Рабочая программа по русскому языку для якутской школы (7 класс)


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «ССОШ»
……………………………
Старкова Р.Е.
«___» ____________2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УМР
…………………………
Игнатьева Л.Р.
«___» ___________2015 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол №___
от «___» ___________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень образования (класс): 7
Количество часов: 105 часов
Учитель: Слепцова Антонина Михайловна
Программа разработана на основе программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы; авторы:
К.Ф.Федоров и др.; Министерство образования РС(Я) – Якутск
Учебник (автор): Е.Н.Дмитриева, Е.Н.Назарова. «Русский язык. 7 класс»: учебник для 7 класса якутской школы –
3-е изд. – Якутск, 2004
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка
Законом «О языках в Республике Саха (Якутия)» предусмотрено полноценное владение гражданами республики двумя государственными языками и равноправное функционирование во всех сферах жизни русского и якутского языков. Претворение в жизнь закона во многом зависит и от содержания образования по курсу «Русский язык».
Изучение русского языка в якутской школе происходит в условиях билингвизма (полилингвизма) и ведется с опорой на родной язык.
Предлагаемая программа позволяет решить следующие конкретные задачи по преподаванию русского языка в якутской школе:
- развить у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка;
- формировать и совершенствовать языковую компетенцию, дать им определенный круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и стилистике русского языка, то есть:
а) обеспечить усвоение системы русского языка в целом;
б) выработать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические навыки, навыки конструирования словосочетаний, предложений, ССЦ (сложных синтаксических целых) и текстов;- формировать умения и навыки во всех видах речевой деятельности: аудирование (умение слушать и понимать русскую речь); говорении (умение говорить – устная речь); чтении (умение читать по-русски) – речевая компетенция; письме (умение грамотно писать);
- развить коммуникативную компетенцию (осведомленность школьников в особенность функционирования языка в устной и письменной формах), выражающуюся в способности адекватно использовать в различных ситуациях общения умения и навыки, приобретенные в процессе обучения языку по всем видам речевой деятельности;- научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам; привить навыки работы со справочной литературой и словарями разных типов;
- выработать культурологическую компетенцию по русской и родной культуре (предметная компетенция);
- содействовать развитию логического мышления учащихся и способствовать их нравственному совершенствованию;
- научить школьников учиться и привить им навыки умственного труда.
В «Программе» реализуются следующие лингводидактические и методические принципы:
- отбор учебного материала на лингвистической, экстралингвистической и коммуникативной основах, выражающийся в сочетании проблемно-предметного представления материала с системно-языковым;
- организация языкового материала на коммуникативной основе;
- функционально-семантическое описание языкового материала, при этом главное внимание уделяется смыслу языковой единицы и ее употреблению в речи;
- сознательно-практический подход в обучении лингвистической (языковой) компетенции;
- учет знаний по родному языку.
Процесс обучения русскому языку в якутской школе должен основываться на скрытом сопоставлении, позволяющем предусмотреть специфические трудности русского языка.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического обеспечения:
- Русский язык: учебник для 7 класса якутской школы; Е.Н.Дмитриева, Е.Н.Назарова – 3-е изд. – Якутск, 2004г
- Справочник по практической грамматике русского языка 5-11 класс; А.И.Власенков – М.; Просвещение, 2003г
- Таблицы: Синтаксис 5-11 классы
Орфография 5-11 классы
Части речи 5-11 классы
- Сборник диктантов по русскому языку; М.М.Стракевич – М.; 2008г
- Дидактические раздаточные материалы по русскому языку и др.
