Урок литературы в 5 классе по теме Дорогою добра в сказке Паустовского Теплый хлеб


Название работы:
конспект урока в 5 классе (2 – ой урок) по теме
« HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/urok-literaturi-doroga-dobra-v-skazke-paustovskogo-tyopliy-hleb-.html" \t "_blank" Дорога добра в сказке Паустовского 
«Теплый хлеб»
Автор:
Трусова Татьяна Анатольевна
Место выполнения работы:
МОУ Игнатовская СОШ
2015
Цели: создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Задачи:
1.Формировать  понятия о  нравственности, добре, зле.
2.Способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения.
3. Воспитывать нравственные качества.
Планируемые результаты
Предметные: закрепятся навыки:
- определения темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора;
- анализа описанных событий, поступков героев;
- составления портрета литературного героя.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.
Личностные:  формирование позитивной самооценки, нравственных качеств.        
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:
ИКТ, учебник «Литература 5 класс» под редакцией  В.Я.Коровиной, иллюстрации к сказке, аудиозапись, мультипликационный фильм.
Проблема.
Насколько важно проявлять сострадание, милосердие, делать добро?
Ожидаемый результат.
Научатся вдумчиво читать, слушать и понимать смысл произведения
Психологическая установка
Читает стихотворение учитель:
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его.
Марк Шехтер
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас всех. А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза и мысленно пожелайте всем своим родным, близким и любимым людям добра, успехов, радости, счастья.
Мотивация:
- Начать наш урок хочу с восточной притчи.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит?
- От людей.
- Правильно я вас понимаю, все начинается с равнодушного отношения к близким, к животным, с детских и взрослых слез. Итогом может стать и  война.
- Подберите антоним к слову зло.
- Добро.
- Верно. Это добро. Возможно, вам известно литературоведческое понятие антитеза. Добро и зло – это антитеза. Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет.
- Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб.
- Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.
- Нарисуйте его словесный портрет добра. В каких поступках может выражаться добро?
- А что такое зло?
- Горе, слёзы, смерть, страх, жестокость.
- Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.
- О добре и зле в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
- Тема нашего урока «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души».
А эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».
- Какова цель нашего урока?
- Цель урока доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька.
Анализ стихотворения Б.Окуджавы.
Когда метель кричит как зверь,-
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Идёт обсуждение стихотворения.
Вывод. Да, доброта и милосердие – великие вещи. Но как жестоки бываем мы порой, когда не видим чужого горя, не стучимся в дверь, чтобы помочь.
Как равнодушны и бессердечны бываем к тем, кто ждёт от нас помощи. (Вспоминается несколько примеров о жестокости и равнодушии людей).
Стадия осмысления.
- Кто главные герои сказки?

Конь Мальчик — Мельник Панкрат-Мальчик Филька, по
вороной конь, «скорый на работу,прозвищу «Ну тебя», -
«раненый, пострадал сердитый старик,«молчаливый,
от врага».и ребята считали его недоверчивый».
колдуном»
- Сейчас разделимся на группы
Задание группе № 1. Стилисты.
Сравните 2 эпизода: описание природы до встречи Фильки с конём; описание метели.
1. Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…), 2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…») 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и дасть людям жизнь – хлеб. 2-й – ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор?
- Олицетворение. - Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке неуважение к природе. Конь и человек - это часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха. 
Задание группе № 2. Философы.
Эпизод «Диалог бабки и Фильки».
Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему истории так похожи?
Выборочное выразительное чтение эпизода.
Какова его композиционная роль?
Общий вопрос: Легко ли Фильке идти к мельнику?
Задание группе № 3. Театральная группа.
Инсценируйте эпизод «Филька у мельника».
Как характеризует Фильку его рассказ?
Как вы понимаете выражение «бессмысленный человек»?
Общий вопрос: О чём хотите ещё спросить Фильку, Панкрата?
Задание группе № 4. Аналитики.
Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».
Какие слова убеждают нас в том, что жизнь вернулась в деревню?
Почему радость оказалась неполной?
Задание группе № 5. Лингвисты.
Эпизод «Филька просит прощение у коня».
Какова роль мельника? Ребят?
Какие чувства стали испытывать главные герои?
Сохранится ли за Филькой прозвище «Ну тебя»?
- А что же сделал Филька?
- Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христорадником. - Кто такой дьявол? Подберите синонимы.
- Нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт. - А кто такой христорадник? - А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья. - А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей. Соответствует ли имя мальчика его поступкам? 
- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?
- Счастливым. Зачитайте отрывок в учебнике.
- Подбирают слова - признания коню.
- Прощение – это не унизительный акт, а высокодуховный. И этот акт вне религий, верований и идеологических предубеждений.Простить – от слова «просто»! Любовь – проста, она не кичится, она не громогласна, она тиха и мудра!П-РОСТ -ить – РОСТ – простить – это значит вырасти … ДУШОЮ!Вырасти – значит, увидеть ситуацию с ЛЮБОВЬЮ! Увидеть в ситуации УРОК, а не «виновных»!
Учащийся (индивидуальная работа – сочинение)
- Я считаю, что любовь к животным важная черта в характере человека.
