ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Методическая разработка раздела учебной программы ОБЖ Тема разработки: Реализация системно — деятельностного подхода при изучении раздела «Основы комплексной безопасности в 6 классе»


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка раздела учебной программы ОБЖ
Тема разработки: Реализация системно - деятельностного подхода
при изучении раздела «Основы комплексной безопасности в 6 классе»


Выполнил:
преподаватель- организатор ОБЖ
МАОУ «школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов»
Московского района

Горшков Сергей Вячеславович
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 32 года
контактный телефон: 8-909-284-85-98



































г.Н.Новгород
2016г.
Пояснительная записка

а) Актуальность
Активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой. Ночевать в палатках или небольших деревянных домиках, готовить на костре, спать в спальном мешке, умываться речной водой- это как неотъемлемые правила игры во время пешего похода. Успешное проведение пешего похода во многом определяется не только высоким туристским мастерством, физической подготовкой, но и морально-психологической подготовкой, т. е. определенным настроем туристов совершить самодеятельный поход именно той категории сложности, на которую он заявлен. Физическая и техническая подготовленность участников, отработанные походные навыки и технические приемы, морально-психологический настрой, выполнение при этом требований техники безопасности во многом способствуют успешному завершению похода.
Умение действовать в условиях ЧС природного характера , правильный алгоритм и их последовательность , залог сохранения жизни и здоровья граждан.
б) Анализ педагогической и методической литературы
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, или, как психологи говорят, дрессурном подходе. Второй подход называется компетентностным. Третий - системно-деятельностный подход в образовании.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.  Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах.  Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.  В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. 
Касательно общего среднего образования ещё в 1988 году группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:
личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;
метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Стандарты выделяют результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ - это способность к решению учебно – практических задач на основании:
системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности,
обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений,
умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций,
ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.),
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.),
индивидуально – психологические характеристики личности.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Потому что через него мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Системно-деятельностный подход нашёл своё воплощение в образовательных стандартах начального общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности. Освоение предмета ОБЖ направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:  ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.
Состав и содержание учебно-методического комплекта (УМК)
Комплексная программа по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова Москва «Просвещение» 2011г.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников учебник по ОБЖ 6 класс
А.Т. Смирнов, Б.О Хренников методические рекомендации 5-11класс
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников поурочные разработки 5-6 класс
А.Т. Смирнов, Б.О Хренников поурочные планы 6 класс
Мультимедийные пособия: Дрофа 5-9 класс, Дрофа 5-11 класс, Равновесие «Первая помощь»2009 г.
Тесты и раздаточный материал для 6 класса
2. Цели и задачи раздела

Ознакомить с видами активного отдыха в природных условиях с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях.
Освоить правила подготовки и обеспечения безопасности в походах.
Выработать у учащихся стойкую положительную доминирующую мотивацию к своему здоровью, здоровому образу жизни и воспитать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Формировать у учащихся четкое представление об алгоритме действий в неотложных ситуациях.

Задачи раздела:
Познавательные:
овладение элементами действий выживания в природе;
освоение первой помощи при травмах, переломах, кровотечениях, остановке сердца;
Развивающие:
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания;
научить наблюдать окружающий мир и уметь делать выводы;
способствовать развитию логического мышления учащихся;
Воспитательные:
прививать любовь и интерес к изучению ОБЖ;
выработка у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие у них познавательных потребностей;
воспитывать культуру мышления и экологическую культуру
3. Психолого – педагогические объяснения специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Согласно теории развития Жана Пиаже возраст 11-15 лет характеризуется как период формальных операций. В этот период мысль ребёнка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых в последствии делаются дедуктивные ( от частного к общему) умозаключения. На этой стадии ребёнок может мыслить гипотезами, которые могут быть проверены, для того что бы из них выбрать ту, что соответствует действительному положению дел.
Однако, психологи отмечают, что для учащихся 5,6 классов характерно неадекватное реагирование на замечания, часто меняющееся настроение, капризы и раздражённость.
Это может привести к конфликтам и снижению успеваемости. Чувство взрослости, не подкрепленное еще реальной ответственностью, вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Учащийся должен
иметь представление:
о моделировании маршрута похода по карте и компасу
о способах ориентирования на местности
о выборе места и условий подходящих для разбивки бивака
о особенностях поведения в природной среде
о снаряжении группы в походе
о личном и групповом снаряжении туристов
знать и понимать:
основы безопасного поведения в природных условиях
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи.
Контроль знаний учащихся проводиться путем тестирования, опроса, выполнения практических заданий и решения ситуационных задач.