В результате изучения русского языка ученик, оканчивающий 7 класс должен уметь:
разграничивать активную и пассивную лексику русского языка;
различать в тексте неологизмы, архаизмы, историзмы;
составлять словосочетания, образованные способом согласования, управления и примыкания и использовать их в предложении;
составлять и употреблять сложные словосочетания;
выделять словосочетания из предложения;
характеризовать предложение как основную синтаксическую единицу;
выделять грамматическую основу предложения;
выделять при помощи порядка слов и логического ударения наиболее важные для высказывания слова;
пользоваться прямым и обратным порядком слов, учитывая смысловые особенности высказывания и связь между предложениями и частями текста, функции порядка слов в предложении;
составлять и употреблять в речи предложения с подлежащими, выраженными разными частями речи и словосочетаний;
составлять и употреблять в речи предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом изъявительного, сослагательного или повелительного наклонения;
правильно согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием;
составлять и употреблять в речи предложения с именным сказуемым;
согласовывать глагол-связку именного составного сказуемого с подлежащим;
находить в предложении второстепенные члены, относящиеся к подлежащему и сказуемому;
устанавливать связь дополнения со словом, к которому оно относится, по способу управления;
использовать дополнение как средство связи предложений в тексте;
правильно оформлять связь несогласованных определений с определяемым словом;
употреблять в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
составлять и употреблять в речи предложения с обстоятельствами, выраженными существительными, предлогом, наречиями, деепричастными и причастными оборотами;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста, в который включается предложение;
делать синтаксический разбор предложения по членам;
изображать в схеме синтаксическую цепь распространенных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
заменять односоставные предложения двусоставными;
употреблять безличные предложения для передачи состояния природы, человека;
различать полные и неполные предложения;
видеть в предложении однородные члены;
употреблять в речи предложения с однородными членами;
распознавать в речи обращение;
пользоваться в речи вводными словами и вводными предложениями для выражения различного отношения к высказываемой мысли и как средством межфразовой связи;
различать предложения с прямой и косвенной речью;
вести диалог и выразительно читать тексты с диалогом;
оформлять цитаты с указанием автора в устных высказываниях и письменных сочинениях;
составлять и употреблять в речи предложения с обособленными определениями;
производить синтаксический разбор предложений с обособленными второстепенными членами;
определять виды повествования и использование в речи способов создания динамики повествования;
составлять научное, деловое, художественное описание;
строить текст в виде рассуждения;
понимать смысл художественных, поэтических, публицистических текстов;
выступать с докладом, отзывом о книге;
формулировать свою точку зрения, опровергать противоположное мнение;
давать развернутую характеристику литературного персонажа;
составлять разные виды конспектов, тезисов, аннотаций.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
№ Наименование разделов Количество часов В том числе
Контрольные работы Уроки развития речи
1. Лексика и фразеология 3 2. Словосочетание 9 3. Простое предложение с двумя главными членами 2 4. Главные члены предложения 7 5. Второстепенные члены предложения 10 6. Простое предложение с одним главным членом 7 7. Предложения с однородными членами 6 8. Предложения с обращениями, вводными словами 2 9. Предложения с обособленными второстепенными членами 10 10 Прямая и косвенная речь 3 11 Повторение и обобщение 28 Итого 87 5 13
105
Расписание учебного времени:
ЧЕТВЕРТЬ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
1 четверть 27
2 четверть 21
3 четверть 30
4 четверть 27
