Метапредметный урок Дорогою добра (5 класс. Имя прилагательное)


Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям,
И садитесь по местам.
Здравствуйте. Сегодня урок русского языка проведу в вас я. Меня зовут…..
А теперь послушайте меня внимательно.
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Я не зря начала урок с этой притчи, ведь действительно, каким получится наш урок и что получит каждый от этого урока зависит от вас самих.
Откройте ваши тетради. Напишите число, Классная работа.
1. Внимание на экран!
Добро, доброта, добрый.
Вера, верный, верность.
Любить, любимый, любоваться.
Назовите лишнее слово в каждой строке и определите, что объединяет эти слова. Ответ: ( добрый, верный, любимый)
Молодцы. Верно. Это прилагательные. Речь пойдёт о ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ. Прилагательное – это сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
Как вы определили, что это прилагательные? - ( Они отвечают на вопрос какой?)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, по какому принципу объединены слова в столбиках?
- Что эти слова обозначают. На какие вопросы отвечают?

человек традиционный любить
праздник добрый заботиться
поступок ответственный помогать
дружба безграничная верить
любовь крепкая защищать
Отвечают: 1столбик – сущ-ные, 2 – прилаг-ные, 3 столбик – глаголы.
- Со словами какого столбика можно грамматически и по смыслу соединить эти прилагательные и почему? -
- С существительными, потому что прилагательные обозначают признак предмета, а существительное - это предмет.
-Соедините подходящие по смыслу существительные с прилагательными и запишите получившиеся словосочетания. – (Пишут в тетрадях.Потом сверяют с записью на экране.)
(Традиционный праздник, добрый поступок, ответственный человек, безграничная любовь, крепкая дружба.)
- Как называется такая связь имени прилагательного с именем существительным? - Согласованием) - Почему? – Потому что они согласуются.
-Интересно, а как могут изменяться имена прилагательные? Какую функцию они выполняют в предложении? - Это и будет проблемой нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. (Дети отвечают)
Слайд. Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные, какова их синтаксическая функция.
- Давайте договоримся: для решения проблемы урока мы станем научными исследователями и проведём исследовательскую работу в группах. Каждая группа получит задание для исследования по тексту. Для этого мне нужно выбрать три исследовательские группы. Кто хочет провести научную работу? Вот вам задания для исследования. Работайте сообща. Ваша задача: провести наблюдения, сформулировать выводы и аргументировать их примерами из этого текста. Когда будете готовы, дайте знать.
А класс работает со мной. Внимание, на экране текст. Давайте его прослушаем и выполним задания.
В нашей огромной стране живут люди разных национальностей. Они составляют одну дружную семью народов России. Мы должны учиться уважительному, толерантному отношению к культуре каждого народа.
Духовные и материальные традиции – главное богатство нашей Родины. Особое место занимают религиозные культуры: христианская, мусульманская, буддийская и иудейская. Все религии учат делать добро и помогать людям, заботиться о младших и почитать старших, бережно относиться к природе, любить родную страну и свою семью.
- Давайте определим: этот текст описание, рассуждение или повествование?