Личностные:
уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
иметь способности к самоопределению, самосовершенствованию и самооценке;
уметь организовывать свою деятельность.
Метапредметные:
уметь решать учебные задачи,
работать с различными источниками информации,
использовать компьютерные технологии

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
В данной методической разработке все образовательные технологии, методы и формы организации деятельности выбраны исходя из поставленных целей и задач, в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов и использованы с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.


6. Календарно-тематическое планирование по разделу «Основы комплексной безопасности»
Модуль 1
Основа безопасности личности, общества и государства
количество часов

Р-1
Основы комплексной безопасности
25

Тема 1
Подготовка к активному отдыху на природе
6

Тема 2
Активный отдых на природе и безопасность
5

Тема 3
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.
6

Тема 4
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
4

Тема 5
Опасные ситуации в природных условиях
4

№раздела, урока
тема урока
количество часов

Р-1
Основы комплексной безопасности
25

Тема 1.
Подготовка к активному отдыху на природе
6

1.1
Природа и человек
1

1.2
Ориентирование на местности
1

1.3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности
1

1.4
Определение места для бивака и организация бивачных работ
1

1.5
Определение необходимого снаряжения для похода
1

1.6
Подготовка к выходу на природу
1



7. Система знаний и система деятельности
Значительный вклад в теорию деятельности внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие.
Алексей Николаевич Леонтьев – ученик Л.С. Выготского, автор деятельностного подхода в психологии личности. Он считал, что именно деятельность порождает  все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния.
Основой данной теории являются представления о строении деятельности. Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций признание неразрывного единства сознания и поведения.
Основные исходные положения теории деятельности таковы:
1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность;
2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции;
3) деятельность активный, целенаправленный процесс;
4) действия предметны, они реализуют социальные цели.
Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса:
Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.
Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.
Тема моей разработки состоит из шести занятий. Я считаю, что целесообразно изменить порядок проведения уроков. Занятие «Подготовка к выходу на природу» должно быть заключительным в теме «Подготовка к активному отдыху на природе». Я провожу занятия в следующем порядке:
Природа и человек.
Ориентирование на местности.
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Подготовка к выходу на природу.
Учащиеся 6 класса должны знать особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности. Прививать любовь к природе через эффективный способ активного туризма. Дети должны знать, как ориентироваться на местности, определять своё местонахождение относительно сторон горизонта по компасу и местным признакам, выдерживать направление движения по азимуту. Уметь определять и организовывать место для бивака, приготовления пищи в походных условиях, правильно определять подбор необходимого личного и группового снаряжения и содержимого аптечки первой помощи.
После изучения этого материала, я провожу итоговое занятие «Подготовка к выходу на природу».
Занятие можно проводить как в природных условиях, так и в кабинете ОБЖ. Я считаю, что игровая форма организации занятия –наиболее оптимальна для учащихся данного возраста.
Чтобы занятие было интересным и эффективным нужно провести предварительную подготовку. До урока учащиеся делятся на несколько туристических групп, определяются функциональные обязанности участников пешего похода.
На уроке учащимся предстоит проложить свой маршрут на карте, определить сроки и количество стоянок на маршруте, групповое и личное снаряжение туриста. На занятии используются различные тестовые задания в виде карточек для определения теоретических и практических знаний.
Учащиеся сами определяют нужное снаряжение, способы ориентирования на местности, место для бивака, преодолевают экстремальные ситуации, используя дидактический материал и интерактивную доску.
Судьи эксперты следят и фиксируют за действиями походных групп на каждом этапе прохождения маршрута. С помощью портативных газовых плит с обеспечением техники безопасности с обращением с огня группы готовят мини - завтрак в виде каши, устанавливают палатку, организуют имитацию различных видов костров.
Руководители походных групп задают перекрестные вопросы – тесты, кроссворды, ситуации для решения практических задач на интерактивной доске и по тест – картам соперничающим группам. Все ответы и правильные решения фиксируются в маршрутных листах судьями – экспертами. Задания могут быть следующими:
Виды костров и их предназначение;
Установка палатки;
Приготовление пищи;
Пользование аптечкой первой помощи;
Ориентирование на местности;
Оказание первой помощи в походных условиях, используя электронный муляж «Гоша» и алгоритм действий спасения человека в экстремальных ситуациях.
При разработке раздела образовательной программы я использую различные технологии, соблюдая психологические особенности возраста, проводя урок игровым методом я добиваюсь положительных результатов. Учащиеся на уроке анализируют, обобщают, делают выводы, аргументируют, учатся отвечать за свои действия и решения принятые коллективно, ищут выход из экстремальной ситуации. На уроках раздела «Основы комплексной безопасности» я использую компьютеры, интерактивную доску, компьютерные презентации, созданные мной и учащимися, туристическое снаряжение, компасы, программы, алгоритмы действия в экстремальных ситуациях, видео фильмы, электронный муляж «Гоша», где приобретаются навыки практической деятельности по оказанию первой помощи. По окончанию данной темы я провожу контрольный срез, компьютерное тестирование и проверку по практическому алгоритму действий каждого учащегося с выставлением итоговых оценок по данной теме.
Переходя к теме 2: «Активный отдых на природе и безопасность» использую метод предварительной подготовки учащихся перед каждым занятием, используя групповой метод обучения. Учащиеся класса организуются в туристические группы различных видов походов:
пеший поход на равнинной и горной местности;
лыжный поход;
водный поход;
велосипедный поход;
дальний выездной туризм.
Учащиеся 6 класса организуются в туристические группы различных видов походов, заблаговременно готовят теоретический и практический материал в виде компьютерных презентаций и докладов данных тем.
На уроках темы учащиеся развивают интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.), учатся находить причинно- следственные связи, учатся наблюдать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их правильность.
Особенно интересно проходит изучение темы: «Обеспечения безопасности при автономном существовании человека в природе».
Ребятам задается экстремальная ситуация по добровольной и вынужденной автономии, где учащиеся ищут выход её преодоления, решают тесты, кроссворды, алгоритмы действий существования человека в природной среде.
8. Разработка урока «Подготовка к выходу на природу»
Тип урока: урок – игра
Цель урока: обобщить знания обучающихся по теме «Подготовка к выходу на природу».
Задачи урока:
закрепить знания учащихся о порядке и содержании предварительной подготовки к однодневному выходу на природу
совершенствовать умения ориентироваться по карте, компасу, местным признакам, небесным светилам
проложить маршрут похода по карте
определить необходимое снаряжение и правильно организовать бивачные работы
Применить знания по оказанию первой помощи в походных условиях.
Оборудование и материалы к уроку:
Компьютеры
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Электронный муляж «Гоша»
Видео фильм
Индивидуальные карты
Компьютерная презентация
Контрольные тесты
Циферблаты часов и рисунки солнца
Топографические карты
Компасы
Рюкзаки
Имитация дров
Палатка
Необходимое снаряжение (спальные мешки, коврики, котелки, КЛМН)
Аптечка первой помощи

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников
Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты






предметные

УУД

Ориентировочно-мотивационный этап (5мин)
Постановка задач.
2. Организация работы групп.

Уяснение поставленных задач и построение плана действий

Прокладка маршрут похода

Знать
Условные обозначения на карте, масштаб
Уметь
Проложить маршрут согласно данным азимутам

*Формулирование проблемы.
*Самостоятельное создание способов решения проблем.
*Умение организовать свою деятельность




Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников
Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты






предметные

УУД

Операционно-исполнительский этап (40 мин)
Организация деятельности групп

Работают в группах согласно своим обязанностям

*Выбор снаряжения
*Ориентирование на местности различными способами
*Выбор места и организация бивака
*Установка палатки
*Определение типа костра для приготовления пищи
*Первая помощь в походных условиях (кровотечение, ушибы, утопление)

Совершенствование знаний безопасного поведения в природных условиях

1.Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
2.Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.




Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников
Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты






предметные

УУД

Подведение итогов (стадия рефлексии) 5мин

Анализ ошибок
Подведение итогов урока
Выставление оценок
Формулирование домашнего задания

Анализ результатов своей работы (удачи и затруднения)
Выполнение группового теста

Компьютерное тестирование
Д/З: написать сочинение-отзыв о проведённом уроке-игре.
Рекомендуемая дополнительная литература:
«Книга которая спасет вам жизнь» - А. А. Ильин, 2008 год.

