Проект Моя семья — моя радость обобщение опыта работы


Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ лицея №14 г. Ставрополя Коротченко Т. М. во внеурочной деятельности.
Тема: « Моя семья – моя радость».
Концепция деятельности
Слайд №2.
Актуальность
Современные родители всё меньше занимаются воспитанием детей. Дети чувствуют дефицит общения. Проведение совместных мероприятий для школьников и родителей делает школу и семью союзниками в воспитании детей, воспитывают у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Слайд №3
Модернизация начальной школы
За последнее десятилетие, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающие функции обучения и воспитания, которые должны обеспечить:
- становление личности младшего школьника;
- раскрытие его индивидуальных возможностей;
-объединения усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Перспектива опыта
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации.
Полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния семьи и школы. Для того чтобы родители стали активными помощниками учителей, необходимо вовлечь их в жизнь школы, класса.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Перед школой стоит проблема не только «наукоучения», но и развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребёнка, оказание ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения. Начало освоение этого пути лежит в младшем школьном возрасте через осмысления категорий: любовь, материнство, отцовство, дружба, сострадание. Ребёнку важно брать из семьи положительные образцы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Зачастую дети, нуждающиеся в любви родных, безусловном принятии близкими, оказываются одинокими в семье. Отсутствие у ребёнка позитивной самооценки, самоуважения, проявляющиеся порой в асоциальных формах поведения, как правило, связаны с внутрисемейными проблемами. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе. Необходимо развивать в ребёнке не только способности мечтать о гармоничных взаимоотношениях с людьми, но и осознания, прощения своих и чужих недостатков в реальности.
Слайд№4
Проектный метод направлен на…
- развитие критического мышления;
- развитие творческого мышления;
- умение работать с информацией;
- работать в коллективе;
Владеть культурой коммуникации.
Слайд №5
Проектирование - особая организационно- педагогическая сфера развивающей образовательной среды.
В младшем школьном возрасте ещё рано вести речь о самостоятельном проектирование так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока ещё на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами.
Но, большое начинается с малого, поэтому для проектов я выбрала семью, тему близкую и понятную нашим учащимся.
В период обучения в начальной школе ребёнок наиболее открыт восприятию, эмоциональному переживанию духовных ценностей. Педагог, заинтересованный в гармоничном развитии ученика, нуждается в поддержке родителей, которые являются его единомышленниками. В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Слайд №6.
Работа с родителями.
Организация клуба «Дела семейные»
При организации работы с родителями, я пытаюсь установить между родителями и учителями доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие разные стороны воспитания и обучения детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Родители учащихся начальной школы на первом и втором году обучения ещё принимают активное участие в школьной жизни своих детей, но к третьему, четвертому классу их активность постепенно угасает, они считают ребёнка самостоятельным, не требующим родительского внимания и поддержки. Поэтому первоочередной задачей школы является необходимость активизации родительского участия, нахождение различных путей привлечения интереса родителей к школьной жизни своих детей. Именно в начальной школе необходимо сформировать стойкий интерес родителей к школе, воспитать в родителях потребность продуктивного взаимодействия с учителем, сделав это взаимодействие необходимостью “кислородом”, без которого дальнейшее существование невозможно. Свою работу необходимо строить на следующих принципах:
- отношения педагогов и родителей должны строиться на принципах равенства, уважения мнения друг друга;
- одна из важнейших сторон взаимоотношений учителей и родителей этичность;
- все общение педагога с родителями должно быть пронизано принципом взаимопомощи;
- одна из важнейших составляющих успеха во взаимодействии учителя и родителей – это информированность, причем должен быть налажен регулярный обмен информацией. Родителей можно и нужно просвещать и обучать независимо от их образования и социального статуса, так как даже родителю с самым высоким образованием, порой не всегда под силу, правильно принять, понять и разобраться в существующих инновациях учебно-воспитательного процесса.

Слайд №7.
Цели клуба:
– объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
- формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
- подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене;
- развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
- способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Слайд №8.
Перед клубом стоят следующие задачи:
1. Выявить творческий потенциал семьи.
2. Дать возможность самовыразиться каждому ребёнку.
3. Дать детям информацию о том, что всех членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге, дружба и взаимопомощь.
4. Познакомить детей с проектной деятельностью.
5. Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел.
6. Проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей.
7. Создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Слайд №9.
Организация работы клуба.
Теоретическая база.
Технология опыта
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и учителем складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у учителя по интересующим их проблемам. Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность учителя, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества учителя. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия школы и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Планирование.
Действия учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом
Планирование. Анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы.
Деятельность учащихся и родителей. Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.
Деятельность учителя. Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
Принятие решения. Сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Деятельность учащихся и родителей. Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.
Деятельность учителя. Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Подготовка. выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности
Работа над темой начинается с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточна ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме “Моя семья” могут быть подтемы: “Семейные традиции”, “Родословная семьи”, “Праздники и обряды”, “Народный костюм”.