Какая интересная сказка « Теплый хлеб », написанная замечательным писателем К. Г. Паустовским! Ее главный герой Филька — совершенно живой мальчишка, каких полным-полно у нас во дворе и в классе. Сначала поведение Фильки вызывает лишь негодование и возмущение: он грубый, злой, да еще и обидчивый. За свои грубые слова и жестокий поступок и Филька поплатился жестоко, и накликал злую стужу на деревню.  Испугался мальчик, увидев, что натворил, да поздно. Не плакать нужно, дрожать под бабкиным тулупом, а решать, как беду исправить. И Филька решает. Он меняется прямо на глазах, становится покладистым и даже дружелюбным. Конечно, ему ведь предстоит важное и непростое дело: уговорить ребят с рассвета выйти с ломами и пешнями на лютый мороз, чтобы пробить лед у мельничного колеса. Мы с сочувствием наблюдаем, как присмиревший от важности минуты Филька идет мириться к раненому коню. А когда конь мотает головой, не желая брать хлеб у обидчика, хочется сказать ему: «Посмотри, Филька ведь стал совсем другим!» Но конь тоже видит это и берет хлеб, и просто здорово, что они наконец помирились!
Расскаявшись в своем поступке и изменившись в лучшую сторону, Филька просит прощение у коня и в деревню приходит добро и радость. Теплота души должно проявиться во всем: в отношении к животным, природе, окружающим людям.
- РАСКАЯНИЕ: чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка
Задание группе № 6. Лингвисты.
Выясните по словарю значение слова «тёплый». Какое значение слова отражено в названии сказки?
- Итак, сказка «Теплый хлеб». Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. 
- Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, потребность). - Но сказка называется «Теплый хлеб». Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? - Теплый от старославянского – жар, огонь.
Теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство. Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью. - Где происходят события? (В деревне Бережки) -_Что вы можете сказать о названии деревни
- Образовано от слов «беречь», оберегать»).Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро. 
- Закончите предложение:
Приносить людям добро – это значит …
О хлебеЛюбовь КолудароваКак стали люди к хлебу относиться!Ты помнишь голод  страшный в дни войны?Тогда  и черствому кусочку хлеба Не просто рад был - не было цены.Тогда в блокадном, хмуром  ЛенинградеОтдав детишкам пайку, гибла мать.Взрослели дети быстро и, поверьте,Умели важность хлеба понимать.
И комбайнер, что хлеб наш убирает,И мукомол, и пекарь скажет вам,Что дорог он трудом. А вы  порою Бросаете небрежно хлеб к  ногам.Его теперь в достатке в магазинеИ, слава Богу, сыты наши дети.Но если все же лишнее купили-Отдайте птицам крошки хлеба эти.
Учащийся (индивидуальная работа)
- 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.
  В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а неработающие по 125 грамм в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
- «Хлеб да соль» - символ гостеприимства, радушия, жизни, которую можно сохранить любовью, добрым отношением к людям.
Все улыбнулись, и нам стало светлее и радостнее от ваших улыбок. И каждый из нас почувствовал себя чуточку добрее.
Релаксация (включается музыка)
Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
6. Закрепление (самостоятельная работа)
- Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?
Филька до разговора с бабушкой Филька после разговора с бабушкой
Отношение к окружающим:
Отношение к лошади:
Речевая характеристика:
Вывод:
Учащиеся: (примерные ответы)
Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.
Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.
Вывод: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
- Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.
Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире- от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый.
- Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.
ПРОСТИ
П – понимание
Р – радость
О – открытость, откровенность
С – сострадание, стыд
Т – терпение
И – искренность, избавление
- Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»?
- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей увидеть чудо и творить его сам.
- Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, деятельное сострадание. Ребята, обязательно возьмите с собой в жизнь прекрасные человеческие качества: Сострадание, Сочувствие, Чуткость, Милосердие, Отзывчивость
-Соответствует ли эпиграф теме урока?
Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка
-Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат солнышко и облачко. С чем у вас ассоциируется желтый цвет?
- С теплотой, цвет свежеиспеченного хлеба.
- А синий?
- Холод, злость, морозы.
- Сейчас, ребята, вы должны выбрать солнышко или облачко, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока.
Д.З. 1. Найдите пословицы и поговорки хлебе.
Пословицы и поговорки о хлебе.В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. - Береги хлеб для еды, а деньги для беды.- Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.- Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.- У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру- И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.- У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.- Всяк на себя хлеб добывает.- Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.- Хлеб – батюшка, вода – матушка. - Хлеб хлебу брат. - Худ обед, когда хлеба нет. - Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.  - Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.- Хлеба нет – корочка в честь.- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. - Человек хлебом живет, а не промыслом. - Покуда есть хлеб да вода, все не беда. - Без хлеба, без соли худая беседа. - Палата бела, а без хлеба в ней беда. - Плевать на обед коли хлеба нет. - Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.- Без хлеба, без соли никто не обедает.- Не в пору и обед, коли хлеба нет.- Хлеб черствый – обед честный.- Был бы хлеб, а зубы сыщутся.- Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.2. Найдите загадки о хлебе.
Загадки о хлебе.Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно) 
Считалки о хлебе."Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?"Чистоговорки о хлебе.Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
3.Нарисовать иллюстрации –портрет Фильки.