Проект урока по обучению грамоте.Тема Буква ь. Мягкий знак -показатель мягкости предшествующего согласного.(1 класс УМК Планета Знаний.)



Проект урока
Обучение грамоте (обучение чтению) .
УМК «Планета Знаний»
Тема урока «Буква «ь». Мягкий знак – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока:
Создать условия для ознакомления учащихся с новым способом обозначения мягкости согласных звуков .
Задачи:
1.Ознакомление с буквой «ь» как показателем мягкости согласных звуков.
2.Развитие фонематического слуха на основе приведения примеров слов с «ь» как показателем мягкости согласных в середине и в конце слов в потоке живой речи через:
- прослушивание и проговаривание слов с мягким согласным звуком, обозначенным «ь»;
- выстраивание схематической модели слова и соотнесение его с графической записью с последующим умозаключением;
- сравнение пар слов, различающихся лексическим значением;
- активизацию учебной деятельности путём организации как фронтальной, так и индивидуальной и групповой форм работы с классом.
- создание проблемных ситуаций, способствующих расширению общего кругозора учащихся.

Ожидаемые результаты
Предметные : обучающиеся научатся: сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих
слов и делать выводы; получат возможность научиться : обсуждать свою учебную деятельность в школе,
рассуждать на заданную тему, моделировать и преобразовывать информацию на основе языкового материала.
Личностные : определяют границы собственного знания и «незнания».
Метапредметные:
Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят
соответствующие коррективы.
Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи; логические – осуществляют анализ речевого высказывания, дают характеристику звукам на основе
анализа.
Коммуникативные : оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Оборудование:
Магнитная азбука и магнитные карточки для обозначения звуков- (работа у доски)
Индивидуальные карточки для составления звуковых моделей , букварь, рабочая тетрадь к букварю.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.
Обучающиеся должны знать изученные ранее гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие. Различать согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные; гласные ударные и безударные. Уметь делить слова на слоги, сравнивать слова по произношению ,обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными второго ряда.
Этапы урока и хронометраж
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Актуализация знаний (7 мин)
3. Постановка цели ( 1 мин)
4.Мотивирующий этап.(Постановка проблемы) (5мин)
5.Открытие новых способов действий .(5 мин)
6.Физкультминутка.(1 мин)
7.Включение новых знаний в систему имеющихся на основе творческих и логических заданий.(20)
8. Итог урока. Рефлексия.(5 мин)

Самоанализ урока

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Алфавит».
При разработке проекта старалась учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который реализовывался через постановку проблемной ситуации и её решение.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, подбирала задания, вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока старалась вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность . Детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и открыть новый способ (в данном случае обозначения мягкости согласных звуков при помощи мягкого знака).
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. В своём проекте постаралась использовать компетентностный подход, творческие задания, работу в парах , обеспечить учащимся выбор уровня сложности заданий на этапе закрепления. В содержание урока включала задания основной и вариативной частей Букваря и рабочей тетради . (УМК «Планета знаний » даёт такие возможности).
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также направлено на повышение мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников(предполагая разный уровень их развития) ,давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что должно стимулировать детей и повышать их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации .
Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, хотя выполнение запланированного объёма зависит от уровня развития детей .


Литература

1. Букварь: 1-й класс.: учебник/Т.М.Андрианова.- М.: АСТ : Астрель, 2012г.
2. Рабочая тетрадь к букварю: 1-й класс/ Т.М.Андрианова .- М.: АСТ : Астрель, 2013г.
3. «Современная технология проведения уроков в начальной школе с учётом требований ФГОС»
под ред..Н.Н.Деменевой.- М .:АРТИ 2012г.











п/п
Этап урока
Деятельность учителя и обучающихся
Формируемые УУД

1.
Организационный момент (Минутка создания настроения и разминка пальчиков)
- Я предлагаю вам начать наш урок с необычного приветствия. Поочерёдно соприкасаемся пальчиками с соседом по парте, начинаем с большого пальца и говорим:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
ПРИВЕТ! (Вся ладонь)
Учащиеся повторяют за учителем действия и слова.

Коммуникативные:
Дети налаживают тактильный и зрительный контакт, учатся чувствовать «ритм» друг друга, налаживать контакт.
Личностные: формируется нравственный аспект поведения.
Регулятивные:
Мобилизация сил, волевого усилия

2
Актуализация знаний
У – Прислушайтесь, пожалуйста, к слову, которое вы только что друг другу сказали. Когда люди употребляют это слово в речи?
Д - Когда здороваются друг с другом, приветствуют.
У - Правильно! Молодцы! А кому можно сказать «Привет»?
Д - Другу, сверстнику, однокласснику
У - А какие слова приветствия вы ещё знаете? И в разговоре с кем можно их использовать?
Д - Здравствуйте, доброе утро..
У – Почему, приветствуя учителя, вы говорите: «Здравствуйте», и вам отвечают тем же словом?
Д - Так проявляют уважение друг другу.
У – Молодцы! Об этих правилах должен помнить каждый воспитанный человек!
У - Ещё раз скажите друг другу: «Привет!» Как красиво звучит это слово!
Я предлагаю вам составить на парте звуковую схему этого слова.
(Дети составляют на парте схему слова из карточек)
У- Сверьте свои схемы с соседом по парте. Одинаковые получились схемы?
У кого схемы отличаются?
Дети сверяют друг с другом схемы и называют отличия, если есть.
У- Сколько карточек вам понадобилось для составления схемы?
Д - Шесть.
У - Почему?
Д - В слове 6 звуков.
У – Карточку какого цвета вы положили первой? Почему?
Д - Синюю, потому что первый звук согласный и твёрдый.
У – У всех синяя карточка? Произнесём только первый звук
Д - «п»
(Учитель после обсуждения прикрепляет на доске синюю карточку). Далее аналогично идёт работа с каждым звуком.
На доске появляется схема слова:








У - Кто хотел бы на доске из букв сложить это слово?
(один ученик по желанию выходит и составляет слово из букв магнитной азбуки, остальные проверяют правильность и говорят свои мнения верно или неверно).
У - Как обозначаются на схеме мягкие согласные звуки?
Д - Зелёным цветом.
У - А на письме?
Д - При помощи гласных и, е, ё, ю, я.
У – А в данном слове?
Д - При помощи гласных и, е.
У – Молодцы. Мы это уже знали?
Д - Да.
Личностные: нравственно- этическая ориентация
Познавательные:
Общеучебные- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



Коммуникативные:
Формируется умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников.

Компетентностный подход – применение слов приветствия в жизненной ситуации

Познавательные: логические- анализ и моделирование на основе анализа






Регулятивные:
Самоконтроль на сличение способа действия и его результата с заданным эталоном ; внесение корректив в план и способ действий в случае несовпадения с заданным образцом.






Познавательные
логические УУД:
составление целого из частей; сравнение, построение логической цепи рассуждений







3
Постановка цели учителем
У - Сегодня мы откроем ещё один способ обозначения мягкости согласных звуков.
2 вариант У- Сегодня мы узнаем есть ли другие способы обозначения мягкости согласных звуков.







4
Создание проблемной ситуации.
У - В русском языке очень много красивых, интересных слов и у каждого из них своё значение. Я предлагаю вам два слова. Первое кон, второе конь. Что обозначают эти слова?
(Как вариант можно использовать загадки , отгадками которых будут являться эти слова кон , конь. Можно взять и другую пару слов : мел, мель и работать по аналогии)
Д – Конь - это животное, а кон есть в игре.
У- Правильно. Придумайте предложения с этими словами.
Д - Предлагают свои варианты предложений.
(Учитель оценивает понимание лексического значения слов.)
У- Кто составит на доске схемы к этим словам?
(Двое учащихся составляют на доске схемы, остальные на парте.)
Далее идёт проверка и сравнение схем.




КОН




КОН
У - Чем отличаются схемы?
Д - Последними звуками.
У - А теперь выложим буквами каждое слово.
(К доске идут другие дети, и пробуют составить слова. При этом слова получаются одинаковые, т.к. уч-ся ещё не знают, как обозначить мягкий согласный звук).
У – Прочитаем, что у нас получилось.
(Дети вслух читают).
У - Почему получились одинаковые слова? И как теперь узнать, когда мы имеем в виду животное, а когда - часть игры?

Познавательные:
Общеучебные- извлечение необходимой информации на основе восприятия лексического значения слов.



Творческая работа (составление предложений)







Познавательные : логические – аназиз (звуковой), синтез – составление слов,моделей











5
Открытие новых способов действий.
Предположительно, что кто- то из детей уже знает правильный ответ и озвучит его.
Д - Надо добавить мягкий знак и получится слово конь.
- У- Правильно! Есть такая ещё одна буква в русском языке, которая тоже может обозначать мягкость согласных. Это мягкий знак. Вот она (учитель демонстрирует букву «ь»). Добавим её в наше слово и прочитаем, что получилось - «конь». А в схему слова нужно ещё что- то добавлять? Ведь появилась ещё одна буква.
Д- ( дети даю разные варианты ответов)
У- А ещё звук появился, которого нет на схеме?
Д – Нет. Все звуки уже обозначены, значит, мягкий знак не обозначает звуков, а только говорит о мягкости согласного «н'», а его мы уже обозначили.
У- Давайте обратимся к нашему Букварю и найдём в алфавите эту букву.
(учащиеся уже знают, что алфавит находится на форзаце букваря и без труда находят мягкий знак.)
У- Внимательно посмотрите на эту букву! Что вы заметили?
Д- Нет заглавной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы.
У- Молодцы! Вы совершили сейчас чудесное открытие! Кто скажет, что это за открытие?
Д- мы познакомились с новой буквой - мягкий знак .
У- Для чего нужна эта буква. ?
Д- Для обозначения мягкости согласных звуков.

У – Молодцы! Вы хорошо потрудились и теперь пора немного отдохнуть и размяться.
Познавательные-
Выдвижение гипотез, их обоснование.

