Статья на тему Использованием средств дистанционного обучения при подготовке к единому государственному экзамену


На сегодняшний день развитие информационных технологий таких как электронная почта, всевозможные Web-сайты, обучающие программы позволяет дистанционному обучению стать неотъемлемой частью учебного процесса.
Начиная с 1994 года впервые появлялись образовательные учреждения, в которых процесс обучения осуществлялся с помощью компьютера и информационных технологий, это позволило вывести дистанционное обучение на новый уровень. Спрос вызвал предложение, и появилось многообразие обучающих программ для учащихся и даже программы для дистанционного обучения в начальных классах. В последнее время часто встречаются упоминания не только о вузах и институтах повышения квалификации, в которых учебные занятия проводятся в дистанционной форме, но и о школах, процесс обучения в которых ведется посредством дистанционных образовательных технологий.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 п.1 [1] раскрывается понятие «дистанционные образовательные технологии» как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, что в свою очередь подразумевает сопровождения дистанционных технологий сетевыми средствами. Основу образовательного процесса при использовании дистанционных технологий составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого.
На сегодняшний день единственной формой аттестации выпускников школ является единый государственный экзамен. Экзамен по информатике в данной форме проводится в течение нескольких последних лет и количество учащихся, выбирающих этот экзамен, возрастает в связи с увеличением специальностей в ВУЗах, требующих в качестве вступительных испытаний сдачу экзамена по информатике. Поэтому актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. Для урока информатики и ИКТ выделяется всего 72 часа в год, этого времени недостаточно для глубокой систематизации и обобщения знаний по предмету. Задания единого государственного экзамена четко разделяются на две части. В первой части включены задания по основам алгоритмизации и программированию, которые не всегда охватываются в полном размере программой общеобразовательной школы, а задания второй части соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением математики и программирования.
Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы для поступление в высшие учебное заведение.
В чем же состоит актуальность использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения школьников информатике?
Актуальность данного обучения, во-первых, обусловлена необходимостью создания более гибкой формы образования, которая способна освободить время, затрачиваемое на то, чтобы добраться до учебного заведения и обратно, а также направить это время на получения новых умений и навыков. Это важно, как для учащихся живущих за городом, так и для детей, проживающих в таких крупных мегаполисах, как Москва.
Во-вторых, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий в школе актуально для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, в том числе временно ограниченными и для редко посещающих школу учащихся по уважительным причинам. Данная форма обучения позволит таким обучающимся не отрываться от учебного процесса на длительное время и успевать за программой.
В-третьих, такой учебный процесс позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Проблема исследования заключается в необходимости адаптации содержания, методов и средств обучения информатике к форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.