Урок русского языка на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 класс)


Урок русского языка в 3 классе
по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.
Запишите число классная работа
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
2.Актуализация знаний
Минутка чистописания Начнём урок с минутки чистописания. Для чего нужно проводить минутку чистописания?
Слайд 2.
Прочитайте слова. Вьюга, ручьи
голубь, рожь, крылья,
тюльпан, тополь, дочь.
- Вы узнаете, какую букву будете писать, когда определите, что объединяет все эти слова
ь ьь ььь
Оцените свою работу сигнальной карточкой Ответы детей
- Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.
Слова, какой части речи вы прочитали.
Вспомним, что мы знаем о имени существительном.
(тренажёр)
Оцените свою работу сигнальной карточкой
- Все слова-имена существительные.
- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.
- Сколько групп получилось?
- Какие слова отнесли к первой группе?
- Какие слова отнесли ко второй группе?
Слайд 3.
Проверь себя!
вьюга                 голубь          
ручьи               тюльпан        
крылья               тополь
- Что вызвало затруднение?
-Их мы вынесем в отдельную третью группу.
Оцените свою работу сигнальной карточкой
- Три.
-С мягким раздели-
тельным знаком.
- С мягким знаком – показателем мягкости.
- Не знаем в какую группу отнести слова рожь, дочь
III Постановка проблемы.
1)осознание противоречия;
2)формулировка учебной задачи
- Понаблюдайте ещё за несколькими словами.
(Электронное приложение игра «Группа слов»)
- К какой части речи принадлежат слова?
- Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках
- Чем отличаются эти существительные с шипящим на конце?
- Какой возник вопрос?
-Сформулируйте тему урока.
Слайд 5
Тема урока:
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Читают слова, размышляют.
Это имена существительные.
- Заканчиваются на шипящий.
- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.
- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?
IV.Открытие нового знания.
Поиск решения проблемы;
выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог.
Как вы думаете от чего зависит написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих?
(Электронное приложение игра «Группа слов»)
-Давайте проверим первую гипотезу.
Определите число имен существительных.
-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?
-Проверим вторую гипотезу.
Распределите слова по корзинам. (работа в группе)
-Что заметили?
Оцените свою работу сигнальной карточкой
Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного;
Выполняют задание
-Определяют число.
.
-Нет.
-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного.
Учащиеся определяют род.
- Существительные дочь,рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак.
Существительные врач,ножмужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет.
-
V.Включение нового знания в систему знаний.
Выражение решений;
выражение новых знаний научным языком
Где мы можем проверить правильность высказывания?
Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило которое приготовила для вас Мудрая Сова (или прослушать электронное приложение)
-Ребята приготовили для вас сказку
Попал как-то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Зашипели они на мягкий знак и говорят:
- Не мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, войны, нам нужен плащ, шалаш, нож.
И прогнали он мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: “ Женщины всегда добрые, как мама”. И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.
-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?
-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?
-Какое открытие мы сделали?
Слайд №6 повесить таблицу
-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после
шипящих род существительного?
В учебниках
Учащиеся читают
правило.
Дети показывают сказку.
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
-Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных.
-Почему в одних случаях на конце существительных после
шипящих пишется ь знак, а в других нет?
-Да, можем.
-Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
-Да, можем.
Физминутка Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте.
Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.
Руки вверх
и сразу вниз,
И за парту вновь садись.
VI.Первичное усвоение новых знаний
1 группа упр.54 с. 32
2 группа упр.49 с.24 рабочая тетрадь
Следующее задание на карточках. Вы можете советоваться друг с другом. При выполнении можете обратиться к помощи таблицы
Слайд 6
Женский род(она, моя) ---чь
                                         --жь
                                       -- шь
                                       -- щь
Мужской род(он, мой) -- нет ь
2. Карточки. (работа в паре)
-Вставьте пропущенные буквы, укажите род имен существительных.
Весёлая молодёж…, колючий ёж…, скорая помощ.., тёплый плащ…, хорошая реч…, серая мыш…, лесная глуш…, ночная тиш…, солнечный луч….
-Назовите только существительные женского рода. Какая у них особенность?
Оцените свою работу сигнальной карточкой
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Игра « Покормите птиц зимой!
- У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова.
1 группа
Вставьте пропущенную орфограмму , определите род у существительных: товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, доч…, силач…, сторож…, чертёж… .
2 группа
Определите род у существительных: молодёжь, шалаш, мышь, брошь, малыш, дичь, рожь, кирпич.
Поменяйтесь работами , проверьте у своих одноклассников.
Слайд
м.р. ж.р.
Товарищ, вещь,
ж.рм.р
помощь, клещ,
ж.рм.р
дочь, силач,
М.р.м.р.
сторож, чертёж .
2 группа
Определите род у существительных:
ж.рм.р
Молодёжь, шалаш,
Ж.р.ж.р
мышь, брошь,
м.рж.р.
малыш, дичь,
ж.р.м.р.
рожь, кирпич.
Кто работу выполнил без ошибок поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку – около кормушки.
Резерв (электронное приложение)
- Что помогла выполнить работу без ошибок?
Оцените свою работу сигнальной карточкой
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
(контроль и оценка усвоения новых знаний)
- Какую цель мы перед собой ставили?
Кто справился со всеми заданиями?
-Какие задания оказались трудными?
-Над какими вопросами еще надо поработать?
Оцените свои достижения сигнальными карточками.

             -Все понял. Со всеми заданиями
               справился без затруднений.
                   
          Понятно, но есть некоторые
               вопросы, сомнения.
-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
VII. Итог урока
Домашнее задание Упр.52 с. 31