Методическая разработка по литературному чтению (обучение грамоте) Тема: Согласные звуки [к], [к], буквы К, к 1 класс, «Школа России»


Методическая разработка по литературному чтению (обучение грамоте)
Тема: Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к
1 класс, «Школа России»

Тема. Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к
Цель урока:
1.Создание условий на уроке для развития у учащихся умения читать слова и предложения с буквами К, к
Решаемые проблемы: Учить различать звуки [к] и [к'] в словах, находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах, читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст с иллюстрацией, произносить правильно скороговорки,объяснять смысл пословиц.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать звуки по твердости и мягкости, читать слова и предложения с изученными буквами, пересказывать отрывки из знакомых сказок
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, правильно произносить скороговорки, логично выстраивать сюжет сказки.
Личностные результаты: Соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений (позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности)
Образовательные ресурсы:
Разрезная азбука, модель сказочного паровозика, силуэтный рисунок Кота в сапогах, таблички с названием сказочных станций для сказочного путешествия, лента букв.
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня на уроке присутствуют гости, повернитесь поприветствуйте их.
- Садитесь.
- Наш каждый урок мы начинаем с улыбки. Повернитесь к друг – другу улыбнитесь. Подарите свою улыбку мне.
- У вас на партах лежит листок со смайликами. Возьмите в руки желтый карандаш и закрасьте смайлик который соответствует вашему настроению в начале урока.
-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Стране Знаний, где есть удивительный город Буквоград. В путешествие мы отправляемся на веселом паровозике.
Что вам необходимо сначала сделать, чтобы паровозик отправился в путь?
- Узнать тему урока.
- Для этого посмотрите на вагоны паровозика. Здесь мы видим буквы, которые мы уже изучили. Давайте их повторим.
- Какие буквы едут в красном вагоне? (гласные)
- Почему они гласные? (они поются)
- Какие гласные обозначают твердость предшествующих согласных звуков?
– Какие гласные обозначают мягкость предшествующих согласных звуков?
= Какие буквы едут в синем вагоне? (согласные)
- Почему их называют согласными? (при произношении встречают преграду)
- Все ли буквы вам знакомы? Все эти буквы мы изучили. (новая буква К)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Буква К и звуки которые она обозначает)
- Цель нашего урока?
-Познакомиться с согласными звуками [к] и [к'] и буквой к;
- находить звуки [к] и [к'] в словах;
-различать звуки [к] и [к'] в словах.
2.Обсуждение правил поведения, которые помогут в путешествии:
-умей слушать того, кто говорит;
-сам говори спокойно и ясно;
-говори в полголоса;
- говори только по делу.
3.Обсуждение маршрута путешествия. (На доске и на экране маршрут следования Веселого паровозика.)
- Наше путешествие начнется с того, что мы вспомним чему мы научились.
Задания для повторения:
1.Игра «Свяжем цепочку из скороговорок» (дети передают мячик друг другу и быстро произносят одну из выученных скороговорок).
2.Прочитать слова и предложения, которые уже научились читать. (коллективное и индивидуальное чтение)
На доске. НА НО НУ НЫ НИ
СА СО СУ СЫ СИ
ОС АС АН ИНС ОНС
Нина у осины. Сани у Сони.
(чтение с выделением гласных букв)
4.Работа в парах. Составление звуковой схемы слова САНИ. (Одна из пар работает у доски.)
5.Взаимопроверка.Защита правильной модели слова.
- Задания выполнены. Этих знаний достаточно, чтобы отправиться в путь.
- Следующая станция здоровья.
Физкультминутка
(Дети стоя имитируют движение паровоза) .Загудел наш паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Всё тук, да тук, да тук.
II. Работа над новым материалом.
-А вот и наша станция. Какая буква хозяйка этой станции?
-Буква К
- Буква К нам приготовила много испытаний.
Испытание 1.Ответить на вопросы.
а) Какое отличие у звука и буквы?
б) Ребята, посмотрите на этот красивый цветок. Поднимите руки кто знает как он называется. Давайте сделаем слого - звуковой анализ этого слова.
- Кто готов сказать сколько в этом слове слогов? (один)
- Докажите, что в этом слове один слог.
- Сколько звуков в этом слоге? (три) (из слияния звуков ма и согласного [к] произносимого отдельно)
- Звук [к] гласный или согласный?
- Почему? (при произношении встречается преграда)
- Как произносится согласный звук [к] твердо или мягко? (твердо)
- Каким цветом мы будем обозначать твердый согласный звук? (синим)
- А если несколько цветов. Мы скажем ЭТО … (МАКИ)
- Кто готов сказать сколько слогов в этом слове? (два)
- Назовите мне первый слог (МА)
- Назовите второй слог (КИ)
- Теперь посмотрим, что произошло со звуком [к] в слове маки. (звук станет мягким)
- Мы познакомились с новыми звуками. Какими?
- Звуки [ к ] и [ к’ ], на письме будут обозначатся одной буквой К.
г)Ответить на вопросы викторины-молнии. Все ответы в данной викторине на букву К.
Викторина-молния.
1.Огромное морское млекопитающее, на котором плыл в Африку Доктор Айболит? (кит)
2.Чудесный шарик из ниток, подарок доброго старичка Ивану- царевичу в русской народной сказке «Царевна-лягушка». (клубок) 4.Плетеная сумка, сданная в багаж дамой из стихотворения С.Маршака. Дама сдавала в багаж:Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.
(корзина)
5.Храбрец, одолевший Паука в стихотворении К.Чуковского «Муха-Цокотуха». (комар)
6.Толстая, изогнутая деревянная планка для носки ведер на плече, которой баба била волка, ловившего хвостом рыбу в русской народной сказке. (коромысло)
- Хорошо. Но этого недостаточно. Нужно ещё узнать мягкий или твердый первый звук в отгадках. Если звук мягкий хлопнем, если твердый топнем.
Коллективная работа.(-) (=)
Кит, клубок, корзина, комар, коромысло.
-Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Отправляемся в путь.
Физкультминутка повторяется
(Дети стоя имитируют движение паровоза).
-Вот она- главная станция –станция «Азбука»
III. Работа с учебником «Азбука».
- Отгадайте загадку.
Загадка. С этим зверем вы знакомы
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это…(кот).
- А ведь кот – не простой, а сказочный.
-Он приготовил для нас задания
Задания Кота в сапогах. Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке?
-Что изображено в верхнем левом углу? (Сказочный замок)
-Кого везут красивые кони? (Короля и принцессу)
-Какую беседу ведет кот с косарями?
-Чем косари косят траву?
- О чем он их просит? (Рассказывание сюжета сказки.)
Задания для групп: (Работают три группы )
1.Объяснить смысл пословиц. (Каков мастер, такова и работа)
2.Озвучить вопросы в учебнике. (Рассмотреть картинку и найти слова в которых встречается буква К)
3.Чтение по ролям текста в учебнике. (на странице 49 прочитать выразительно текст)
Отчет работы по группам.
Рефлексия
-Мы выполнили все испытания, которые приготовила буква К.
-В начали урока вы закрашивали смайлика который соответствовала вашему настроению.
-Теперь переверните листок и оцените свое настроение в конце урока. Закрасьте соответствующий смайлик.