Методические указания к написанию сочинения разных жанров для студентов 1 курса


Методические указания
по написанию сочинения по литературе
для студентов 1 курса всех специальностей






















Составила Лаптева О.А.– преподаватель КОГПОАУ СПО «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»






















Киров 2016-2017

Содержание
Введение..4
Глава 1. Требования к сочинению на литературную или публицистическую тему..5
Глава 2. Типы сочинений..6
2.1. Повествование..6
2.2. Описание...6
2.3. Рассуждение..................................................7
Глава 3. Жанры сочинений8
3.1. Литературно-критическая статья8
3.2. Рецензия.8
3.3. Эссе.....9
3.4. Очерк..9
3.5. Дневник..9
3.6. Эпистолярный жанр10
Глава 4. Приемы и методы работы над сочинением...11
Глава 5. Возможные темы сочинений.15
Литература.17

Введение

Сочинение - это вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему; художественное, научное произведение.
С данным видом работы сталкиваться приходится каждому. Однако Н.П. Морозова в своей книге «Учимся писать сочинение» отмечает, что некоторые рассуждают примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное». И просто переписывают варианты работ из различных пособий, которых сейчас великое множество. Однако, сочинение – это творчество, а не бездумное копирование чьих-то «заготовок». Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку, потому как любая профессиональная деятельность требует творческого начала. Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях, предложениях. И какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум и сердце. Конечно, добиться этого не легко. Ни одно, даже самое совершенное руководство, не сможет вас научить глубоко и интересно мыслить, если вы сами к этому не стремитесь.
В данном пособии представлены требования к сочинению, его типы и жанры, приемы и методы работы над сочинением. Надеемся, что они помогут вам быстрее и легче справиться с предложенными заданиями и сделать ваше сочинение ярче, выразительнее, грамотнее. Желаем успехов!

Глава 1. Требования к сочинению на литературную или публицистическую тему

Соответствие теме. Не следует писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке темы, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы. Помогает раскрыть тему хорошо подобранный эпиграф.
Решение поставленной в формулировке проблемы. Это и будет основная мысль сочинения, доказывается правильность своего решения с использованием текста художественного произведения, литературной критики, исторических фактов и другого материала.
Самостоятельность рассуждений. Для этого необходимо знать текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев.
Знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме.
Связность текста, последовательность и логичность изложения. Это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений.
Наличие плана. Это поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основой мыслью, план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов.
Использование цитат. Цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения.
Выделение абзацев в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написание их с красной строки.
Стилевое единство и выразительность повествования. Чтобы добиться этого, нужно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи (научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие).
Соответствие речи литературным нормам и грамматическим правилам.
Точность подбора слов для выражения мыслей. Следует избегать вычурных фраз, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов.
Выразительность и эмоциональность речи, вызывающие у читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства.
Точность в изложении литературных и исторических фактов.
Объем работы строго не регламентируется, как правило, она пишется на 5-7 страницах.

Глава 2. Типы сочинений

2.1. Повествование

Повествование – это сочинение, в котором рассказывается, сообщается о каком – то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
В композиции (композиция – от лат. Composition – сочинение, составление, соединение) принято выделять экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Сочинения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом – о самом действии. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию повествования.

Советы по написанию сочинения – повествования
Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. Это может быть началом текста.
Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выходом. Особое внимание следует обратить на начало и конец текста.
Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру.
При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.

2.2. Описание

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, для портрета это будет рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека и т.п. Цель описания – чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Композиция описания, наиболее характерные ее элементы: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.


Советы по написанию сочинения-описания
При описании должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
Используйте изобразительно-выразительные средства, фразеологизмы, причастные и деепричастные обороты.
Важную роль в описании играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения, однородные члены. Не забудьте о них.

2.3. Рассуждение

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Задача рассуждения – убедить кого-то в чем-нибудь, доказать что-либо, сделать обоснованные выводы.
Обычно в рассуждении выделяются три части:
- тезис (высказывается какая-то мысль);
- доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы;
- вывод или заключение.

Советы по написанию сочинения – рассуждения.
Постарайтесь сделать аргументы как можно более убедительными и ясными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Помните, что между тезисом и аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.
Полезно употреблять побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи.
Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это помогает яркости и выразительности языка.

Итак, все 3 типа сочинений обладают определенными особенностями, однако это деление в известной мере условно, как и сама граница между повествованием, описанием и рассуждением. Сочинение студента, как правило, включает в себя элементы всех трех типов.


Глава 3. Жанры сочинений

Написать любой текст, в том числе сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром. Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно – критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.
3.1. Литературно- критическая статья
Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.
Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя. Наряду с разбором и оценкой произведения в статье рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
Сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей («Жизненные искания Андрея Болконского» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Облома и Штольца» в романе И.А. Гончарова «Обломов»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы («Л.Н. Толстой о роли личности в истории» по роману «Война и мир»).
Литературно-критические сочинения требуют хорошего знания текста и умения его интерпретировать.

3.2. Рецензия
Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII начале XIX вв. (от лат. Recensio – осмотр, обследование).
Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ и в обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она меньше по объему.
Примерный план, помогающий студентам написать рецензию:
краткие библиографические сведения о книге;
смысл названия книги;
личные впечатления от прочитанного;
особенности сюжета автора книги в изображении характеров героев;
какова основная мысль рецензий? ( Студент должен ясно представлять, с какой целью он пишет свою рецензию).

Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит литературное произведение, нужно написать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссерский замысел с литературным произведением, отметить игру актеров, декорации, музыкальное оформление.

3.3. Эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующие частную тему и передающие индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.
Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения.

3.4. Очерк
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением пишущего.
Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение.
Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный интерьер), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.
Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передаются события, характеры героев, их внешность.
Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т.е. отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Также очеркиста интересует и яркая личность, особенности ее частной жизни.

3.5. Дневник
Дневник – это форма повествования, которая ведется от первого лица.
В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы. Дневник привлекает автора – рассказчика непринужденностью выбора темы, большими композиционными возможностями, позволяет создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, полно и глубоко раскрыть характер героя.

3.6. Эпистолярный жанр
Этот жанр развивался из бытовой переписки. В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приемом.
Форма писем или посланий позволяет героям в непринужденной, доверительной беседа раскрыть свой внутренний мир. Письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью. При написании сочинения в эпистолярном жанре определяются «герои», авторы переписки; ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются его мысли, взгляды, впечатления.










Глава 4. Приемы и методы работы над сочинением

Выбор темы и ее обдумывание.
Выбирая тему, надо учитывать следующее: знание материала, интерес к теме, понимание темы, опыт в написании подобных тем.
Конечная цель обдумывания темы – это четкое представление о чем писать. Это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе самую суть.
Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и просто к искажению темы.Например, о чем следует писать в сочинении на тему: «Мое отношение к Базарову». Конечно, следует заострить внимание на тех чертах характера Базарова, которые вызывают у вас симпатию (или антипатию) к нему.
Или другая тема – «Путь от Старцева к Ионычу». Здесь следует писать о пути, о ступеньках, по которым шло духовное оскудение человека, превратившегося из личности (Старцева) в неодушевленный предмет (Ионыча).
Определение идеи сочинения и подбор материала.
На практике не всегда существует резкая граница между обдумыванием темы и нахождением идеи. Почти каждую тему можно раскрывать в нескольких направлениях и, исходя из его выбора, сформулировать идею сочинения. Скажем, в каких направлениях может быть сформулирована идея сочинения на тему «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Первое - исследование темы в направлении взглядов писателя на роль личности и народных масс в истории. Идея: народ в романе - движущая сила истории.
Второе – направление исследования образов отдельных представителей из народа и массовых народных сцен. Идея – люди из народа, по мнению Толстого, - подлинные герои войны.
Третье – направление исследования нравственной стороны вопроса. Толстой считает отношение к народу критерием нравственности человека. Идея – истинная духовная красота человека – в жизни для народа.
Идея сочинения – это заголовок основной части (II) в плане.
Как подобрать материал, когда тема предполагает сочинение по нескольким книгам? Например тема: «Незабываемые страницы Великой Отечественной войны в произведениях писателей разных лет». Здесь необходимо ограничить себя двумя – тремя произведениями. Следует остановить свое внимание на произведении наиболее созвучном вашей душе, выделить в нем какой-либо запавший в память эпизод. Поразмыслив над эпизодом, сформулируйте его суть, его идею. А уже начинайте мысленно анализировать другие произведения. Таким образом, найденная в первом произведении идея поможет вам найти подходящие эпизоды и из других произведений. С другой стороны, найденные новые примеры помогут уточнить, углубить идею, которая и станет идеей, главной мыслью вашего сочинения.
Составление плана
План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только о чем сочинение, но и какова основная мысль сочинения, какова система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения.
Схема плана такова:
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
Нельзя писать в плане слова «введение», «основная часть», «заключение», ибо цифра 1 в плане уже сама по себе означает «введение» и т.д.
Первая часть сочинения должна вводить в тему, служить фундаментом для всей работы. В зависимости от того, какого типа вопросы привлекаются во введении, можно выделить их виды:
историческое (об эпохе);
аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
библиографическое (факты из библиографии писателя);
сравнительное (о литературных традициях);
обществоведческое (привлекающее какую-либо сторону учения об обществе).
После введения идет заголовок основной части сочинения. Не следует формировку пункта 2 называть так же как тему сочинения. Функция заглавия темы состоит в том, чтобы сообщить, о чем должна идти речь в сочинении.
Функция же заголовка основной части состоит в том, чтобы показать главную мысль, то есть идею сочинения. Пункт 2 должен быть конкретнее, целенаправленнее заглавия темы. По объему эта часть сочинения самая большая, основная. Введение и заключение должны быть примерно одинаковыми.
Подпункты части 2 – аргументы, доказывающие основную мысль работы.
Заключение (пункт 3) – своего рода вывод сочинения или следствие, т.е. это может быть разговор о влиянии данного произведения на литературный процесс или на жизнь.
Вот, например, каким может быть план к сочинению на тему: «Мое отношение к Базарову».
Люди дела – мои любимые герои и в жизни, и в литературе.
Черты характера Базарова, вызывающие во мне чувство уважения и любви.
Чувство человеческого достоинства.
Самостоятельность в суждениях.
Гражданственность жизненной позиции.
Максимализм, порой доводящий его до крайних суждений.
Знакомство с Базаровым помогает мне лучше понимать людей: кто действительно работает, а кто только произносит громкие фразы.
Хорошо, когда пункты плана названы цитатами из произведения.

Написание сочинения.
Каждому хочется, чтобы его сочинение было не только правильным, но и интересным.
Иногда этому способствует полемичность. Спор помогает раскрыть свои мысли, сделать работу ярче, живее.
Литература стоит в ряду искусств, и поэтому разнообразные сопоставления литературы с другими видами искусств – с живописью, музыкой, кино, телевидением – вполне органично могут быть использована в сочинении. Например, говоря о Есенине, можно привести параллели между его поэзией и живописью Шишкина, Левитана, Саврасова.
Скучными бывают работы, за которыми не видно индивидуальности пишущего, нет своих мыслей, своего отношения к теме. Такие работы, как правило, сухи и безэмоциональны. Не следует бояться самостоятельности в суждениях, сводить все к списыванию и пересказу.
Свои мысли и аргументы хорошо бы подтверждать отрывками из текста, но не следует слишком перегружать цитатами работу, они должны естественно вплетаться в ткань сочинения. Напомним, как правильно расставить знаки препинания при цитатах.
Обычно цитаты сопровождаются словами автора. Тогда знаки препинания ставятся при них, как при прямой речи. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!». «Что за человек сам Евгений Онегин?» - задает вопрос Писарев.
Цитата может включаться в авторских текст как его составная часть. В этом случае она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».
Если цитата проводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием, например: Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутсяи произведут свою бурю». (Полностью цитата имела бы следующий вид: «Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»).
При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки не ставятся, например: Вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
5. Эпиграф пишется без кавычек, а ссылка на источник дается на следующей строчке.
Работая под сочинением, следует придерживаться определенного стиля, специально выбираемого пишущим в соответствии с характером предложенной темы или с характером выбранного им направления темы. Со временем у человека вырабатывается индивидуальный стиль с его особой, неповторимой манерой выражения своих мыслей.
Главное – это единство формы и содержания.
Сочинение может быть снабжено эпиграфом. Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.
Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после ее завершения.

Редактирование и переписывание.
Как отредактировать написанное?
Вдумайтесь в тему редактируемого сочинения, определите ее границы, осмыслите, о чем надо писать в сочинении на данную тему.
Внимательно, не менее двух раз, прочитайте сочинение; при повторном чтении делайте необходимые пометы (карандашом на полях тетради).
Подумайте над следующими вопросами:
соответствуют ли план и текст сочинения его теме; полно ли раскрыта тема, нет ли отклонений от нее?
(если есть, постарайтесь понять, объяснить, чем они вызваны, как их устранить).
Есть ли в сочинении основная мысль, объединяющая все его части в единое целое?
Насколько последовательно изложение материала? Всегда ли логичны связи микротем и микротекстов? Как учитывается автором позиция читателя (т.е. все ли понятно в сочинении тому, кто его читает сейчас или будет читать впоследствии?).
Нет ли в сочинении фактических ошибок, неточностей, искажения цитат?
Каково речевое оформление сочинения? Нет в ли в сочинении стилистических и грамматических ошибок; уместно ли использованы цитаты, удачно ли они вплетены в ткань сочинения?
Когда после всех правок сочинение уже вполне удовлетворяет вас, приступайте к переписываю набело. Не бойтесь производить небольшие правки и во время переписывания.

Глава 5. Возможные темы сочинений

Русская литература второй половины 19 в.
Душевная драма Катерины.
Дикой и Кабаниха – «хозяева жизни» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
«Любовь – претрудная школа жизни» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
Мои размышления по поводу дружбы Обломова и Штольца.
Мое отношение к Евгению Базарову.
«Меж ними все рождало споры» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Проблемы поколений: вчера, сегодня, завтра (по одному или нескольким произведениям писателей второй половины 19 в.).
Судьба русской женщины в литературе 19 в.
Народ и господа в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Тема сострадания и милосердия в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
К чему приводит нарушение норм нравственности (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 г. (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
В чем истинная красота женщины (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Жизненные искания главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Русская литература конца 19 – начало 20 вв.
Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по одному или нескольким произведениям).
Осуждение бездуховности существования в произведениях И.А. Бунина.
Поэзия «серебряного века» (по творчеству одного или нескольких авторов).

Литература первой половины 20 в.
Россия в творчестве А. Блока и С. Есенина.
Трагедия народа в гражданской войне (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
Любовь как высшая духовная ценность в романе А.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Т. Твардовского.
Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов-фронтовиков.

Литература второй половины 20 в.
Русский национальный характер в прозе А.И. Солженицына.
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» (А. Недогонов)(по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войны).
Человек на войне в произведениях В. Быкова, Б. Васильева, Ю. Бондарева и др. авторов.
Экологические проблемы в произведениях писателей – современников.
Судьба русской деревни в творчестве Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Белова и др. авторов.







Литература
Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. – М.,2012.
Калганова Т.А. Сочинение в выпускном классе. – М.: Просвещение, 2012.
Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 2011.
Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М., 2012.
Морозова Н.П.Учимся писать сочинение. –М.: Просвещение, 2011.














































13PAGE 141815


13PAGE 14315






15