Развитие мелкой моторики рук детей через кружковую деятельность по программе «Родник творчества


Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская специальная
школа-интернат №1».
Выступление на тему:
«Развитие мелкой моторики рук детей через кружковую деятельность по программе
«Родник творчества»»

Подготовила: инструктор по труду первой категории
Яричевская Лариса Ивановна
Новочеркасск – 2015 г.
Развитие мелкой моторики рук детей через кружковую деятельность по программе
«Родник творчества»
В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук? «Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций», — считает Дудьев В.П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)Анна Шлотгауер отмечает, что «мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения» (Библиотека-словарь)Почему так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь «Возвращаясь к анатомическим отношениям,- пишет М. М. Кольцова,- мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики» (4, с.102). «Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка» (1, с.3).
Как отмечает Л. В. Фомина: «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы». Кольцова подчеркивает: «До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.» (4,с.103) Она утверждает, что все проведенные исследования позволяют «отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.»(4,с. 104) Кольцова считает: «речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук»(4,с. 106).
От того, как развита рука, пальцы ребенка зависит и то, как будет учиться ребенок в школе. Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки: пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. На развитие мелкой моторики рук благотворно влияют занятия в кружке «Родник творчества». Еще Ткаченко отмечала, что одним из важных сторон развития мелкой моторики рук является вышивание и шитье. Как же развивается мелкая моторика рук у детей при шитье, вышивании, при изготовлении поделок в различных техниках НДПТ? Например, вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов: вперёд иголку, назад иголка движения становятся более точными что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. В результате кропотливой работы по изготовлению поделок в различных техниках НДПТ, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Сшитая своими руками игрушка, изготовленная в подарок поделка, помогают ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей с ОВЗ: внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают педагога для того, чтобы узнать, как правильно выполнить задание. Внимание развивается и при самостоятельной работе, он старается быть аккуратным, чтобы поделка была красивой и радовала всех. Когда ребёнок занимается рукоделием, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ педагога, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление: он думает, размышляет, как лучше вышить, связать и т.п., какие материалы использовать, делает выводы, умозаключения. Воображение ребенка крепнет с каждым днем. