Мастер — класс Технология продуктивного чтения как способ подготовки к написанию сочинения –рассуждения.


Мастер-класс
Тема:Технология продуктивного чтения как способ подготовки к написанию сочинения –рассуждения.
Цель : научить разрабатывать уроки по технологии продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией.
Эпиграф:Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Хороший читатель ,читатель отборный,
соучаствующий и созидающий –это перечитыватель.
В. Набоков.
Практическая часть
1 этап. Работа с текстом до чтения.
-Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники.
1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе?
2)Прием прогнозирования .По названию художественного произведения предположите, о чём же будет автор нам рассказывать ?
-Как вы думаете ,слово след однозначное или многозначное?
Обратимся к словарю.
След
1.Отпечаток чего – нибудь (ноги ,колёс и т.п. ) на какой – нибудь поверхности.
2.перен.,чего.Остаток или признак чего-нибудь .Следы преступления.
3.Нижняя часть ступни ,подошва ноги.
-А в каком значении употреблено в тексте ?Предположите.
3)Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения.
4) Какова цель нашего урока?
На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
Целью нашего урока будет написание сочинения – рассуждения
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.
Чтение текста (1предл.). 1-я остановка
Вступите в диалог с автором.
Какой вопрос мы можем задать автору? Что же случилось ,каковы последствия жары?
Словарная работа. Жара испепелила все вокруг. Слово «испепелила» -высокое. Значение – «обратить в пепел ,сжечь дотла».
Чтение текста (2-5 предл.) 2-я остановка .Прием диалог с автором ,комментированное чтение ,прогнозирование.
Кто герой произведения ?(Вожак стада).
Почему его выследил охотник?( Он потерял осторожность).
Почему Олень один блуждал в поисках источника ?(Не хотел подвергать всех опасности).
Что мы можем предположить по содержанию 5 предл. ?(Убил или не убил охотник оленя?) Это только начало текста ,поэтому ,наверное ,не убил. Стало понятно почему текст называется следы?Какое значение имеет слово выследить ?(напасть на след). В каком значении употребляется?
3-я остановка (6-8 предложения). Приём «Диалог с автором».
Чтение 6 предложения .Вопрос автору : Куда пропал олень?
Чтение 7 пр. Предположите : выследит охотник оленя? Наверняка ,ведь он не успокаивался.(Он шел по кровавым следам ,он выслеживал раненого).
Чтение 8 предл. Есть у нас надежда ,что олень останется жив? Какой эпитет нам говорит об этом? Нет ,вторая пуля смертельная.
Приём «Словесное рисование» (работа в группах)
Каким вы себе представляете оленя? (Большой ,сильный ,с большими рогами ,умными глазами. Вожак большого оленьего стада,обессиленный ищет источник).
4-я остановка (9-12 предл.). Приём «Диалог с автором» ,прогнозирование ,комментированное чтение ,словесное рисование.
9 предл.-Зачем? (Хотел умереть в лесу ,предупредить стадо об опасности).
10предл.- Какое чудо могло случиться ?11-12 – Что за бурлящий голубой источник увидел олень? (Ручей) .А как называется выразительное средство ,когдапрямое значение предмета заменяют его описанием ,перефразирует название ? (Перифраз).
Прием «словесное рисование».
Каким вы представляете себе оленя в эту минуту?
Какие еще выразительные средства встретились ?Эпитеты(Свежей ,шумящей воды) ,сравнение (как сама жизнь).
5 остановка (13-15).
Почему погиб олень? (Был неосторожен ,оставил следы).
Что мог бы ,по вашему мнению, ответить олень ?
6 остановка (16-17 предл.)
Почему олень сказал ,что это счастье ,когда оставляешь следы?
А здесь в каком значении употреблено слово следы? (И в прямом и в переносном).
А как называется иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа ?(Аллегория).
Следы ,которые оставил олень, являются аллегорией чего? Памяти ,которую олень оставил после себя. Олень –ценой собственной жизни спас стадо от жажды и смерти.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
Беседа по тексту .-Ваши впечатления от рассказа? Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?
В каком предложении заявлена основная мысль?(16).
Что содержится в названии тема или основная мысль ?(Основная мысль).
А всегда ли следы ,которые оставляет после себя человек хорошие? Кто из героев оставил плохой след? (Охотник ,убил благородное животное).
Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его?
Как автор подчеркивает благородство оленя?
Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.(Метонимия – с горячим свинцом в боку , эмоционально окрашенные деепричастные обороты(выбиваясь из сил ,корчась от боли ,напрягая последние силы) ,нераспространенные предложения ,когда говорит о смерти оленя –Олень умирал .И олень умер .