Деятельность учащихся. Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие групп.
Деятельность учителя. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности. организует работу по формированию творческих групп.
Выполнение проекта.
Деятельность учащихся и родителей. Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по семьям, а потом во взаимодействии с другими семьями оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Деятельность учителя. Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Оценка результатов. Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов.

Деятельность учащихся. Обсуждают полученные результаты, формулируют выводы.
Деятельность учителя. Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.
Презентация – защита проекта.
Деятельность учащихся и родителей - докладывают о результатах своей работы.
-Деятельность учителя – организация защиты проекта, награждение всех выступающих.

Выводы.
Дети узнали о происхождении, праздниках, традициях семей.
У учащихся появилось желание больше узнать о семьею.
Появилось чувство гордости за свою семью.
Дети сделали вывод о значимости коллективной
исследовательской деятельности.
Слайд №10.
Прогнозируемый результат
Учащиеся узнают происхождение, особенности своих семей, оценят её достоинство и будут относиться к ней с уважением.
У детей появится желание больше узнать об обычаях и традициях не только своей семьи, но и других семей.
На основе выполненных детьми и их родителями проектов будет сформирован материал для работы учителя в рамках проекта « Моя семья – моя радость».
Слайд № 11.
Анализ результативности. Анализ результативности
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Стараюсь вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие. Благодаря деятельности клуба появилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.
Деятельность родительского клуба показала:
- Жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – школы и семьи;
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- Обобщению опыта семейного воспитания
Слайд № 12
Формы работы.
Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является заседание родительского клуба «Дела семейные» (он образован на базе одного класса)
Родительский клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Идея создания клуба возникла 6 лет назад.
Родительский клуб работает над созданием условий для:
- разностороннего воспитания детей в семьях;
- организации совместного досуга детей и родителей;
- формирования семейных ценностных ориентации;
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение их к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- реализация идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Работа с родителями, строится в разнообразных направлениях и формах:
1. Составление характеристик семей учащихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; социальные паспорта на каждого учащегося школы; личные дела учащихся).
2. Организация диагностической работы по изучению семей (тестирование будущих первоклассников; беседы специалистов; диагностика, в различных формах, эмоциональной сферы учащихся, показателей здоровья, уровня развития познавательной активности и эффективности воспитательной работы).
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей (тематические общешкольные собрания; система родительских лекториев; тематические классные собрания; работа психологической службы школы; советы и рекомендации психолога, логопеда, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, директора, завучей; дни открытых уроков в классах).
Основные темы родительских собраний.
- «Как помочь ребенку учится»;
- «Вредные привычки в жизни школьника, здоровье сберегающие технологии, работающие в нашем лицеи» ;
- «У хороших детей – счастливые родители»;
- «Любите ли вы своего ребёнка?»
- «Развитие внимания у детей и пути его формирования»
- «Воспитание духовно-нравственной личности»
4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (мероприятия воспитательной программы “Моя семья - моя радость”, “Славные сыны Отечества”, “Новогодняя сказка”, «День лицея»; оформления кабинетов к праздникам, выставки семейных тематических газет; разнообразные спортивные, художественные и игровые семейные конкурсы; совместные экскурсии: «Осенний лес», «День здоровья», тематические концерты, выступления, праздники; выступления родителей на тематических классных часах; организация дней именинников, походов, праздников в классных коллективах силами родителей). Принимали участие в городском празднике, посвященном Дню защитника Отечества (Носенко Л.И., Семиохин С.Б.)Организовали вместе с родителями следующие мероприятия:
- «Новогодняя сказка», «Лицейская звезда», «Праздник Дня урожая»; «Весенняя капель» с участием мам и бабушек, «День Победы», урок мужества с использованием ИКТ. Приглашали Героя Советского Союза Щепакина И.А.
5. Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета (мероприятия: “Я и папа силачи”, “Мама, папа, я – дружная семья”, “ Алло, мы ищем таланты!”, “День здоровья”; проведение родителями в классах тематических, лекций о своей работе, о своих увлечениях, профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни; выставки семейных газет “Профессии родителей!”, “Генеалогическое древо семьи”, “ Моя семья”; выставка семейных поделок “ Мир увлечений!”).
6. Создание условий для обеспечения прав родителей на помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (работа родительских комитетов в классах; общешкольные и классные родительские собрания).
Посещение городских семинаров:
- «Роль отца в семье» (Никитин);
- «Здоровый образ жизни».