Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию Всероссийской работы по русскому языку


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия
«Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию Всероссийской работы по русскому языку»
Автор опыта:
Картавцова Татьяна
Алексеевна
Учитель начальных классов
МАОУ гимназия
Белореченск 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Научно-методическое обоснование…………………………………..3-5
Педагогическая идея………………………………………………… ..5
Педагогический опыт…………………………………………………..6-10
Выводы …………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………….11
Приложения
Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО и ФГОС.
Статистика по отметкам.
Картавцова Татьяна Алексеевна учитель начальных классов. Окончила Адыгейский государственный университет в 2002 году по специальности педагогика и методика начального образования. Педагогический стаж – 26 лет.

В соответствии с концепцией федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы укрепление позиций русского языка является стратегическим приоритетом Российской Федерации. Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он сохраняет за собой статус мирового языка и остается одним из важнейших инструментов познания другими народами непреходящих гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки.
Начиная с 2011года первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с ФГОС. В 2015-2016 учебном году выпускники начальной школы впервые писали всероссийискую проверочную работу по русскому языку, цель которой осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и выявить уровень подготовки обучающихся 4 класса по русскому языку.
Всероссийская проверочная работа по русскому языку основана на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности УУД.
Личностные действия: знание моральных норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации; структуирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются:
- соответствие ФГОС;
- соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
- учёт нацинально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
- отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
В проверочных работах проверялись следующие умения обучающихся:
№ Блоки ПООП НОО
выпускник научится/ получит возможность научиться
или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС
1К1 Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки
1К2 Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять пунктуационные ошибки
2 Выделять предложения с однородными членами
3(1) Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
3(2) Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи
4 Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала)
5 Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие
6 Определять тему и главную мысль текста
7 Делить тексты на смысловые части, составлять план текста
8 Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста
9 Определять значение слова по тексту
10 Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте
11 Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
12K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
12K2 Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся
13K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
13K2 Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора
14K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
14K2 Находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями
15K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
15K2 Проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора
16К1 Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста
16К2 Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы
В своей работе я расскажу о видах работ, которые использовала на уроках русского языка при подготовке к ВПР. Этот комплекс упражнений помог достичь высоких результатов учащихся при написании ВПР по русскому языку. Достижение планируемых результатов, статистика по оценкам. (Приложение 1,2)
Часть 1 ВПР содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.
При подготовке учащихся к диктанту использовала следующие виды работ:
Орфографические минутки.
а) В с…дах, з…мой, на п…лях, ст…рожей, сн…гири, цв…ты, гн…здятся, в л…сах, г…лова, в г…родах - списать слова, вставляя безударную гласную в корне.
б) Дом, домашний, домишко; ель, ельник, еловый; сосна, сосновый, сосенка; гриб, грибной, грибник – выписать слова парами: проверяемое и проверочное.
в) Выпиши слова, в которых пропущена буква и.
л…ства м…дведь л…сной
с…лач пр…мой кр…кливый
в…сенний р…чушка р…чушка
г) Выпиши словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква е.Устно обоснуйте свой выбор.
ехал по дорожк…. прочитал в журнал….
думал о работ…. работал без устал….
подошёл к деревн…. подплыл к Казан….
Зрительные диктанты по системе профессора И.Т.Федоренко.
Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
Например:
Прочитай. Найди и исправь орфографические ошибки. Поставь пропущенные запятые. Спиши текст правильно.
Быстра наступаит вечер в глухом лису. Тёмныи тени лижат под диревями. Пахнет в лису спелай земляникой сасновой смолой малодой хвоей. Скрылась за диревями вечерние сонце.
Классификация слов по наличию морфем в корне слова.
Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.
Просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце, гибкий, устный, рыбка, зимовье, грустный, пятно, редкий.
Проверяемые безударные гласные в корне слова Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова Непроизносимые согласные в корне слова
--------------------------- --------------------------- --------------------------
Часть 2 ВПР содержит 13 заданий.
Упражнения в классификации согласных звуков.
Прочитай слова.
Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.
Запиши, сколько в этих словах:
звуков [ д ] ____________
букв д ________________
Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.
лыжи 3) огоньки
поляна 4) зацепить
3) Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет звонких согласных.
4) Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные слова в нужную часть таблицы.
Лейка, зелень, весёлый, решить, чаща, метели.
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие ____________________
В слове не все согласные звуки мягкие ______________________ ____________________
Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.
ветка, нитки, вулкан, петух.
живот, дубок, шило, пишет.
лимон, цепочка, берёза, тюлень.
Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.
Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море.
Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.
Обведи номер слова, в котором есть приставка.
доброта 3) доучить
доктор 4) доченька
3) Найди схему, которая соответствует слову раскраска.
1) 3)