- О чём этот текст?
- Как вы понимаете слово «толерантность»?
Слайд.
Словарь: толерантный – (от лат. tolerantis – терпеливо переносящий) – терпимый, снисходительный. Он толерантен к недостаткам друга.
Составьте предложение с прилагательным толерантный.
Мы учимся толерантному отношению к религиозным чувствам других.
- Назовите орфограммы в слове отношению, религиозным, чувства.
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. ( 7б., 6зв.)
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
Ответ : Грам. основа – мы учимся
- Определите синтаксическую роль слова толерантного.
Ответ: учимся чему? - отношению, отношению какому - толерантному – прилагательное относится к существительному отношению и является определением, подчёркиваем волнистой линией.
- Выполните синтаксический разбор предложения до конца.
- Это предложение простое или сложное?
- Определите род, число и падеж прилагательного толерантного. А теперь давайте откроем наши учебники на странице 33, там, где есть таблица Склонение прилагательных мужского и среднего рода и сверим окончание прилагательного в нашем предложении.
- Какие религии проповедуют народы, живущие на территории нашей страны?
- Какие религии преобладают в нашей республике?
- А знаете ли вы священные сооружения и религиозные книги, праздники?
Ответы: (У христиан – Библия; церкви, храмы, монастыри; Рождество Христово (7 января) мусульман – Коран; мечети; Ураза-байрам, Курбан-байрам.
иудеев - Тора, синагоги и храмы,
буддистов - Типитака; храмы монастыри)
Давайте посмотрим. (Слайды)
А теперь послушаем выводы исследовательских групп.
У первой группы было такое задание : сформулировать определение, что такое прилагательное? Аргументировать свои ответы примерами из текста.
Ответ: Часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Примеры: дружную семью, уважительному отношению, материальные и духовные ценности, религиозные культуры, родную страну.
Ребята, оцените работу группы: - Всё правильно. Молодцы, садитесь.
Вторая группа получила такое исследовательское задание: выяснить, как изменяются прилагательные? Сравнить, слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет?
Ответ: прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, согласуясь с существительными, к которым они относятся. Имена существительные изменяются по падежам и числам, но не изменяются по родам. Во множественном числе род имён прилагательных не определяется. Изменение прилагательного по родам, числам и падежам называется склонением.
Примеры: дружную семью – ед. число, жен. род, вин. пад.,
духовные ценности – множ. число, им. Пад( род не определяем)
родную страну – ед. число, жен. род, вин. падеж.
Давайте оценим работу группы. Молодцы, спасибо.


.

Исследовательское задание для третьей группы было таким: Найдите главные члены в первых предложениях каждого абзаца. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Сделайте вывод, о том, каким членом предложения может быть имя прилагательное.
Ответ: В предложении имя прилагательное относится к существительному, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и выполняет роль второстепенного члена – определения, подчёркивается волнистой линией.
Примеры: стране какой? многонациональной – это определение, выраженное прилагательным; ценности какие? материальные и духовные это однородные определения, выраженные прилагательными.
Как оценим групповую работу? Спасибо. Молодцы.
К какому результату в исследовании мы с вами пришли?
Слайд.
Прилагательное – это……, которая обозначает……,отвечает на вопросы……… Имена прилагательные изменяются по ………………………………..................... В предложении прилагательные согласуются с ……… , чаще всего бывают…., а краткие прилагательные могут быть ……………… Род, число и падеж прилагательного определяются по………………Во множественном числе у прилагательного не определяется………
- Молодцы, ребята, вы справились, выполнили исследовательскую работу и решили проблему урока. Наши знания будут более полными, если мы их закрепим. Но прежде давайте проведём физминутку…..
Физминутка поможет нам вернуть силы и внимание. Встаньте, пожалуйста, и будьте внимательны. Если я называю слова, если это имя существительное – делаем хлопок в ладоши, глагол – приседаем, прилагательное – делаем плавные волнообразные движения руками.
Дом, любить, добрый, человек, брат, помогать, беречь, благодарить, вера, верить, культура, традиционный, праздник, мирный, милость, чудесный, дружба, трудиться, работа, любимый, труд, честный, мир, учиться, смелый.Ребята, имена прилагательные «раскрашивают» текст, помогают лучше представить нарисованную предметами, т. е. именами существительными. Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её более выразительной, точной, образной и помогают выразить эмоции, точнее описать предмет.
Давайте ещё раз в этом убедимся. Я называю прилагательные, а вы должны угадать и записать слова-существительные, о которых идёт речь. Пишите получившиеся слова в столбик.
Каменный, двухэтажный, уютный- дом ДПоложительная, отрицательная, четвертная - оценка ОБелоствольная, молодая, цветущая - берёза Б Глубокая, полноводная, горная - река РУдобная, спортивная, кожаная, сезонная обувь О
Из начальных букв этих слов сложите слово. Что у нас получилось? - Добро.
Давайте поговорим о добре. Что такое ДОБРО? Каким цветом его можно изобразить?
Образуйте от сущ. ДОБРО однокоренное прилагательное - ДОБРЫЙ- подберите к нему подходящие по смыслу существительные и составьте словосочетания : доброе утро, добрый поступок,…….
Давайте самостоятельно просклоняем словосочетание добрый человек, выделите окончания. Сверьте по таблице на стр. 33.
Ребята, давайте вспомним пословицы. СЛАЙД с пословицами.
- Кого мы можем назвать добрым человеком?
- Можете ли вы себя назвать добрым человеком?
- В сказках всегда герои бывают добрые и ……. злые , сильные и …… слабые, умные и…… глупые, хорошие и ……. плохие, положительные и …………….. отрицательные.
- Как называются такие слова? …..антонимы.
- В сказках, как правило, побеждает добро. Давайте вспомним сказки и их героев. («Золушка», «Золотой ключик», «Морозко», «12 месяцев», «Снежная королева», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
-Почему героев этих сказок мы называем добрыми, положительными?........Слайд. - Потому что они помогают слабым, маленьким, больным, попавшим в беду, они не жадничают, не завидуют, прощают ошибки других, приходят на помощь всем, кто в этом нуждается. Добрый человек – это обычно правильный, честный. Чтобы стать добрым, необходимо развивать в себе такие качества, как честность, ответственность.
А что значит : быть ответственным? Это значит: (Ребята, помогите мне: закончите фразы:Сказал – сделал
Не уверен – не обещай
Ошибся – признайся
Забыл – попроси прощения
Говори то, что думаешь
Не можешь сказать правду – объясни почему.

