Методическая разработка Урок комплексного анализа текста (8 класс)


«Древо вопросов». Урок комплексного анализа текста в 8 классе.
Составитель конспекта урока:
Мадиярова Дарья Алексеевна,
педагог дополнительного образования.
ТИП УРОКА: 
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю, развитие связной речи.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания при работе с текстом; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация внимания. Подготовка к восприятию текста.
Слово учителя:
Добрый день! Я рада вас видеть! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «О чем вы подумали, когда сегодня проснулись?». Наверное, вы задались вопросами: «Что надеть?» или «Как пройдет сегодняшний день?».
Часто ли вы задаете вопросы не только в школе, но и в повседневной жизни? Думаю, что часто. Это могут вопросы как бытового характера, так и глубоко философские…
Давайте познакомимся с текстом, который посвящен самому любопытному периоду в жизни человека – детству.
Древо вопросов растет рядом с детством, уходит детство — исчезают и вопросы. Если записать вопросы детей, получается настоящее пышное древо. Они сами по себе прекрасны, художественны, сюжетны и безответны. У религиозных родителей, я это помню, был ритуал: бить ребенка по губам. Предполагалось, что вопросы задает нечистый дух. Атеистов сотрясает удивление и смех, как будто они знают ответ на классический детский вопрос: «Откуда дети берутся?», или вот еще: «Мама, а для чего дети нужны?» Педагоги, литераторы, воспитатели определили эти бродячие детские наклонности словом «почемучки». Я собираю детские мировоззренческие вопросы, такие как вот этот: «Мама, почему у меня на ножках нет глаз?» Это значит, ребенок не может попасть в ботинок. Этот вопрос как раз и есть безответный и мировоззренческий, дескать, кто-то не довел свое дело до совершенства. Может быть, были глаза, но куда-то подевались, может быть, их можно в магазине прикупить… Писатель Владилен Машковцев был потрясен и не один раз вспоминал, как его маленький сын, сидя на горшке, задумчиво спросил: «Папа, я скоро умру?» Бить по губам ребенка отец не стал, но сдернул его с горшка и прижал к сердцу, чтобы выдавить из малыша эту «дикую» мысль. И правда, дети забывают свои внезапные вопросы, как будто поднимаются по веткам невидимого древа вопросов, как будто прошли какую-то минуту детства, заметили ее, но не оглянулись. 
(Дышаленкова Р.А.)
Повторение.
Вспомните что такое текст. Сколько дефиниций текста вы знаете? Почему так много определений этого слова?
Какие основные признаки текста вы помните?
Вспомните средства связи предложений в тексте.
Закрепление.
Докажите, что перед вами текст.
Озаглавьте текст.
Определите тему текста.
В чем заключается основная мысль текста?
Разделите текст на абзацы.
Составьте простой план текста. Озаглавьте части текста.
Определите часть речи следующих слов: прекрасны, художественны, сюжетны, безответны.
Объясните написание –нн- в слове художественны.
Сделайте морфологический разбор слова мировоззренческий.
Сделайте синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.
Творческая работа.
Нарисуйте свое древо вопросов, которые волнуют вас в данный момент. Как вы думаете, на все ли вопросы вы можете найти ответ? Если нет, то почему?
Как вы думаете, когда человек взрослеет, становится ли дерево вопросов еще более пышным?
Согласны ли вы с мнением Милана Кундера, современного чешского писателя, который считает, что «поистине серьезными вопросами бывают лишь те, которые может сформулировать и ребенок. Лишь самые наивные вопросы по-настоящему серьезны. Это вопросы, на которые нет ответа».
Напишите мини-сочинение или стихотворение «Мое древо вопросов» о том, какие вопросы волнуют вас на данный момент.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Глупых вопросов не бывает. Вы согласны с этим?
Слово учителя:
В школе бывает только один правильный ответ. В реальной жизни правильных ответов всегда больше, чем один. Если у кого-то есть лучший ответ, чем у тебя, прими его, и тогда у тебя будет два правильных ответа.