С какой интонацией мы будем читать эти предложения при повторном выразительном чтении?
О чём этот рассказ? (Об олене ,который ценой своей жизни спас стадо).
Как отличить хорошие следы от плохих?(Хорошие ведут к продолжению жизни).
У Леонида Мартынова есть замечательное стихотворение ,которое заставляет каждого задуматься о том ,какую память человек оставляет после себя.
А ты ? Входя в дома любые-
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи :Какой ты след оставишь?
След ,Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?(Л.Мартынов)
-Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
Рассказ учителя о писателе и публицисте М.Разумном (презентация)
Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Творческое задание может быть разным : выразительное чтение ,сочинение – рассуждение , придумать свой рассказ на ту же тему и т.д.
Этот текст можно использовать при подготовке к написанию сочинения – рассуждения в 9 классе ,объяснить как понимаете смысл фразы : « Нет ,это счастье ,когда оставляешь следы».
Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности читателя.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Данная технология помогает мне научить детей:
Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);
Читать не для взрослых, а для самого себя;
Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Понимать текст и видеть позицию автора
Выражать свою позицию и аргументировано её защищать.
Поначалу приходится долго готовиться к уроку. Но по мере освоения технологии можно использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору,  комментарии к тексту, парную и групповую работу.
Я желаю, чтобы ваши ученики на экзамене продемонстрировали хорошо сформированные УУД и получили наивысший балл.
Приложение 1Текст.
Следы.
(1).В то лето жара испепелила все вокруг. 1- я остановка. (2).Олени ,как и все животные ,страдали без воды. (3).Вожак большого оленьего стада ,выбиваясь из сил ,блуждал в поисках источника. (4).Гонимый жаждой ,он совсем потерял осторожность. (5).И случилось так : его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю.
2-я остановка
(6).С горячим свинцом в боку ,корчась от боли ,олень медленно побрел к ближайшему лесу и пропал. (7).Но охотник не успокаивался ,он шёл по кровавым следам ,он выслеживал раненого. (8). Когда олень вновь появился на поляне ,охотник послал в него вторую ,на этот раз смертельную пулю.
3-я остановка
(9).Напрягая последние силы ,олень поплелся в глубь леса.(10)И – о чудо! (11).Он увидел то ,что так долго искал : бурлящий голубой источник ! (12).Он опустился на землю ,приник головой к ручью и напился свежей ,шумящей ,как сама жизнь ,воды.
4-я остановка
(13). Но было поздно .(14) Олень умирал.(15).И тогда он услышал голос: «Тебе, наверное,страшно .Ты был неосторожен ,ты оставил следы .Если бы не они ,смерть не настигла бы тебя…»
5-я остановка
(16)Задыхаясь, олень ответил : « Нет, это счастье, когда оставляешь следы. По этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь, но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни».
(17) И олень умер.(По М. Разумному.)
_____________________________________________________________________________
Следы.
(1).В то лето жара испепелила все вокруг. 1- я остановка. (2).Олени ,как и все животные ,страдали без воды. (3).Вожак большого оленьего стада ,выбиваясь из сил ,блуждал в поисках источника. (4).Гонимый жаждой ,он совсем потерял осторожность. (5).И случилось так : его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю.
2-я остановка
(6).С горячим свинцом в боку ,корчась от боли ,олень медленно побрел к ближайшему лесу и пропал. (7).Но охотник не успокаивался ,он шёл по кровавым следам ,он выслеживал раненого. (8). Когда олень вновь появился на поляне ,охотник послал в него вторую ,на этот раз смертельную пулю.
3-я остановка
(9).Напрягая последние силы ,олень поплелся в глубь леса.(10)И – о чудо! (11).Он увидел то ,что так долго искал : бурлящий голубой источник ! (12).Он опустился на землю ,приник головой к ручью и напился свежей ,шумящей ,как сама жизнь ,воды.
4-я остановка
(13). Но было поздно .(14) Олень умирал.(15).И тогда он услышал голос: «Тебе, наверное,страшно .Ты был неосторожен ,ты оставил следы .Если бы не они ,смерть не настигла бы тебя…»
5-я остановка
(16)Задыхаясь, олень ответил : « Нет, это счастье, когда оставляешь следы. По этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь, но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни».
(17) И олень умер.(По М. Разумному.)
Приложение 2
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя:
какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
Постановка цели урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения:
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем
ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская
интерпретация.