За учебный год 105
Календарно-тематическое планирование на 20_____ уч.г. 7 класс
№ п/п Предполагаемая дата проведения Фактическая дата проведения Содержание тем и уроков Общее количество часов Количество часов по теме Домашнее задание Примечание
1 четверть
Лексика и фразеология 3 1 Введение. Международное значение русского языка. 1 2 Активная и пассивная лексика. 1 3 Многозначность, синонимия фразеологизмов. 1 Словосочетания 9 4 Строение и грамматическое значение словосочетаний. 1 5 Простые и сложные предложения. 1 6 Р/р 1 1 7 Согласование. 1 8 Порядок слов при согласовании. 1 9 Управление. 1 10 Примыкание. 1 11 Р/р 1 1 12 Синонимия словосочетаний. 1 13 Разбор словосочетаний. 1 14 Разбор словосочетаний. 1 Простое предложение с двумя главными членами 2 15 Простое предложение. Характеристика простого предложения. 1 16 Основа предложений. 1 Главные члены предложения 7 17 Главные члены предложения. Подлежащее. 1 18 Контрольная работа 1 1 19 Сказуемое. Простое глагольное. 1 20 Составное глагольное сказуемое. 1 21 Составное именное сказуемое. 1 22 Р/р 1 1 23 Составное именное сказуемое. 1 24 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 25 Повторение и обобщение. 1 26 Повторение и обобщение. 1 27 Повторение и обобщение. 1 2 четверть
1 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Второстепенные члены предложения 10 2 Второстепенные члены предложения. Дополнение. 1 3 Согласованные определения. 1 4 Р/р 1 1 5 Несогласованные определения. 1 6 Приложение. 1 7 Знаки препинания. 1 8 Обстоятельства образа действия. 1 9 Обстоятельства места. 1 10 Обстоятельства времени. 1 11 Обстоятельства причины и цели. 1 12 Р/р 1 1 13 Повторение. Второстепенные члены предложения. 1 Простое предложение с одним главным членом 7 14 Односоставные предложения. Определенно-личные. 1 15 Неопределенно-личные предложения. 1 16 Безличные предложения. 1 17 Назывные предложения. 1 18 Порядок слов в предложении. 1 19 Неполные предложения. 1 20 Контрольная работа 1 1 21 Повторение и обобщение. 1 3 четверть
1 Повторение. Односоставные предложения. 1 2 Р/р 1 1 Предложения с однородными членами 6 3 Однородные члены предложения. 1 4 Союзы при однородных членах и знаки препинания. 1 5 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1 6 Однородные и неоднородные определения. 1 7 Согласование сказуемого с однородными подлежащими. 1 8 Повторение. Однородные члены предложения. 1 9 Р/р 1 1 Предложения с обращениями, вводными словами 2 10 Обращение. Знаки препинания. 1 11 Вводные слова и предложения. 1 12 Контрольная работа 1 1 Предложения с обособленными второстепенными членами 10 13 Предложения с обособленными второстепенными членами. 1 14 Обособленные определения. 1 15 Обособленные определения. 1 16 Обособленные приложения. 1 17 Закрепление. Обособленные приложения и определения. 1 18 Р/р 1 1 19 Обособленные обстоятельства. 1 20 Обособление уточняющих обстоятельств места и времени. 1 21 Уточняющие обстоятельства места и времени. 1 22 Проверочная работа. Знаки препинания. 1 23 Повторение. Обособленные члены предложения. 1 24 Контрольная работа 1 1 Прямая и косвенная речь 3 25 Прямая речь. Знаки препинания. 1 26 Косвенная речь. 1 27 Диалог. 1 28 Повторение и обобщение. 1 29 Повторение и обобщение. 1 30 Р/р 1 1 4 четверть
Повторение и обобщение 20 1 Повторение. Словосочетание. 1 2 Словосочетания. 1 3 Сочинение. 1 4 Главные члены предложения. 1 5 Сказуемое. 1 6 Р/р 1 1 7 Второстепенные члены предложения. 1 8 Второстепенные члены предложения. 1 9 Односоставные предложения. 1 10 Односоставные предложения. 1 11 Р/р 1 1 12 Предложения с однородными членами. 1 13 Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями. 1 14 Р/р 1 1 15 Предложения с обособленными членами предложения. Определение. 1 16 Приложение. 1 17 Обособленные обстоятельства. 1 18 Р/р 1 1 19 Прямая и косвенная речь. 1 20 Диалог. 1 21 Контрольная работа 1 1 22 Повторение и обобщение. 1 23 Повторение и обобщение. 1 24 Повторение и обобщение. 1 25 Повторение и обобщение. 1 26 Повторение и обобщение. 1 27 Повторение и обобщение. 1