Рабочая программа по русскому языку для якутской школы (6 класс)


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «ССОШ»
……………………………
Старкова Р.Е.
«___» ____________2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УМР
…………………………
Игнатьева Л.Р.
«___» ___________2015 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол №___
от «___» ___________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень образования (класс): 6
Количество часов: 140 часов
Учитель: Слепцова Антонина Михайловна
Программа разработана на основе программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы; авторы:
К.Ф.Федоров и др.; Министерство образования РС(Я) – Якутск
Учебник (автор): М.К.Попова, Е.С.Бочкарева, С.В.Кириллина. «Русский язык. 6 класс»: учебник для 6 класса якутской
школы – 2-е изд. – Якутск, 2007
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка
Законом «О языках в Республике Саха (Якутия)» предусмотрено полноценное владение гражданами республики двумя государственными языками и равноправное функционирование во всех сферах жизни русского и якутского языков. Претворение в жизнь закона во многом зависит и от содержания образования по курсу «Русский язык».
Изучение русского языка в якутской школе происходит в условиях билингвизма (полилингвизма) и ведется с опорой на родной язык.
Предлагаемая программа позволяет решить следующие конкретные задачи по преподаванию русского языка в якутской школе:
- развить у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка;
- формировать и совершенствовать языковую компетенцию, дать им определенный круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и стилистике русского языка, то есть:
а) обеспечить усвоение системы русского языка в целом;
б) выработать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические навыки, навыки конструирования словосочетаний, предложений, ССЦ (сложных синтаксических целых) и текстов;- формировать умения и навыки во всех видах речевой деятельности: аудирование (умение слушать и понимать русскую речь); говорении (умение говорить – устная речь); чтении (умение читать по-русски) – речевая компетенция; письме (умение грамотно писать);
- развить коммуникативную компетенцию (осведомленность школьников в особенность функционирования языка в устной и письменной формах), выражающуюся в способности адекватно использовать в различных ситуациях общения умения и навыки, приобретенные в процессе обучения языку по всем видам речевой деятельности;- научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам; привить навыки работы со справочной литературой и словарями разных типов;
- выработать культурологическую компетенцию по русской и родной культуре (предметная компетенция);
- содействовать развитию логического мышления учащихся и способствовать их нравственному совершенствованию;
- научить школьников учиться и привить им навыки умственного труда.
В «Программе» реализуются следующие лингводидактические и методические принципы:
- отбор учебного материала на лингвистической, экстралингвистической и коммуникативной основах, выражающийся в сочетании проблемно-предметного представления материала с системно-языковым;
- организация языкового материала на коммуникативной основе;
- функционально-семантическое описание языкового материала, при этом главное внимание уделяется смыслу языковой единицы и ее употреблению в речи;
- сознательно-практический подход в обучении лингвистической (языковой) компетенции;
- учет знаний по родному языку.
Процесс обучения русскому языку в якутской школе должен основываться на скрытом сопоставлении, позволяющем предусмотреть специфические трудности русского языка.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического обеспечения:
- Русский язык: учебник для 6 класса якутской школы; М.К.Попова, Е.С.Бочкарева, С.В.Кириллина – 2-е изд. – Якутск, 2007г
- Справочник по практической грамматике русского языка 5-11 класс; А.И.Власенков – М.; Просвещение, 2003г
- Таблицы: Синтаксис 5-11 классы
Орфография 5-11 классы
Части речи 5-11 классы
- Сборник диктантов по русскому языку; М.М.Стракевич – М.; 2008г
- Дидактические раздаточные материалы по русскому языку и др.