2)4)
4)Выпиши слова с нулевым окончанием.
Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.
5) В «сказочном» языке есть слово бокаушка.
У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш.
В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.
В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.
Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке.
Разбери по составу слово бокаушка.
Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.
Прочитай текст.
В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!
Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.
Калитки - _______________________________________________
________________________________________________________
Прочитай предложения.
Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не перешёл границу.
В толковом словаре есть три слова секрет.
Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.
Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост.
Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.
Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.
__________________________________________________________
___________________________________________________________
3)Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.
Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.
Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной.
Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.
Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только
серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.
Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
--------------------------- --------------------------- --------------------------
Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в форме творительного падежа.
Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом, поздней осенью.
Прочитай предложение.
Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками.
Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его характеристике.
Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в форме _______________числа, _______ падежа.
Прочитай предложение.
В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.
В форме м.р., ед.ч., И.п.
В форме ж.р., ед.ч., В.п.
В форме м.р., ед.ч., В.п.
В форме ж.р., ед., И.п.
5) Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.
У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без сытн… ужина, по покат… крыше.
6)Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.
Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.
Запиши предложения, заменив множественное число единственным.
Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает.
Выпиши глаголы 1 спряжения.
Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т, уч…м, лета…т, скач…м.
Прочитай предложение.
Однажды ранней весной я бродил по ельнику.
Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного ответа.
В начальной форме.
В форме прош.вр., ед.ч., м.р.
В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
В форме наст.вр., ед.ч., 3-го лица.
10) Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3-го лица.
1) Ты идёшь сегодня на спектакль?
2) Летом на юге звезды сияют очень ярко.
3) Рано утром вода в лужах замёрзла.
Все задания, приведенные мной выше направлены на оценку обязательных результатов обучения по предмету «Русский язык». Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и всей работы в целом.



Приложение1
Гимназия(80 уч.) Всероссийские проверочные работы
Дата: 11.05.2016, 13.05.2016
Предмет: Русский язык
Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО и ФГОС
№ Блоки ПООП НОО максбалл Средний 1
выпускник научится/ получит возможность научиться % выполнения По ОО По региону По России
или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС 80
уч. 51682
уч. 1144769
уч.
1К1 Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки 4 71 62 67
1К2 Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять пунктуационные ошибки 3 96 91 90
2 Выделять предложения с однородными членами 3 88 76 81
3(1) Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения 1 94 89 89
3(2) Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи 3 88 77 80
4 Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) 2 84 75 78
5 Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие 1 92 77 81
6 Определять тему и главную мысль текста 2 72 62 61
7 Делить тексты на смысловые части, составлять план текста 3 79 68 64
8 Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста 2 86 65 66
9 Определять значение слова по тексту 1 72 66 69
10 Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте 1 96 76 78
11 Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс 2 88 69 70
12K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи 1 90 77 80
12K2 Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся 2 86 70 74
13K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи 1 91 75 77
13K2 Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора 2 76 58 63
14K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи 1 94 75 82
14K2 Находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями 2 92 79 82
15K1 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи 1 98 82 84
15K2 Проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора 2 79 61 63
16К1 Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста 2 91 77 76
16К2 Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы 1 75 63 60
1 Вычисляется как отношение суммы всех набранных баллов за задание всеми участниками к произведению
кол-ва участников на макс. балл за задание 1
Приложение 2
Статистика по отметкам
Максимальный первичный балл: 43
ОО Кол-во уч. Распределение групп баллов в % 2 3 4 5 Вся выборка 1144769 2.8 14.9 38.1 44.1 Краснодарский край 51682 4.3 16.9 36.8 42 Белореченский муниципальный район 1287 7.5 22.4 37.6 32.6 Гимназия 80 0 2.5 27.5 70 Общая гистограмма отметок

Распределение отметок по вариантам
Вариант 3 4 5 Кол-во уч. 37 1 9 29 39 38 1 13 27 41 Комплект 2 22 56 80 Столбец "Распределение групп баллов в %": Если группа баллов «2» более 50% (успеваемость менее 50%), соответствующая ячейка графы «2» маркируется серым цветом;Если количество учеников в группах баллов «5» и «4» в сумме более 50% (кач-во знаний более 50%), соответствующие ячейки столбцов «4» и «5» маркируются жирным шрифтом
1
Список литературы
1.Авторская программа «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Виноградова Н.Ф.)
2. Дьячкова Г.Т. Диктанты. – Волгоград: Учитель, 2011.- 339 с.
3. Иванов С.В., М.И.Кузнецова. Русский язык : 4 класс. Комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 384 с.
4. Коротченкова Л.В. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной школе.-Саратов: Лицей,2010-32с.
5. Каменкова Н.В., Полякова Е.Д. Работа с текстом и информацией.4 класс.(Стандарты второго поколения) –М: АСТ, 2014.-46с.
6. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
7. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения:2-4 класс.- 3-е изд.,перераб.-М: Вентана-Граф, 2012.-272 с.
8. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова М.: Вентана-Граф, 2014 г.
9. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / М.И. Кузнецова М.: Вентана Граф, 2014г.
10. Кузнецова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. 4 класс. –М: Просвещение, 2016г.-111с.
11. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика. 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
12. Романова В.Ю.,Петленко Л.В. Русский язык. 4 класс: тетрадь для контрольных работ. –М: Вентана-Граф, 2015г. -72с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2010. - 31с.