Коммуникативные:
Развиваются умения слушания и сотрудничества с одноклассниками и педагогом.









Познавательные общеучебные
Работа с информацией









Познавательные логические – делают вывод


6
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку, (Руки на поясе, наклоны в сторону)
Раз ,два, три, четыре, пять. .(Выполняют
Все мы делаем зарядку, приседания)
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире , (Руки в стороны)
Ра ,два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать. (Прыжки на месте)
На носок, потом на пятку-(Поочерёдно левую и правую ногу ставят на носок и на пятку)
Все мы делаем зарядку!
Регулятивные (осуществление пошагового контроля действий, с ориентацией на показ движений учителем.)

7.
Закрепление. Включение новых знаний в систему, имеющихся на основе творческих и логических заданий.(В том числе и заданий вариативной части)
У – Открываем букварь по закладке на стр. 86
( учитель ещё раз обращает внимание детей на букву «ь» в верхней части страницы и читает стих.-е про мягкий знак).
У- Прочитаем пары слов.
Дети читают вслух. Далее идёт работа с лексическим значением слов (галька, хор, хорь и т.д.)

У- Назовите мягкие согласные звуки? Что показывает их мягкость? Почему мы их произносим мягко?
Д- Потому что после них стоит мягкий знак.
(Сравниваются пары слов в каждом столбике)
У- Сколько букв и звуков в каждом слове? Почему букв больше?
Д – Мягкий знак не обозначает звуков.
Учитель предлагает выполнить задание № 2 в р.т на стр. 40. самостоятельно. При этом предлагает помощь тем, кто затрудняется.
Проверьте в парах. Одинаково ли вы выполнили задание? (Ошибки разбираются в ходе коллективного обсуждения).
Далее учитель предлагает прочитать и закончить предложение, данное в букваре:
В школе я учусь: читать, думать, дружить
Дети предлагают свои варианты: считать, решать, рисовать, помогать, (учитель в заключение может дополнить: (если дети не назвали) быть добрым, честным и др.)
У- Молодцы. А теперь посмотрите на текст. У него нет названия. Сколько частей в тексте?
Д- Три, потому что три красных строки.
У - Правильно. Прочтём его (читают первую часть хорошо читающие дети, вторую- учитель, третью -дети).
Беседа по прочитанному:
- Что интересного узнали? А что нового?
-Что обычно называют лакомством?
-Почему лакомство здесь написано в кавычках?
- Кого называют лесником?
- Что значит заботливый человек?
(В процессе беседы учитель поясняет то, что не знают дети).
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Новое словечко»
Для сильного класса:
В тетради – это задание №4, а в букваре – задание под значком «Интеллектуальный марафон». Выберите одно из них и попробуйте получить новые слова. (Если дети не справляются, учитель оказывает помощь.)
Для слабого класса учитель распределяет задания по уровню сложности сам.
После выполнения проверяем, какие слова получились. (Можно сначала в парах).

Коммуникативные –
умение слушать, вступать в диалог












Познавательные логические- анализ, сравнение ,выводы





Регулятивные- оценка собственной деятельности и деятельности сверстников











Коммуникативные – умение высказывать своё мнение




Личностные –умение различать нравственно- этические понятия


Регулятивные – умение осуществлять выбор, в соответствии с интересами и возможностями

8.
Итог урока. Рефлексия.
У – Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, о чём пословица, данная в нижней части страницы букваря? (вслух читают хорошо читающие дети).
Д - Пословица о том, что лодырю лень каждый день выполнять какую - то работу.
У - О нас можно так сказать?
Д - Нет. Мы все трудились.
У – А что нового мы узнали, благодаря нашему труду?
Д – Узнали, что мягкость согласных может обозначаться на письме мягким знаком, а не только гласными буквами.
У - Найдите в тексте, который мы читали, четвёртое предложение. Назовите слова с мягким знаком.
Д- Дети называют слова: видишь, на пеньке, камень.
У – Мягкость какого звука показывает мягкий знак в слове « на пеньке»? А в слове «камень»?
Д- «н'», «н'»
У- А в слове видишь?
Д – Звука «ш»
У -А разве он мягкий ?
Д- Нет. Он всегда твёрдый!
У- Зачем же показывать его мягкость?
Дети не знают, как ответить на этот вопрос.
У- Значит, остались ещё тайны, связанные с буквой мягкий знак?
Д – соглашаются.
У – Нам ещё многому предстоит научиться, и открыть много тайн нашего языка.
Что на уроке вам особенно понравилось и запомнилось ?
Кто считает, что очень хорошо потрудился на уроке? Кто помогал друг другу? Молодцы! Мне тоже очень понравилось с вами работать, ведь совместно можно справиться с любыми сложностями, а их впереди очень много. А сейчас урок окончен.
Личностные:
Переживание положительных эмоций от индивидуальной, групповой, совместной деятельности, самоутверждения в глазах сверстников; определение границ собственного знания и «незнания»








































15