Все религии учат добру, справедливости.
БИБЛИЯ:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
ИСЛАМ предписывает мусульманам любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим; с почтением относиться к родителям. Пророк МУХАММАД любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей».
Любить и защищать Родину – священная обязанность мусульманина.
Мусульманину запрещается обижать стариков, женщин и детей, религиозных деятелей.
Ислам осуждает такие злодейские действия, как похищение людей, взятие заложников, стрельбу по мирным жителям, закладку бомб в местах, где живут люди. Мусульмане понимают джихад как борьбу со своими пороками, но не в коем случае не как войну с «иноверцами», как утверждают те, кто, прикрываясь религией, совершают преступление против человечества, как это делают самозваные игиловцы. А кто знает, что такое Игил? Да, ребята, Игил – это страшное зло, с которым борется весь мир, все люди сообща.
Во всех религиях понятие ДОБРО даётся вместе со словами ЗАБОТА, МИЛОСЕРДИЕ. А что это такое? Давайте выясним.
Образуйте от этих существительных имена прилагательные и запишите их.
Забота - заботливый
Милосердие - милосердный.
Подберите к ним синонимы. – Добрый, внимательный, щедрый, ……. Обратите внимание: эти синонимы одинаково подходят к обоим словам.. Чтобы ещё лучше понять их смысл, давайте разберём эти прилагательные по составу:
Милосердный , заботливый .
- А теперь я предлагаю такое задание: перед вами два ватмана, давайте на одном запишем слова-друзья к понятию «забота», а на другом – слова-враги.
Друзья «ЗАБОТЫ» Враги «ЗАБОТЫ»
любовь лень
ответственность зло
ласка эгоизм
доброта жадность
честность зависть
нежность
отзывчивость
совесть
щедрость
- Образуйте от этих существительных прилагательные. Какая морфема нам понадобится, чтобы образовать прилагательные?( суффикс).
- Как называется такой способ образования? ( суффиксальный).
- Что обозначают эти прилагательные? ( Они называют качества людей: положительные и отрицательные).
- Ребята, а что значит «заботиться» и кто нуждается в заботе?
- Заботиться – это значит любить.
- Дети нуждаются в заботе родителей, старые родители нуждаются в заботе и внимании своих детей. Забота также нужна больным, слабым.
- А как вы думаете: кому нужна забота – тому, кто заботится, или тому, о ком заботятся? …………(Забота облагораживает людей, помогает стать лучше, чище, добрее.)
Милосердие, забота, доброта играют важнейшую роль в жизни человека.
Все религии учат быть милосердными, щедрыми, делиться с теми, кто
нуждается. Очень важно помогать больным, инвалидам, малоимущим,
детям, заниматься благотворительностью. Во всех религиях раздача
милостыни является обязательной частью каждого праздника.
- Какие традиционные религиозные праздники отмечают в вашей семье?
Давайте теперь подведём итог и выполним тестовое задание, для чего используем следующий текст.
Съезд в Астане.
Серьёзные м..ровые проблемы помимо политиков решают рел..гиозные деятели. Уже трижды в столице Казахстана в городе Астане в б..льшом светлом здании, которое было специально п..строено для пр..ведения этих съездов и названо Дворцом мира и с..гласия, прох..дил съезд лидеров мировых религий. Все участники съезда п..дписали совместное обращение к мировому сообществу, которое з..канчивается сл..вами: «Мы желаем каждому человеку мира, безопасности и процв..тания».
Фамилия, имя. Класс.____________________________________________
Тест. 1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает
А. предмет
Б. признак предмета
В. действие предмета
2. Прилагательное отвечает на вопросы
А. кто?, что?
Б. какой?, чей?
В. как?, где?, когда?
3. Прилагательное изменяется
А. по родам, падежам и числам
Б. по лицам и числам
В. только по падежам
4. Во множественном числе у прилагательных не определяется
А. падеж
Б. род
4.Выпишите из текста словосочетание «прилагательное + существительное», определите род, число, падеж прилагательного.
- Передайте, пожалуйста, ваши работы. Для проверки ваших тестов мне нужны помощники – эксперты. Кто справится с этим ответственным заданием? Вот вам ключи, т.е. правильные ответы. Вам нужно внимательно сверить работы и оценить их по критериям.
А класс продолжает работать со мной.
Перед вами лепестки разных цветов. Каждый цвет обозначает какое-нибудь состояние души и оценивает наш урок.
Красный – я доволен собой, урок мне понравился, мне всё понятно, интересно, я узнал много нового и полезного.
Зелёный – я был активен, не устал, урок интересен, но мне не всё понятно, многое показалось трудным.
Жёлтый – я был пассивным, потому что мне показалось всё сложным, а урок скучным, неинтересным и бесполезным.

