Правописание Н и НН в наречиях (7 класс якутской школы)


Урок и презентация по русскому языку в 7 классе якутской школы
по теме: "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е"
Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
Цель:
формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –О и –Е,
повторить изученные орфограммы в написании других частей речи;
развивать речь: конструирование предложений по схемам;
повторить знания по грамматике – лингвистические разборы.
Оборудование: тетради, доска, проектор с компьютером, доска, перфокарты.
Ход урока.
1.Организационный момент. Доброго дня, уважаемые коллеги, учащиеся!
Меня зовут Виктория Викторовна. Я приехала из Ленского района с.Орто-Нахара, чтобы принять участие в конкурсе. До этого года 18 лет проработала директором школы, с этого года - преподаю уроки русского языка и литературы. Школа наша якутская, детей мало. Поэтому я сегодня очень волнуюсь.
Но я очень на вас рассчитываю, т.к. ваш класс, наверное, выбрали не просто так. Наверное, выбрали самых воспитанных, умных, коммуникабельных детей. После болезни я плохо слышу, поэтому прошу вас говорить громко, четко. Мои ребятишки уже привыкли к моему недостатку и без напоминания стараются.
3.Объявление темы урока, запись в тетрадях и на доске.
А теперь откройте тетради, запишите дату. Пишите наклонно, безотрывно, одинаковыми, круглыми буквами. Тему узнаете, если выполните это задание:
4.Объявление цели урока.
5.Словарная работа со словами в «рамочке» из учебника. 3 слайд.
А) Раскройте скобки, правильно выберите НЕ или НИ, укажите, к какой части речи относятся слова с НЕ и НИ. 3 слайд.
(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не) откуда не получал писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, шагу (ни, не)где ступить.
Б) Проверим работы. На экране 4 слайд.
В) Сделаем вывод: как пишутся приставки НЕ и НИ с наречиями на –О и –Е?
(Под ударением НЕ, без ударения – НИ).
6.Орфографическая работа. Вспомним слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
А) Объяснительный диктант.
Неглубокое озеро; небезынтересно; не вежливо, а грубо; невежливый; невкусный; невзлюбить; не дочитана; недобрый; не мог; не высоко, а низко; неестественно; не считая; недоверие; не приветливость, а грубость; невыученные; ничуть не примечательная; вовсе не смешно.Б) Взаимопроверка. На экране 5 слайд.
7. Вспомним написание Н и НН у прилагательных и причастий. (Ребята устно объясняют условия выбора данных орфограмм).
А) А теперь напишем распределительный диктант ( в 2 столбика: 1 – слова с Н, 2 – слова с НН).
Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна, вовремя организовано собрание, смышленый малыш, тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо.Б) Проверка. На экране 6 слайд.
8. Объяснение новой темы. Слайд 8.
Объяснение новой темы с целью познакомить учащихся с написанием Н и НН в наречиях на –О и –Е; формирование представления о Н и НН в наречиях на –О и –Е.
1).Чтение и наблюдение записанных на доске пар слов:
Обдуманный - обдуманно;
Восторженный – восторженно;
Искусный - искусно
Интересный – интересно.
2.) Беседа:
- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?
- Каким способом образованы данные наречия?
- Чем обусловлено употребление одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е?
(Если не можем сходу ответить, давайте посмотрим следующий слайд.)
Слайд 9.
( Прилагательное + суффикс О(Е) = наречие.
Причастие + суффикс О(Е) = наречие). У наречия столько Н, сколько у прилагательного или причастия, от которого оно образовано.).3). Чтение материала учебника с последующим ответом на вопрос:
- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречиях Н и НН?
- Как наречие на –О(Е) отличить от краткого прилагательного и краткого причастия ?
Запись на доске:
Зрители слушали удивлённо. Собрание удивлено сообщением.
- На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?
- Какими членами предложения являются эти слова?
- От каких частей речи зависят?
Вывод: в первом предложении удивленно – наречие образа действия, вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством;
- во втором предложении удивлено – краткое причастие, является сказуемым.
ВЫВОД: (По вопросу и синтаксической роли в предложении. Примеры в 9 слайде.).Показать!!!

9. Закрепление. А) Выборочный диктант. Выпишите только наречия с Н и НН.
1) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 2) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 3) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. 4) Войско противника рассеяно, победа за нами! 5) Сегодня она рассеянна и невнимательна. 6) Поведение ее было странно. 7) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. 8) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги.
Б) Проверка. На экране 10 слайд.
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
10. Составьте предложения с прямой речью по схемам, используя наречия на –О(Е).
(посоветовал командир разведчикам).
(Девушка … произнесла)
11. Лингвистическая разминка.
А) Запишите предложение «Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги» и произведите синтаксический разбор. (Простое, осложненное)
Б) Произведите морфемный и словообразовательный разборы слова «выклеенные». (Суффиксальный)
В) Произведите морфологический разбор слова « искусно». (Наречие)
(Работа выполняется на доске и в тетрадях).
12. Проверочная работа с перфокартой ( Правописание Н –НН).(Учитель диктует, учащиеся на доске и в тетрадях в 2 столбика проставляют только буквы: "Н" или "НН", затем сверяют по слайду)1. Газированная вода, листва озарена, испуганно вскрикнул;
2. Странно посмотрел, местность пустынна, проблема изучена;
3. Оборудованный кабинет, квашеная капуста, рассказывает замечательно;
4. Небо облачно, исследование закончено, огорченно вздохнуть;
5. Ответить сдержанно, организованный отряд, жеваный лист;
6. Недостатки выявлены, насыщенный влагой, буйно разрастаться;
7. Бешеный зверь, ветреный день, раненый враг;
8. Обдуманное предложение, улыбался восторженно, решение продумано;
9. Девушка воспитанна, мальчик воспитан бабушкой, воспитанные дети.
13. Самопроверка. На экране 10 слайд.
14. Комментирование и выставление оценок.
15. Вывод, подведение итогов работы.
Как определить, одну Н или две НН писать в наречии? ( Определить, сколько Н в том слове, от которого наречие образовано)
На какие вопросы отвечают наречия на –О(Е)? (Как?)
Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельством).
16. Запишите домашнее задание. Параграф 38, у. 236, словарь.