Знать основы безопасного поведения в природных условиях

Совершенствование умения самооценки и самоанализа




Самоанализ урока

Урок проводился в 6 «В» классе 14.10.2016
В образовательной программе данный урок расположен в
Раздел: «Основы комплексной безопасности»
Тема: «Подготовка к активному отдыху на природе» (6 урок из 6)
Тема урока: «Подготовка к выходу на природу»
Тип урока: урок – игра
Цель урока: обобщить знания обучающихся по теме «Подготовка к выходу на природу».

Задачи урока:
закрепить знания учащихся о порядке и содержании предварительной подготовки к однодневному выходу на природу
совершенствовать умения ориентироваться по карте, компасу, местным признакам, небесным светилам
проложить маршрут похода по карте
определить необходимое снаряжение и правильно организовать бивачные работы
Применить знания по оказанию первой помощи в походных условиях.
Организация урока:
Занятие проводилось в кабинете ОБЖ.
Я считаю, что игровая форма организации занятия –наиболее оптимальна для учащихся данного возраста.
До урока учащиеся были разделены на 3 туристические группы, были определены функциональные обязанности участников пешего похода.
На уроке учащимся предстояло проложить свой маршрут на карте, определить сроки и количество стоянок на маршруте, групповое и личное снаряжение туриста. На занятии использовались различные тестовые компьютерные задания и алгоритм действий по оказанию первой помощи.
Учащиеся сами определяли нужное снаряжение, способы ориентирования на местности, место для бивака, преодолевали экстремальные ситуации, используя дидактический материал и интерактивную доску.
Судьи –эксперты следили и фиксировали результаты действий походных групп на каждом этапе прохождения маршрута. Группы устанавливали палатку, организовывали имитацию различных видов костров.
Руководители походных групп задавали перекрестные вопросы – тесты, кроссворды, ситуации для решения практических задач на интерактивной доске. Все ответы и правильные решения фиксировались в маршрутных листах судьями – экспертами.
При разработке раздела образовательной программы я использую различные технологии (игровая, информационные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие). Учитывая психологические особенности возраста и проводя урок игровым методом, я добиваюсь положительных результатов. Учащиеся на уроке анализируют, обобщают, делают выводы, аргументируют, учатся отвечать за свои действия и решения принятые коллективно, ищут выход из экстремальной ситуации. В конце урока был проведён контрольный срез, результаты которого приведены в диаграмме. Каждый ребёнок за работу на уроке получил оценку.
Общая оценка урока:
Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, У учителя с классом были установлены доверительные отношения, учащиеся не боялись задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Урок был завершен подведением итогов, рефлексией.

На мой взгляд, удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся за счет интенсивной смены видов деятельности, о чем говорят результаты рефлексии, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

9. Наличие позитивных эффектов применения методической разработки
По завершению изучения темы «Подготовка к выходу на природу» в 6 классах было проведено итоговое компьютерное тестирование. В 6 «а», «б» уроки проводились в традиционной форме, в 6 «в» итоговый урок был проведён с использованием игровой технологии. Результаты изучения данной темы приведены в диаграммах.



Результаты тестирования в 6 «б» классе
В тестировании приняли участие 24 учащихся
«5» – 5 (21%)
«4» – 13(54%)
«3» - 6(25%)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Результаты тестирования в 6 «в» классе

В тестировании принимали участие 20 учащихся
«5» – 12(60%)
«4» -6 (30%)
«3» -2(10%)

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Литература:
«Основа безопасности жизнедеятельности» - А. Т. Смирнов, Москва «Просвещение» 2015 год.
«Программа основы безопасности жизнедеятельности» - А. Т. Смирнов, Москва «Просвещение» 2016 год.
«Книга которая спасет вам жизнь» - А. А. Ильин, 2008 год.
«Личная безопасность» - И. Журавлев, 1994 год.
«Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях (часть1, часть2)» - Н. Н. Миньков, 1994 год.
«Рабочая карта командира» - военное издательство И. Д Помбрик, 1967 год.
«Настольная книга будущего командира» - Минск Харвест,2001 год.
«Юному туристу пешеходу» - Ю. Промптов, 1953 год.
9.«В помощь инструктору туризма» - И. Васильев, 1966 год








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Объект 3Root Entry