспитания, развития; органически сочетаются деятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели, содержание, методы. Это значит, что в уроке фиксируются, синтезируются в особый сплав закономерности обучения, познанные педагогической наукой и сформированные в определенные принципы и понятия. В этом смысле урок можно рассматривать как единицу учебного процесса, будучи которой, урок является сложным управляемым динамичным комплексом учебных задач, ведущим учащихся оптимальным путем к конкретной цели при конкретных условиях.

Следует отметить, что с изменением цели обучения иностранным языкам изменилось и методическое содержание урока иностранного языка. Учитывая этот факт, известные методисты и дидакты считают, что методическим содержанием урока должна быть коммуникативность.
Следовательно, если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях. Поэтому очень важна правильная организация урока иностранного языка.

У урока [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иностранного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иностранного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иностранным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иностранного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЕГЭ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на уроках использую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дифференцированный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЕГЭ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по английскому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не выберут.

В своей практической деятельности применяю современные педагогические технологии.
Коммуникативное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иноязычной культуре позволяет учить детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] через общение.
Проблемно-поисковая форма работы помогает учащимся провести наблюдение, анализ и сравнение временных форм английского глагола или найти нужную информацию в тексте.
Наглядная и игровая позволяют мне создать благоприятный психологический климат на уроке, соблюдать принцип активности ребёнка в процессе обучения.
Схемно-знаковое моделирование способствует развитию абстрактного и логического мышления учащихся.
Тесты позволяют определить ЗУНы учащихся и своевременно скорректировать учебный процесс.
Проектная деятельность и портфолио дают возможность развивать у школьников их творческий потенциал, самостоятельность и умение сотрудничать.
Информационные технологии позволяют учителю повысить эффективность учебного процесса.
Кроме того, мною используются аспектный принцип организации учебного процесса, методы: погружения, эмоционального стимулирования, рефлексии, самоорганизации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], контроля и самоконтроля, а также рефераты как форма итоговой аттестации.


Выстраиваю модель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в зависимости от содержания изучаемого материала, уровня обучаемости и обученности учащихся. Создаю для учащихся условия для удовлетворения их потребностей в саморазвитии.
На протяжении последних лет работаю над разработкой индивидуального и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дифференцированного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подхода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в обучении английскому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языку в условиях подготовки к ЕГЭ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем. Повышается интерес учащихся к исследовательской деятельности, связанной с изучением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иностранного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языка.
Я учу своих учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстроменяющемся в связи с научным прогрессом мире.


Выводы
Считаю приоритетным право каждого ученика на выбор собственного пути развития, индивидуального стиля деятельности, которые помогут занять в жизни активную, авторскую позицию. В своей работе центром обучения и воспитания ставлю человека как личность.
Ведущими педагогическими технологиями своей деятельности считаю здоровьесберегающие технологии, метод проектов и дифференциацию обучения.
При обучении учащихся иностранному языку использую активные методы обучения:
поисковый и дедуктивный - при обучении говорению, чтению;
наглядно – исследовательский – при обучении говорению, письму, чтению с применением творческих работ учащихся;
вариативности заданий по всем видам деятельности, направленных на создание проблемных ситуаций и способов их решения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сейчас во многих школах внедряется дифференцированный подход в образовании. Данный подход к процессу обучения, воспитания и развития, применение новых педагогических технологий в корне изменили многие аспекты воспитательно-образовательного процесса. Его воплощение приводит к принципиальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности наших учебных заведений, в том числе и в определении роли и места учащихся и педагогических работников в учебном процессе. Знание и учет индивидуальных особенностей детей, в частности способностей, способствует успешному осуществлению дифференцированного подхода в обучении учащихся иностранному языку и подготовки их к успешной сдаче ЕГЭ.
Дифференцированный подход в обучении учащихся иностранному языку не имеет в виду приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, так как цели и содержание обучения определяются требованиями общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособление методов и форм работы к индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип обучения иностранному языку. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Дифференцированный подход процесса обучения неразрывно связан с идеей о разноуровневом обучении, воспитании и развитии детей, организованном на учете способностей, особенностей познавательных процессов и развития памяти, одаренности, постоянных и временных дефектов органов чувств и всего организма.
Обобщая все вышесказанное в данной работе, следует сделать вывод о том, что усилия, направленные на организацию обучения английскому языку с учетом требований дифференциации процесса обучения, приводят к определенному росту успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. Обучение проводится с учетом способностей учащихся. У учащихся вырабатываются устойчивые и достаточно высокие навыки говорения, аудирования, чтения, письма и норм поведения. Благодаря многообразию заданий, стимулирующих познавательную деятельность, можно добиться повышения активности учащихся в учебном процессе. Таким образом, цель учителя по обучению английскому языку с учетом дифференцированного подхода к учащимся будет достигнута. При этом обучение приобретает специфические особенности. Если учителю требуется одновременно организовать работу нескольких групп учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ, то в этом случае нельзя обойтись без тщательной подготовки: разработки учебно-речевой ситуации, подготовки материалов различного уровня сложности и объема, создания различных условий познавательной деятельности учащихся. Распределяя задания между учащимися, учитель не может одновременно руководить ими, поэтому зачастую исполняет роль консультанта, корректора.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты действующей модели, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего её совершенствования.
Эта работа предполагает проведение диагностических срезов в формате ЕГЭ. В результате учитель получит карту, отражающую уровень обученности класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников. Она дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

В данной работе приведены лишь некоторые технологии, приёмы, методы, способствующие развитию ситуации успеха на уроках английского языка при подготовке г ЕГЭ.
Но главное, что должно объединять все используемые приёмы и методы - это системность и комплексность их использования на уроках. Лишь наличие определённой системы по развитию всех видов речевой деятельности на всех этапах обучения, а не одноразовое применение какого-либо приёма, способствует достижению хороших результатов.
Английский язык – предмет, который можно назвать «синтезированным» на основе всех школьных предметов, поскольку он может (и должен) содержать информацию из различных областей знаний. А, следовательно, использование методов обучения, характерных для того или иного предмета, на уроках иностранного языка становится логически целесообразным.
Главное в работе учителя – не останавливаться на том, что уже сделано, а постоянно пополнять запас творческих «изюминок», находя новое на, казалось бы, уже проторенных «тропинках» методики.

