Технологическая карта по истории на тему Древний Египет (5 класс)


Аляпина Елена Валентиновна -учитель истории и обществознания
МБОУ Саврасовская ОШ, Лукояновского района, Нижегородской области.
Технологическая карта урока истории – 5 класс
УМК: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира, 5 кл., М., «Просвещение», 2015 г.
Тема: История Древнего Египта – итоговое занятие
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: путешествие.
Средства обучения:
1.Мультимедийная презентация в программе PowerPoint..
2. Раздаточный материал: карточки с определениями
4. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Цель урока:формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме игры.
Задачи:
Обучающие:
Формировать познавательную активность и интерес к изучению истории.
Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.
Совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, историческими картами)
Совершенствовать умение работать с хронологией, историческими персоналиями
Развивающие:
1.Развивать образное мышление, произвольное внимание.
2. Развивать логику, способность анализировать и обобщать.
Воспитательные:
1. Воспитывать толерантное отношение друг к другу и окружающим.
2. Формировать навыки работы в группе.
3. Воспитывать ответственность, трудолюбие.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
1. Понимание культурного многообразия мира
2.Уважение культуры другого народа
3. Формирование мотивации к дальнейшему изучению истории.
3. Метапредметные результаты:
Развитие способности решать творческие задачи
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности
Развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.
Предметные результаты:
Умение применять понятийный аппарат исторического знания
Умение систематизировать уже полученные исторические знания
Умение и готовность применять исторические знания.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Актуализация знаний
Основные задачи учителя.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
формирование понимания значения исторического и культурного наследия античного общества в мировой истории
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствует учащихся.
Организует учащихся на работу в команде Приветствуют учителя. Занимают свои места
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ребята, мы познакомились с древней восточной страной. Как она называется?
СЛАЙД 2.
А кто для нас раскрывает странички прошлого?
А вы сами хотите совершать открытия?
Что для этого надо делать? Ребята высказывают свои мнения, версии, вступая в диалог друг с другом, учителем; проявляют познавательную инициативу
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя.Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Что нам предстоит сделать? – 1 мин. Проявляют познавательную инициативу.
Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний. Осознание цели предстоящей деятельности.
4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
СЛАЙД 3
Сегодня мы совершим путешествие по историческим наукам, сделаем несколько остановок на научных станциях. Работа в группах.
Составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания, поиск необходимой информации: знание исторических персоналий, хронологии Древнего мира, умение читать историческую карту по легенде
5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя:Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задание 1( слайд №3) – «Разминка» - знание исторических терминов, соотнесение названий станций и определения исторических наук
Задание №2(слайд №4,5) – Вопросы по хронологии, решение исторических задач.
Правильные ответы:100 год до н.э. раньше; в 3 тысячелетии до н.э.; 4615 лет; 1100 лет; 2001 году до н.э.; в 3 тысяч.н.э.
Задание №3 (слайд № 6) – Ответы на вопросы археологической станции. Правильные ответы: пирамиды; …
Задание №4(слайд №8) – Проверка умения ориентирования по карте, и знания географических названий.
Правильный ответ: Нил дает жизнь; Тир город в Финикии;
Красное море; Средиземное море; дельта; пустыня Сахара.
Задание №5(слайд №9) – Работа на станции палеография. Правильные ответы : папирус; грамотные люди; иероглифы; знание иероглифов сложная наука; означали целые слова или сочетание звуков, не было гласных;
Задание №6(слайды №,10) – Работа с историческим источником. Правильные ответы : бог судья в царстве мертвых; весы взвешивают сердце человека и перо Маат; Онубис.
Во время работы учащихся над заданиями учитель проверяет, как работает каждая команда с тем, чтобы оценивание знаний и умений каждого учащегося было максимально объективно Дети самостоятельно отвечает на вопросы и исправляют ошибки товарища, если таковые имеются.
1.формирование умения оценивать исторические личности
2.работа с версиями, оценками.
3.знать хронологию Древнего мира, умение работать с исторической хронологией
4.умение определять географические названия указанных мест в истории Древнего Египта на контурной карте
5.умение проводить поиск необходимой информации по историческим источникам, определять исторические персоналии
6.Умение работать с изобразительным источником, определить, кто изображён, как обычно изображалась представленная персона
7.Умение использовать знания по истории и культуре других народов в общении с людьми и внешкольной жизни как основу диалога.
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока? Как вы оцените свою работу?
Учитель подводит итоги, вручает грамоты юных археологов.
Завершение урока. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные варианты ответов одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы
Узнали о том, как много оставила нам в наследство Древний Египет.
Оценивание работы учащихся.