Классный час в 5 классе по теме Дорогою добра


Классный час в 5 классе по теме: « Дорогою добра»
Дата проведения: 26.12.15.
Чиннова Мария Владимировна
Цель: воспитывать у учащихся доброту и уважение к окружающим, расширить знания школьников о добрых словах и поступках ; и их применении в жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки; формировать навыки толерантного поведения.
I. Звучит песня «Дорогою добра…»
- Обсуждение смысла песни, ее связи с темой классного часа.
Различие слов «Добро» и «Доброта»
Учитель:
- Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил с человеком, что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?
(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)
- А почему?
(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)
- А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к чему-то, неприятному. Почему?
(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)
- Вот сегодня наш разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, прочитаем мудрую притчу, сказку и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.
Учитель:
- Поговорим о добре и зле . Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы не свойственны понятия о добре и зле. Многие дикие племена стоят также высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые народы. Значит, каждый человек, кто бы он ни был – испытывает радость, когда делает добро. И, напротив, чувствует беспокойство, когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям –радость, или от него веет злобой.
- С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Обсуждение и работа в группах)
На синем листке дети пишут ассоциации со словом «зло», белом «добро», выступают, обсуждают.
- А как вы думаете, какому человеку легче живется?
- Когда человек будет добрым?
II. Послушайте рассказ Л. Н. Толстого. Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним
Интерпретация рассказа:
На вопрос: почему сын и невестка так относились к деду и какой пословицей можно подтвердить“ эти слова ?«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”
Безразличие и черствость сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Бездушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал достойным сыном матери и отца.
Ш. Чтение и обсуждение сказки. Сказка о добром ангеле
        В одном сказочном мире жили ангелы. Каждый ангел владел волшебной силой. Одни обладали силой добра, другие силой любви, а третьи могли превращать предметы в другие вещи. Ангелочки следили, чтобы в нашем реальном мире добра было намного больше, чем зла.  
        В этом сказочном мире был король ангелов. Его выбирали по количеству волшебных сил. Король должен был обладать всеми волшебными силами. В одной деревушке жил маленький ангел по имени Лучик. Он был настолько добрый и поэтому с ним все дружили. Он не владел никакой из волшебных сил. Но он не отчаивался, потому что у некоторых ангелов волшебная сила появлялась с рождения, а кому–то приходилось сделать много полезных дел, чтобы завладеть хотя бы одной волшебной силой. Не отчаивался он и потому, что его окружали друзья!
         И вот однажды он решил отправиться в путешествие. Лучик хотел узнать о своих способностях. Сначала он пошел через чудесный сказочный лес, где было много сказочных и прекрасных животных. В самом начале пути ему встретился маленький чудный зайчонок, ему надо было доставить огромную корзину с фруктами к царице леса. Ангелочек помог донести, а по пути помог многим другим животным. Вот они дошли до царицы.
         Зайчик рассказал обо всех добрых делах, которые сделал Лучик. Царица это оценила и наградила его волшебной силой. Ангелочек стал путешествовать по лугам, полям, горам и получать новые способности за свои добрые дела. Так он стал обладать всеми волшебными силами и его выбрали королем всего сказочного мира!  
        Делайте больше добрых дел!        
Понравилась ли вам сказка?
А о чем же она?
Как вы думаете, ребята, за что наградила царица леса Лучика ?Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: был злым человеком, а на другой день вдруг стал добрым.
А легко ли быть добрым?
Да быть добрым нелегко, но важно. Чтобы немного облегчить эту задачу, давайте попробуем сформулировать правила Доброты. (работа в группах, обсуждение)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений, бескорыстно.
Любить людей.
Призывать окружающих к взаимопониманию.
Делать добро для окружающих.
Не завидовать.
Не отвечать на зло тем же..Не говорить грубостей.
Стихотворение о доброте . Доброта непременно спасает весь мир
Доброта непременно спасает весь мирПомогает расти всем на светеЧтобы людям гармонию, мир обрестиСвое сердце в добре вы согрейте
Милосердие вдруг в твоем сердце зажглосьИ оно разнеслось несомненноВсе познают его, если в сердце твоемОно даже зажглось на мгновенье
Много сил и усердия нужно вложитьЧтоб Добро сбереглось и ТерпениеТолько Истина в том, чтобы в сердце хранитьИстину, Доброту и Терпение
Вернемся к теме классного часа. Теперь изменилось ваше понимание темы? Итак, основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М - "Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Звучит песня из мульфильма про поросенка Фунтика «Песня про доброту»
IV. Рефлексия. Синквейн. Ключевое слово «Доброта»