В результате изучения русского языка ученик, оканчивающий 6 класс должен уметь:
производить лексический разбор слова;
производить морфологический разбор местоимений всех разрядов;
употреблять местоимение как средство связи предложений и частей текста;
разбирать глагол как часть речи;
использовать в речи разноспрягаемые глаголы;
производить морфологический разбор причастия;
составлять предложения с причастным оборотом, правильно интонировать и употреблять в речи;
различать деепричастия от причастий и глаголов;
производить морфологический разбор деепричастия;
находить в предложении деепричастие и зависимые от него слова, а также глагол, к которому относится деепричастный оборот, определять место деепричастного оборота в предложении;
употреблять наречия в роли обстоятельств;
правильно произносить и писать наиболее употребительные наречия;
производить морфологический разбор наречия;
распознавать в потоке речи служебные части речи;
определять значение предлога как служебной части речи;
разграничивать и отличать предлоги от других частей речи;
определять значение союза как служебной части речи;
находить в тексте союзы и определять, что они соединяют;
употреблять простые и составные, одиночные и повторяющиеся союзы в простых и сложных предложениях;
производить морфологический разбор союза;
находить в тексте частицы и понимать их значение, употреблять частицы в разговорной речи;
производить морфологический разбор частицы;
разграничивать и отличать междометия и звукоподражательные слова от других частей речи;
определять цепные и параллельные способы связи предложений в тексте;
различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение;
композиционно правильно строить типы текстов;
определять объект мысли и речи в текстах типа описания, повествования, рассуждения;
пользоваться лексическими средствами связности текста;
выделять в воспринимаемом тексте основную и второстепенную информацию;
узнавать значение слов с переносным значением, понимать изобразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты;
выразительно читать монологические, диалогические тексты;
описывать местность, интерьер;
писать диктанты с сужением и расширением текста, свободный диктант;
письменно переводить тексты с русского на якутский и с якутского на русский;
писать сжатое и выборочное изложение повествовательного характера с элементами описания;
писать изложение с творческими заданиями, с элементами сочинения;
составлять сложный план высказываний.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
№ Наименование разделов Количество часов В том числе
Контрольные работы Уроки развития речи
1. Повторение 9 2. Местоимение 11 3. Глагол 39 4. Причастие 12 5. Деепричастие 8 6. Наречие 9 7. Служебные части речи 9 8. Текст 6 9. Повторение и обобщение. 12 Итого 115 5 20
140
Расписание учебного времени:
ЧЕТВЕРТЬ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
1 четверть 36
2 четверть 28
3 четверть 40
4 четверть 36
За учебный год 140
Календарно-тематическое планирование на 20_____ уч.г. 6 класс
№ п/п Предполагаемая дата проведения Фактическая дата проведения Содержание тем и уроков Общее количество часов Количество часов по теме Домашнее задание Примечание
1 четверть
Повторение 9 1 Введение. Русский язык – национальный язык русского народа. 1 2 Значение языка. Малая родина 1 3 Р/р 1 1 4 Фонетический разбор. Имя существительное. 1 5 Лексика и фразеология. Словари. 1 6 Синонимы. Синонимические ряды. 1 7 Омонимы, антонимы. Словари. 1 8 Омоформы, многозначные слова. 1 9 Фразеологические обороты. 1 10 Лексический анализ слова. 1 11 Р/р 1 1 Местоимение 11 12 Местоимение. Разряды местоимений. 1 13 Личные местоимения. Склонения местоимений. 1 14 Возвратное местоимение себя. 1 15 Притяжательные местоимения. 1 16 Вопросительные и относительные местоимения. 