Вам надо выбрать лепесток того цвета, который соответствует вашему состоянию и тому, как вы оцениваете наш урок. Затем на выбранном вами лепесточке напишите ответ на вопрос:
Что я сегодня сделаю доброго, хорошего, чтобы мир вокруг меня стал хоть немного лучше и добрее?
Используйте «добрые» прилагательные, они помогут вам более точно выразить чувства и украсят ваши предложения.
Но прежде мне хочется, чтобы вы послушали полезные советы и посмотрели клип под названием «Делай добро и оно к тебе вернётся».
Родина – это все МЫ, каждый из нас. Подумайте, что вы можете сделать хорошее для тех, кто рядом с вами. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помогите другу в учёбе, проявите заботу о бабушке, дедушке, наведите с друзьями порядок в своём дворе, посадите деревья и ухаживайте за ними. Сделайте мир вокруг себя чище, добрее, и вы сделаете лучше себя, почувствуете, как возрастает в мире любовь.
Давайте посмотрим интересный клип о добре, и вы увидите, что добро обязательно возвращается.
Клип.
Видите, ребята, добро всегда возвращается, потому что оно делает людей лучше и добрее. И теперь вы можете написать ответ на лепесточке, который вы уже выбрали.
Эти лепестки с вашими ответами мы расположим вокруг коллажа, который мы с вами сейчас вместе составим. Для этого желающие могут выйти к доске и, выбрав то, что понравится из лежащих предметов, поместить на доске при помощи магнитиков.
Поглядите, ребята, какая замечательная картина у нас получилась! Давайте дадим ей название…………….(Как прекрасен этот мир!)
Этот мир, ребята, нуждается в нашей заботе, нашей любви. Как вы думаете, что можете сделать вы, чтобы уберечь этот прекрасный мир? Правильно, мы должны делать добро и как можно больше, потому как именно добро спасёт мир.
А теперь давайте поместим наши добрые дела вокруг этого мира, пусть они делают свое доброе дело. А вы, я надеюсь, получили сегодня хороший урок и постараетесь, чтобы то, что написали на лепестках, не осталось только на бумаге.
Спешитедобровсем творить,         
Чем можете – делом иль словом.       
Учитесьближнихлюбить,              
Ведь это жизни основа!   
Задание на дом: напишите сочинение на тему «Твори добро, и оно к тебе вернётся». Используйте материал нашего урока ( пословицы, новые слова, то, что вы узнали о религиях…)
 
Спасибо за хорошую работу на уроке и за чудесное сотрудничество.
Зовёт на перемену нас звонок,
Там ожидает новый вас урок!
Люби, исследуй и твори!
Добро и красоту дари!