Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) на тему Творчество А. Л. Барто. Стихотворение Помощница 1 класс УМК Школа России


Тема: Творчество А. Л. Барто. Стихотворения «Помошница», «Игра в слова».
Цель: познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто; формировать навыки выразительного чтения; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; прививать любовь к родному языку.
Планируемые результаты: дети научатся декламировать стихотворения А. Л. Барто,  правильно, осознанно  и выразительно читать  небольшие стихотворения, рассуждать на заданную тем. 
УУД: Р: адекватно использовать речь для планирования, формировать и удерживать учебную задачу. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности различного характера. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Л: начальные навыки адаптации в изменяющемся мире.
Ход урока:
1. Слайд 5. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд 6. Игра "Закончи стихотворение"
- Я начну, а вы закончите стихотворения.
Идет бычок, качается … (вздыхает на ходу).
Наша Таня громко плачет …(уронила в речку мячик).
Зайку бросила хозяйка…(под дождем остался зайка ).
Слайд 7. Игра «Собери стишок» (работа в парах)
- Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению.
Уронили Мишку на пол
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
- Почему Мишка грустный?
- Ребята как нам помочь Мишке? (Пришить лапку.)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
- Как относится к своей лошадке ребёнок? (С любовью, хозяин ухаживает за ней)
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч. 
- Как же нам помочь Тане? (Мяч надо достать палкой или попросить взрослого)
Слого-звуковой анализ слова «мяч».
- Давайте поможем Тане и подарим ей новые мячики. А чтобы они были красивые их необходимо раскрасить в цвета соответствующие слого-звуковой схеме слова.
- Слайд 8. Молодцы!
3.Постановка учебной задачи.
- Что общего у этих всех стихотворений? О чем они? (Об игрушках)
- Чему учат эти стихотворения? (Беречь свои игрушки)
- Слайд 9. А еще их объединяет автор. Все эти стихотворения принадлежат перу известной детской писательницы. Ею фамилию вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: выпишите на листик нужные буквы.
Первая буква обозначает парный звук для буквы П – Б.
Вторая буква – первая буква алфавита – А.
Третья буква – последняя в слове « автор» - Р.
Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С – Т.
Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» - О.
- Что получилось? (Барто.)
- Правильно. А зовут эту писательницу и поэтессу удивительно – Агния Львовна.
- Слайд 10. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведения»).- Слайд 11. Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, давайте сформулируем цель нашего урока.
Цель: 1) познакомиться с … … … и ее произведениями;
2) учиться правильно, выразительно … …, отвечать на вопросы.
- Слайд 12. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведениями; учиться правильно, выразительно читать произведения, отвечать на вопросы.
4. Работа по теме урока.
Слайд 13. Рассказ о жизни и творчестве А. Л. Барто.
- Агния Львовна Барто в городе Москве в 1906 году. С самого детства очень любила танцевать и мечтала стать балериной. После гимназии начала учится в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее.
- Слайд 14. Долгое время Агния Львовна вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разбросанных по белу свету войной.
- Ребята, как вы думаете, кому посвящено творчество Агнии Барто? (Творчество Агнии Барто посвящено детям)
- Слайд 15. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят и поэтому хорошо мир детства и о самом интересном написала стихи.
- Слайд 16. Для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются самые обычные девочки и мальчики.
- Слайд 17. Давайте узнаем название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, для этого отгадайте шифр, расставьте буквы в соответствии цифрами по порядку.
А Н М О И ЦО ПЩ9 6 3 2 7 8 4 1 5
- Слайд 18. Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)
- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).
- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
Физкультминутка.
- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – приседаете: Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой. Работа по учебнику. (с. 104-105)
- У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке”. Откройте ваши учебники на с. 104. Прочитайте название стихотворения.
Словарная работа.
- Слайд 19. В стихотворении встретятся такие слова. Как вы понимаете значения этих слов?
Отворила- открыла
Дело – дела – дел - работа, занятие.
Выражение:
Дел не мало - много работы
Столярный клей - используют для склеивания деталей из дерева.
- Слайд 20. Эти слова встретятся в произведении, давайте прочитаем их сначала по слогам, а потом целыми словами.
По мо га ла
С то ля р ны й
От во ри лаПо мо г ла
Ра з де нь те
Чтение стихотворения “Помощница” учителем.
- Сейчас я вам прочту это стихотворение, а вы следите пальчиком.
Слайд 21. Работа над стихотворением. Анализ стихотворения.
- О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»? (В стихотворении рассказывается о девочке Тане)
- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?
- Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия? (Таню привлекли приятные и легкие занятия)
- Чем вы это можете доказать, найдите подтверждающие слова в тексте стихотворения? (Таня пошла помогать брату, который ел конфету, Таня открыла дверь кошке, Таня ела, чай пила)
- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? (Таня пролила столярный клей. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму) - Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала? Докажите это словами текста.
- Можно ли назвать Таню помощницей? (Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками)- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?
- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.
- Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит). (Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит)- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет ее Танюша)
- Каково ваше отношение к Тане?
- Ребята, вы знаете, что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они  хотят рассказать нам что-то, чему- то научить нас. Какие выводы вы  можете сделать для себя, прочитав это произведение?
- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!
Чтение стихотворения детьми.
Подготовка учащихся к выразительному чтению.
- А теперь будем работать над техникой чтения. С каким настроением нужно читать это произведение?
1 строфа - голосом показываем, что много дел.
2 строфа - интонация перечисления.
3 строфа - восклицание, а затем перечисление.
4 строфа - изменение в голосе - устала девочка и восклицание (обещание).
Физкультминутка.
- А сейчас молча покажите, как вы помогаете дома.
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Его полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем,
Угощаем вкусным чаем.
- Кто из вас так заботится о своих родителях? Молодцы!
5. Закрепление знаний.
Работа над стихотворением «Зайка».
- У вас есть любимые игрушки?
- Как вы с ними обращаетесь?
- Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.
- Почему Зайка остался на скамейке?
- Как вы понимаете выражение «весь до ниточки промок»?
- Как же девочка отнеслась к своей игрушке?
- Можно ли её назвать хозяйкой?
- Почему?
Работа над стихотворением " Игра в слова".
– А вы любите играть в слова?
- Это очень полезное занятие.
- У А. Барто есть такое стихотворение. Послушайте.
- Какие слова произносятся так, что помогают услышать гром? (Гром, шесть мышат, листопад родник, ключ)
- Какой слышится звук? (звук р)
- Что мы видим, когда произносим "Листопад"? (Падающую листву)
- С каким ключом его можно спутать? (От двери, родник, скрипичный).
- Почему?
- Что такое родник? (Родник – источник воды)
- Прочитаем стихотворение по иллюстрациям. (Читают фразы из стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации)
6. Слайд 22. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение.
а) На сегодняшнем уроке я узнал …
б) На этом уроке я похвалил бы себя за …
в) Сегодня я сумел …
7. Итог урока.
- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?
- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.
- Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!