1 17 Р/р 1 1 18 Указательные местоимения. 1 19 Определительные местоимения. 1 20 Отрицательные местоимения. 1 21 Р/р 1 1 22 Употребление личных местоимений. 1 23 Повторение. Употребление местоимений. 1 24 Морфологический разбор местоимений. 1 Глагол 39 25 Глагол. Общее понятие. 1 26 Образование глаголов. 1 27 Возвратные глаголы. 1 28 Неопределенная форма глагола. 1 29 Р/р 1 1 30 Неопределенная форма глагола. 1 31 Правописание глаголов. Диктант. 1 32 Правописание –тся и –ться в глаголах. 1 33 Правописание глаголов, разбор по составу. 1 34 Повторение и обобщение. 1 35 Повторение и обобщение. 1 36 Повторение и обобщение. 1 2 четверть
1 Не с глаголами. 1 2 Глагольное управление. 1 3 Глагольное управление. 1 4 Р/р 1 1 5 Виды глагола. 1 6 Виды глагола. 1 7 Способы образования видов глагола. 1 8 Р/р 1 1 9 Видовые пары. 1 10 Видовые пары. 1 11 Наклонения глагола. 1 12 Контрольная работа 1 1 13 Изъявительное наклонение. 1 14 Прошедшее время. 1 15 Прошедшее время. 1 16 Р/р 1 1 17 Настоящее время. 1 18 Настоящее время. 1 19 Глаголы движения. 1 20 Будущее время. 1 21 Разноспрягаемые глаголы. 1 22 Контрольная работа 1 1 23 Повторение. 1 24 Повторение. 1 25 Повторение и обобщение. 1 26 Повторение и обобщение. 1 27 Повторение и обобщение. 1 28 Повторение и обобщение. 1 3 четверть
1 Повелительное наклонение. 1 2 Повелительное наклонение –ите, -ете. 1 3 Условное наклонение. 1 4 Р/р 1 1 5 Безличные глаголы. 1 6 Безличные глаголы. Состояние природы самочувствия человека. 1 7 Морфологический разбор глагола. 1 8 Р/р 1 1 9 Повторение. Разбор глагола. 1 10 Повторение. Наклонение, спряжение. 1 11 Повторение. Обобщение. 1 12 Р/р 1 1 13 Повторение. Правописание глаголов. 1 Причастие 12 14 Причастие. Общее понятие. 1 15 Причастие одиночное. Причастный оборот. 1 16 Контрольная работа 1 1 17 Причастный оборот до и после определяемого слова. 1 18 Причастный оборот. Согласование с определяемым словом. 1 19 Знаки препинания в причастных оборотах. 1 20 Р/р 1 1 21 Действительные и страдательные причастия. 1 22 Образование действительных и страдательных причастий. 1 23 Согласование причастий с существительными. 1 24 Р/р 1 1 25 Полные и краткие причастия. 1 26 Не с причастиями. 1 27 Не с причастиями, прилагательными, глаголами. 1 28 Р/р 1 1 29 Морфологический разбор причастия. 1 Деепричастие 8 30 Общее понятие о деепричастии. 1 31 Образование деепричастий. 1 32 Р/р 1 1 33 Не с деепричастиями. 1 34 Общее понятие о деепричастном обороте. 1 35 Деепричастный оборот. Знаки препинания. 1 36 Р/р 1 1 37 Деепричастный оборот. Обособление деепричастных оборотов. 1 38 Согласование деепричастных оборотов. 1 39 Повторение и обобщение. 1 40 Повторение и обобщение. 1 4 четверть
1 Повторение. Деепричастие, деепричастный оборот, разбор. 1 Наречие 9 2 Наречие. Общее понятие. 3 Разряды наречий. 4 Р/р 1 5 Образование наречий. 6 Степени сравнения. Их образование. 7 Правописание наречий О и А на конце. 8 Р/р 1 9 Дефис в наречиях. 10 Не и ни с наречиями. 11 Ь после шипящих, О и Е после шипящих. 12 Контрольная работа 1 1 13 Слитное и раздельное написание наречий. Разбор наречий. 1 Служебные части речи 9 14 Служебные части речи. Предлог. 1 15 Правописание и употребление предлогов. 1 16 Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога. 1 17 Союзы. Сочинительные и подчинительные. 1 18 Союзы. Правописание союзов. 1 19 Частицы. 1 20 Употребление частиц в речи. 1 21 Отрицательные частицы, разбор. 1 22 Р/р 1 1 23 Междометия. 1 Текст 6 24 Текст. Повторение. 1 25 Способы связи частей текста. 1 26 Контрольная работа 1 1 27 Средства связности текста. 1 28 Типы речи. Повествование. 1 29 Описание. 1 30 Рассуждение. 1 31 Повторение и обобщение. 1 32 Повторение и обобщение. 1 33 Повторение и обобщение. 1 34 Повторение и обобщение. 1 35 Повторение и обобщение. 1 36 Повторение и обобщение. 1