Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Буква Н, звук [н], [н]. 1 класс УМК Школа России


Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.
Цели: познакомить со звуками [н], [н′], буквой н н; развивать речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: Р: удерживают цель до получения ее результата. П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н']. К: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке. Л: осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.
Ход урока.
Организационный момент.
Фонетическая зарядка.
- Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [н] и букве Н. (Показывает на «ленте букв».)
Усвоение новых знаний.
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] и [н'] (учебник, с. 41). (работа с картинками барабан и конь)
Рассмотрите схему слова барабан.
Произнесите все слово. Выделите последний звук.
Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
Рассмотрите схему слова конь.
Произнесите все слово. Выделите последний звук.
Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки [н] и [н'], сравните их.
В слове барабан звук [н] - твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н'] - мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).
Дидактическая игра «Твердый - мягкий».
- Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н'] - зеленую карточку. Сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.
Знакомство с буквой Н.
- Звуки [н] и [н'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).
- На что похожа буква Н?
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко,
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол.
Физкультминутка. (на выбор учителя)
Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения (учебник, с. 41).
Рассмотрите слоги.
Какая первая буква во всех слогах? (Буква Н)
Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?
Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо. Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение.
Закрепление новых знаний.
Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (учебник, с. 40). Дифференцированное задание.
- Как называется стихотворение?
- Как вы понимаете это слово?
- Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.
- Прочитайте стихотворение.
- Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине?
Работа с пословицами (учебник, с. 40).
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»?
Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 40).
- Никита Кожемяка - славный русский богатырь. Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено.
Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [н], [н′], букве Н н; развивать речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога, слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: Р: удерживают цель до получения ее результата. П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н']. К: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке. Л: осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.
Ход урока:
Организационный момент.
Речевая разминка.
Дидактическая игра «Где звук?».
а) Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.б) Выделить на слух слияния со звуком [н] в словах: кони (ни), ночью (но), окна (на).
Дидактическая игра «Найди лишнее».
На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю – согласную н. Объясняют, почему она лишняя.
Развитие практических умений и навыков.
Чтение слогов. (записаны на доске)
Он - но, ан – на, ун – ну, ын – ны.
На, но, ну, ны, ни, ии, иы, ун, ан.
Ан она на анаОн оно но Ан-наИн они ни Ин-наУн уну ну Ни-наЫн ыны ны ИнаФизкультминутка.
Закрепление опорных знаний.
Дидактические упражнения (учебник, с. 42).
1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нарисованными предметами. (Он - карандаш. Оно - ведро. Она - лейка. Они – ножницы)2. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких - твердый. Почему? (Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указывают на твердость [н], гласный и - на мягкость [н']).
- Прочитайте предложения, используя рисунки.
3. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия. (На столе лежит тетрадь. {На - указание места.) На тетрадь. {На в значении возьми что-то).Чтение стихотворения Ф. Бобылева (учебник, с. 42). Дифференцированное задание.
Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте букву Н, подчеркните твердый согласный Н синим цветом, мягкий - зеленым.
Физкультминутка.
Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам (учебник, с. 43).
- Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Все ли изобразил художник?
- Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Работа с «лентой букв».
- Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? (На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буква) Рефлексивно- оценочный.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Спасибо за урок.