Выступление на педагогическом совете с темой Требования ФГОС к обучению детей с ОВЗ в начальной школе


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях. Статистика свидетельствует, что здоровье детей не улучшается, а ухудшается, и это в первую очередь отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Вместе с тем все дети нуждаются в получении начального образования в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья. В Федеральном законе № 273-ФЗ реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается, как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
С внедрением Федерального образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся, требует формирование педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения детей с учетом их потребностей и возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации,
результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
(Слайд) Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна :в неё входят дети с тяжелыми нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра, множественными нарушениями развития.
Практика обучения детей с ОВЗ в спец. школах существует давно. Сегодня мы уделяем особое внимание проблеме обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах, т.е. проблеме инклюзивного образования
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16г. осуществляется ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ.
Администрацией нашей школы учителя первых классов прошли соответствующие курсы по дополнительной профессиональной программе «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС».
(Слайд) Так как инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенном классе при образовательной школе, в нашей начальной школе создаются условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких детей.
Для этого педагог корректирует свою деятельность. Первые шаги- это коррекционная работа в рабочей программе и она направлена на:
(Слайд)
-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
-освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации с обязательным сопровождением специалистами (психологом, логопедом, медицинских работников)
(Слайд)
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования и т.д.
(Слайд) И, конечно же, это место для отдыха, горячее питание, прогулки на свежем воздухе, служба психолога, логопеда.
В октябре этого учебного года прошёл семинар, где педагоги начальной школы делились опытом работы с детьми с ОВЗ. Для повышения эффективности  обучения учащихся они создают специальные условия:
(Слайд)
- взаимопонимание и сотрудничество,
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
-оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических);
-значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме;
- взаимосвязь между изученным и новым материалом;
-синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания);
- оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия;
-точность и краткость инструкции по выполнению задания.
Педагоги, работающие со школьниками с ОВЗ не первый год, умеют оказывать им различные виды помощи: учебную, стимулирующую, направляющую, обучающую.
(Слайд)
Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.
В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляющая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.
Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что основные требования ФГОС это:
требования к структуре и объёму образовательных программ обучающихся с ОВЗ; требования к условиям реализации программ выполняются.
Так как, выше указанные требования выполняются, результаты освоения программы начального образования детьми с ОВЗ, мы видим из выше сказанного педагогами, что есть, и в начальной школе достигаются.