Ш. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла,
корректировка читательской интерпретации, доведение
читательских впечатлений до уровня законченной мысли
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Приложение 3
Виды и приемы чтения
Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение
Цель
самое общее представление о содержании и смысле текста извлечение основной информации проникновение в смысл при помощи анализа текста
Конечный результат
решение: читать или не читать текст решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать Понимание всех уровней текста
Приемы
- анализ заголовка, прогнозирование темы;
- анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются) шрифтовых и графических выделений,
- знакомство со структурой текста;
- просмотр первого и последнего абзацев текста;
- знакомство с оглавлением (если оно есть)
- чтение аннотации (если она есть) - чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца;
- выделение по ходу чтения значимой информации;
- расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? - непонятно, надо вернуться; ! – интересно, важно и т.д.) - выделение смысловых частей текста;
- прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;
- выделение ключевых слов,
- замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами,
- выявление деталей текста, подтекстовой информации;
- определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю,
- составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста,
- выписки основных суждений;
- составление плана и граф-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей,
- переработка: создание вторичных текстов на основе данного;
- читательские комментарии к тексту
Приложение 4
Подготовка урока по технологии продуктивного чтения
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
-фактуальную (то, что говорится напрямую)
- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!!Данный уровень может быть не во всех текстах.
- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)
3. Определите роль данного текста на уроке:
- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?
- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:
- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?
- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.
Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно
чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов
- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста) 
- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.
+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:
- вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы)
- или проверка выполнения продуктивного задания к тексту …
Виды информации в художественном тексте
           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)
Приложение 5
Формирование УУД
До чтения Во время чтения После чтения
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других.
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Приложение 5
Марк Разумный -еврейский прозаик, поэт, драматург. Писал на идиш (язык, на котором говорили ашкеназские евреи).
Родился 24 сентября 1896 года. Когда М. Разумному было два года, его родители переехали в Ригу ,надеясь найти там свое счастье. Но надежда не сбылась, бедность сопровождала их и на новом месте. Марк стал учиться в местной гимназии. Обнаружив тягу к рисованию, он перешел в школу искусств. Однако стесненное материальное положение вынудило М. Разумного покинуть ее.Родители нашли выход из положения. В Германии в то время жил их состоятельный родственник. Он согласился приютить у себя племянника и помочь Марку продолжить учебу. Юноша поступает на университетские курсы. Именно тогда и проявились его литературные способности.
В 1920-е годы юморески Марка Разумного стали публиковаться в еженедельной газете "Найецайт", в юмористическом журнале "Амидай" и других изданиях, а также в литературном журнале "Дивох» .В 1924 году в Риге выходит в свет его первая книга новелл, спустя 5 лет - вторая. Разумный ездит по странам Европы, посещает США, всюду знакомится с жизнью еврейских общин, с разными слоями общества. Свои впечатления М. Разумный переносит в рассказы, позже они вошли в книгу "Эйнерцувиснмильонен" и "Ди ланд фунтойзнтгешталтн".
С 1937 г. являлся редактором основанного им журнала «Идишебилдер». Параллельно писал стихи, короткие рассказы, в которых достиг большого мастерства, переводил на идиш произведения Н. Гарина, Э. М. Ремарка, Я. Райниса и т.д.
Разумный создал новый жанр в литературе на идиш – сверхкороткие рассказы, названные им новеллеттами.
В позднесталинскую эпоху, как и большинство деятелей еврейской культуры, М. Разумный попал под каток репрессий и приговорен военным трибуналом к 10 годам лагерей. Отбывал наказание в Иркутской области.
В конце 1956 г. Разумный был освобожден и реабилитирован, вернулся в Ригу. Колоритный идиш его произведений, чистота речи привлекают читателей. Марк Разумный был активным пропагандистом языка и культуры идиш и делал это с любовью, показывая красоту и богатство языка, который жил в нем с детства.Марк (Мовше) Абрамович Разумный умер 21 октября 1988 года, оставив нам большое и богатое наследие - свои произведения, в которых - жизнь и судьба. Еврейская жизнь и еврейские судьбы.
Приложение 6
Афоризмы о чтении
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать». Ф. Бзкон«Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!»  Г. Торо
«Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать» Э.Борк 
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.» Даль В.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
В. Сухомлинский
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать. Я. Коменский
Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Бэкон Фрэнсис.
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Генри Дейвид ТороЧитая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.Эразм РоттердамскийЧитать означает «брать в долг», а сделать на основе этого открытие — значит «уплатить долг». Георг Кристоф Лихтенберг