Проект: «Наше будущее — Дети!»

«Наше будущее – дети»
Алгоритм технологии индивидуального педагогического сопровождения воспитанника детского дома.

Панина Наталья Викторовна, заместитель директора по ВР государственного казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 24 Ставропольский край Новоалександровский район cт.Григорополисская

Воспитатель – самый необходимый человек для ребенка в детском доме, его опора и надежда. Его главная Миссия – обеспечить Спокойствие, вселить Веру, дарить свою Любовь, помочь обрести Надежду детям, одновременно обучая их этим чувствам. С точки зрения педагогики и психологии миссия работника детского дома связывается с выравниванием возможностей социальных сирот и обеспечением одинаковых прав с благополучным социумом. Социальные сироты должны рассматриваться как равноправные субъекты социального и психолого-педагогического взаимодействия, воспитываться в благоприятной для своего развития среде, функционирующей на основе принципов гуманизма, учета индивидуальных и возрастных особенностей, природо- и культуросообразности, а также при соблюдении комплекса организационно-педагогических, психолого-педагогических, материально-технических, социокультурных и научно-методических условий.
Определение содержательной направленности этих условий должно быть обусловлено результатами изучения особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, анализом возникающих депривационных состояний и их последствий, проблем современного воспитательного процесса в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот.
В связи с выше сказанным работники детского дома № 24 ст. Григорополисской находятся постоянно в ситуации выстраивания своего Алгоритма технологии индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанника детского дома.
Сегодня большое многообразие программ, но мы искали цельную, охватывающую все сферы углубленного развития личности и нашли, это программа, разработанная коллективом Железноводского детского дома, «Формирование ценностных ориентаций у воспитанников в условиях детского дома».
Она рассчитана на воспитанников в возрасте от 5-6 до 12-17 лет. В нашем учреждении есть одна особенность, которой нет, не в одном учреждении Ставропольского края – это интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в здоровое детское общество, а поэтому задача педагога, работающего в коррекционной группе была адаптировать программу путем системного подхода к решению оздоровительных, общеразвивающих и коррекционных задач. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, на обучение их навыкам взаимодействия со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками. Особую значимость приобретает соответствие содержания и методов коррекционной работы ввиду, степени выраженности и структуре отклоняющегося развития, а также возрасту ребенка. При этом предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Т.е данная программа адаптирована на разный уровень развития ребенка.
Основным методом обучения является организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно отсталых детей на всех видах деятельности. Само содержание программы остается прежним, только подбор тем направлен на исправление (доразвитие), а также компенсацию тех психических и физических процессов, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
I. Для реализации управленческого координационного направления приняты решения:
- Цель и задачи учебно-воспитательного процесса, особенности перспективного планирования должны определяться анализом воспитательной работы за год, результатами промежуточного и итогового мониторинга, ставшего традицией и проводятся по двум направлениям:
1. мониторинг (в том числе и промежуточный) для детей, которые живут в детском доме более 1 года.
Изучение индивидуальных особенностей характера.
Изучение состояния здоровья.
Изучение склонностей, творческих способностей каждого воспитанника.
Изучение коммуникативных способностей.
Изучение проблем в обучении.
Изучение проблем взаимодействия: воспитанник - воспитанник; воспитатель-воспитанник.
2. мониторинг для вновь прибывших детей (стартовые знания о развитии ребенка) эти данные берем из личного дела, с которым к нам поступает ребенок, и первоначальные срезы его состояния здоровья (психического, (уровень тревожности, агрессивности и т.д), физического (показатели осанки, бега, походки), педагогического (способности, склонности ребенка)
II. Проанализировав и составив общую характеристику группы и на каждого ребенка в отдельности, мы начинаем планирование педагогической деятельности:
- Обращаем внимание на режим дня (их у нас 4 (осень, зима, весна и лето)
