Урок развития речи. составление текстов разных типов (3 класс)


Урок развития речи.
Составление текстов разных типов
по опорным словам по теме "Осень такая милая".
Тема. Развитие речи. Составление текстов разных типов по опорным словам по теме "Осень такая милая".
Цель. Составить тексты (рассказ, описание, рассуждение) по теме "Осень такая милая". Закрепить знание о типах текстов. Развивать связную речь обучающихся, составлять полные ответы на вопросы. Формировать умение составить целостный образ осени и воплощать его в рисунках. Прививать любовь к природе.
Оборудование. 4 рисунка к стихотворению "Осень"; карточки с названиями типов текстов и вопросов; карточки с опорными словами; карандаши, листы бумаги; аудиозапись пьесы "Осенняя песня" П.И. Чайковского из цикла "Времена года"; микрофон.
Тип урока. Интегрированный (литературное чтение, русский язык и изобразительное искусство).
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Мотивация учебной деятельности.
Упражнение "Ледокол".
Чтение обучающимся наизусть стихотворения "Осень" и демонстрация 4 рисунков к четверостишию.
Несу я урожаи,
Поля снова засеваю,
Птиц на юг отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не трогаю я елей и сосен,
Я - осень.
- Соотнесите рисунок и строку стихотворения.
- О чем сегодня на уроке мы будем говорить?
III. Объявление темы и ожидаемых учебных результатов.
- Сегодня на уроке мы будем составлять тексты об осени по опорным словам. Но это будут тексты разных типов, с которыми мы познакомились на уроках русского языка. Составленные вами тексты помогут вам представить и нарисовать образ осени.
IV. Актуализация опорных знаний обучающихся.
Предоставление необходимой информации.
1. Упражнение "Незаконченное предложение".
Трое обучающихся читают наизусть правило, другие вслух дополняют его.
Текст, в котором о чем-то или о ком-то рассказывается, называется…
Текст, в котором описывается какой-то предмет или явление, называется...
Текст, в котором автор объясняет, дополняет, рассуждает над проблемой, называется…
2. Работа в парах по карточкам.
Соединить название текста и вопроса.
что делать? описание
почему? рассказ
какой? рассуждение
3. Проверка выполненной работы. Один обучающийся читает название текста, второй - вопрос.
4. Упражнение "Выбери заглавие".
Из трех названий выберите то, которое больше всего подходит к каждому типу текста.
"Осень такая милая" (описание).
"Щедрая осень" (рассуждение).
"Осенние приключения в лесу" (рассказ).
V. Групповая практическая работа обучающихся.
1. Деление класса на 3 группы.
2. Инструктаж выполнения работы.
Каждая группа получила карточки с опорными словами. Вам необходимо составить текст, используя данные слова.
I группа составляет текст-рассказ "Осенние приключения в лесу"
пошла в лес, дупло белочки, ежик, хвастливый заяц, стаи птиц
II группа - текст-описание "Осень такая милая"
златокосая красавица, желтая березка, зеленое платье, серебряные паутины, осенние цветы, красная рябина
III группа - текст-рассуждение "Щедрая осень"
пришла с подарками, мешки с картофелем, хлеб с золотистой корочкой, душистые груши, сочные яблоки, всем раздарила
3. Повторение правил работы в группах.
-Когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают.
-Пытаться обсудить все идеи, мысли.
4. Составление обучающимися текстов.
VI. Презентация составленных текстов обучающимися.
1. Ведущий группы рассказывает составленный текст.
Ориентировочные тексты
Осенние приключения в лесу (рассказ)
Шли последние дни осени. Становилось все холоднее и холоднее. Вот и решила хозяйка-осень дать последние указания. Пошла она в лес. Последние желтые листья постелила на землю и накрыла ими насекомых. Заглянула в дупло к белочке. Хватит ли ей запасов на зиму? Молодец белочка! Хорошая из нее хозяйка. Достаточно в дупле и орехов, и грибов. Дала осень совет ежику и медведю ложиться спать на всю зиму. А хвастливому зайцу все нипочем. Прыгает и веселится на опушке. Оставила ему осень под елкой белую шубку. Собрала хозяйка в стаи птиц и отправила их в теплые края. Почти все готовы. Скоро и осень отправится в далекий путь.
Щедрая осень (рассуждение)
Пришла осень к людям с подарками. Расстелила вышитую скатерть. А на ней чего только нет! Здесь и хлеб нового урожая с золотистой корочкой. Положила осень сочные груши и душистые яблоки. А между ними красные помидоры словно жар горят. Радуют глаз виноград, дыни и арбузы, баклажаны. Рядом поставила хозяйка мешки с картофелем и луком. Кушайте, люди, угощайтесь на здоровье! Ничего для вас не жалко, потому что недаром ведь осень называют щедрой.
Осень такая милая (описание)
Идет по земле златокосая красавица-осень и украшает землю, словно добрая волшебница. Бросила на землю астры, георгины, циннии. А в лесу все желтым и красным одеялом застелила. Взяла краски и начала колдовать. Дуб стоит, словно в бронзе. Только елки и сосны оставила зелеными. А между ними полыхает красная рябина. Будет чем зимой птичкам полакомиться. Запустила осень в воздух серебряные паутинки. Летите по миру и расскажите, какая осень красавица!
2. Обучающиеся дополняют выступления ведущего.
VII. Практическая итоговая работа.
1.Упражнение "Микрофон".
Вы составили и прослушали три текста. Объедините их и составьте образ осени.
-Какой вы себе представляете женщину-осень?
Дети делятся своими впечатлениями.
2.Беседа.
-Почему осень вы представляете в образе женщины?
-Какие цвета вам нужны для рисования, теплые или холодные?
-Какие волосы у осени? (золотые)
-Что у нее на голове? (венок из колосков)
-Какое платье? (длинное, оранжевое с красными и зелеными листьями)
-Что она держит в руках? (скатерть с хлебом, плодами).
3.Рисование обучающимися образа "Женщина-осень".
Звучит музыка "Осенняя песня" П.И. Чайковского.
4. Демонстрация лучших работ обучающихся.
- Я думаю, осень была бы довольна вашей работой.
VIII. Задание домой: найти пословицы и загадки об осени.