Открытый урок по английскому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 11 классе по теме «Кино»
( по УМК Кузовлева В. П.) с использованием элементов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЕГЭ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тема: «Тренировка всех видов речевой деятельности.»
Задачи: 1) вовлечь школьников в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и различных организационных форм работы;
2)обеспечить активную деятельность каждого ученика в течение всего урока;
3)развивать критическое и логическое мышление при постановке проблемы;
4)обеспечить коммуникативную направленность обучения;
5) совершенствовать речевые навыки и навыки письма.
Ход урока
Орг. момент
Фон. зарядка
-карточки со звуками
Genre screenwriter
Producer script
Director

III.. Речевая зарядка
T: We speak about cinema today, don’t we?
P: Yes, we do.
T: Do you remember who was the inventor of the cinema?
The inventors of the cinema were French, not Americans. The Lumiere brothers invented the first film.
T: What were the first genres of American films?
-The first genres of American films were melodrama, western and comedy, later appeared adventure and historical film.
T: What films do you like to watch?
I like to watch
T: Do you like melodramas or westerns?
I like
T: Do you like comedies or historical films?
I like
T: People of all ages like watching films or cartoons.



Повторение пройденного материала.

№1
Определите время глагола
1.We went on a tramp last Sunday.
2. He will not play the piano tomorrow.
3. Look! My friends are playing football.
4. How did you help your sister last summer?
№ 2
Раскройте скобки, употребляя глаголы в нужном времени:

She(to help) mother yesterday?
I (not to eat) ice-cream every day.
Nina(to cook) dinner now.

T: Let’s check your homework.

What is your favourite film? ( your mark is “5”)
(рассказы учащихся с презентациями)

All should listen attentively and make listening( аудирование). You must fill the table.

Name of classmate
Film
Director
Year
Genre
















































































[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Чтение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( в форме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЕГЭ )-7 мин.
( Roles to Die For) , p.198-199
«5»- Ex.1,p.192-193
«4»-Ex.2, p 193-194
«3»-Ex.4,p.194-перевод
Взаимопроверка+ сверяют правильные ответы с учителем.
Письмо.
«5»- написать письмо - “ What films do you like best?”
«4»-Answer the questions.
What genres do you know?
Where did the first sound films appear?
What is your favourite film?
What is your mother’s favourite film?
Do you prefer films or news?
Have you seen the film” Titanic”?
Is Leonardo Di Caprio impressive as Romeo or not?
What film would you like to watch?


«3»-доп. задание по ЛСС
№ 1
Walt Disney Образец:
Charlie Chaplin Walt Disney is a US film
Who is Vivien Leigh ? maker and animator, a
Clark Gable pioneer of family
Steven Spielberg entertainment.
Eddie Murphy


V.Домашнее задание.
Ex.5,p. 190---- “5”/”4”
Ex.2, p. 188-189-перевод“3”

Итог урока.



Ответы к заданиям - Чтение

Ex.1 ,p. 198-199
–C
– E
– B
– A
- D



Ex.2, p 199
1-b
2-b
3-b
4-a
5-b








ЛИТЕРАТУРА

Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневого обучения. «Иностранные языки в школе», №3, 2003 год
Вайсбурд М.Л. Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. «Иностранные языки в школе», №1-2, 1999год,
Полат Е.С. Разноуровневое обучение. «Иностранные языки в школе», №6, 2000 г, стр 6
Полат Е.С. Разноуровневое обучение. «Иностранные языки в школе»№1, 2001 г, стр 4
Бонк Н.А. Английский язык для международного сотрудничества. – М.: СП Прин-Ди, 1992.
Грачева Л. Л., Шахбагова Д. А. Сокровищница бизнесмена. – М.: РИМЭКС, 1992.
Ратушная В. Английский язык для делового общения / Под общ. ред. А.А.Лебедева. – Рига: Латвийская школа бизнеса, 1991.
© 20032009 Издательский дом «Первое сентября»


Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

Бабанский Ю.К., Нойер Г.В. Педагогика. – М.: Педагогика, 1984.

Баранов С.П. Педагогика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. – М., 1982.

Гроот Р. Дифференциация в образовании Директор школы. – 1994. - № 5.
Дидактика средней школы Под ред. Данилова М.А. и Скаткина М.Н. – М., 1975

Жильцов П.А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением Педагогика. – 1997. - № 4.
Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации и дифференциации обучения иностранному языку Иностранные языки в школе. – 1988. - № 5.

Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: Проспект, 2005.

Колесникова А.П. О применении дифференцированного обучения Иностранные языки в школе. – 1976. - № 1.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников Под ред. И.Б. Первина. – М.: Педагогика, 1985.

Лейтес Н.С. Одаренные дети Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.


  14 *,0468<@BDHJNPZ\
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·й
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЂЂself.parent.Lego && self.parent.Lego.block['b-safe-panel'].init(window, document, 0)15