- определяется тематика дней
- закрепляется педагогический персонал за определенной группой
- формируется состав педагогов дополнительного образования (которые продолжают деятельность педагогов)
- формируется расписание системы реализации дополнительного образования с пофамильным указанием времени и детей, занимавшихся в это время.
Исходя их выше сказанного, педагогические сотрудники, работая в группах и в дополнительном образовании делают акцент на целях и задачах воспитания в конкретной группе с конкретным ребенком. Мы ушли от записи режимных моментов, делаем акцент на содержание педагогической работы в конкретный день, в том числе приучение детей к выполнению правил внутреннего распорядка.
В 2010-2011 учебном году инициативной группой педагогов под руководством заместителя директора по МР разработан и утвержден на методическом совете алгоритм ежедневного планирования деятельности воспитателя с группой (существует приказ по учреждению, в котором определена тематика дней)
Понедельник – гражданско-патриотическое направление;
Вторник – нравственное воспитание;
Среда – полоролевое воспитание;
Четверг – правовое воспитание;
Пятница – в мире профессий;
Суббота – здоровый образ жизни;
Воскресенье - проведение экскурсий, подвижные игры.
Так как в программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение занятий на дополнительные темы, особенно важные для конкретной группы, отдельного воспитанника.
Важным приложением к программе «Формирование ценностных ориентаций у воспитанников в условиях детского дома» является план индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома.
По индивидуальному сопровождению ребенка подготовлены документы, для ориентировочной диагностики наличного уровня его развития.
- паспорт физического развития;
- социальный паспорт;
- психологический паспорт;
- карта индивидуального развития;
- карта педагогического сопровождения.
- портфолио ребенка.
В целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка в учреждении организовано дополнительное образование. Педагоги дополнительного образования продолжают работу воспитателя, помогая ребенку развивать творческие способности, прививать навыки трудового воспитания, этому способствует и детское самоуправление, коллективно-творческие дела детского дома (дни рождения, различные конкурсы: «Дом, в котором уютно всем» «Лучшая группа», «Лучший воспитанник», конкурс рисунков, Мастерская Деда Мороза, выставка поделок из природного материала). Лучшие работы представляются в постоянно действующем выставочном зале, а достижения ребят представлены на Доске Славы. Призовой фонд конкурсов формируют спонсоры и друзья дома.
Деятельность сотрудников учреждения направлена на создание достойных и оптимальных социально–психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению и развитию ребенка. Все в доме устроено так, что прививает навыки культуры: поведения, общения, развития самостей, начиная от столовых приборов (дети с малых лет приучаются пользоваться ножом, вилкой и т.д.), культа чистоты дома, сочетания вкуса в убранстве и функциональности помещений, до формирования навыков самоопределения, самовыражения, саморегуляции).
Все материалы, результаты общего сотрудничества всех сотрудников детского дома отражены в личном деле воспитанника, которое состоит:
- официальные документы (восстановление документов самого ребенка, работа по закреплению жилья или постановке на очередь, восстановление связи с кровными родственниками, оформление пенсии и т.д.)
- Результаты индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Успешность организации учебно-воспитательной работы учреждения напрямую зависит и от повышения профессиональной компетентности, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала педагогов. По аналогичной технологии обеспечивается индивидуальное сопровождение и каждого педагога детского дома. Традиционными стали в учреждении конкурсы профессионального мастерства «Воспитать человека», «Ступени роста».
О действенности, состоятельности технологии работы свидетельствуют позитивные результаты деятельности каждой группы и учреждения, отмеченные в отчетах и анализе.
Результаты нашей совместной деятельности таковы:
- снижение уровня заболеваемости
- повышение качества знаний, уровня воспитанности
- снижение количества самовольных уходов
- снижение преступности
Свою работу можно выполнять по-разному, но мы не имеем права на ошибки, которые могут привести к ухудшению жизненной ситуации наших детей. Сложно работать, но миссия воспитателя должна быть выполнена на столько, чтобы любой ребенок обрел Веру, Надежду и Любовь!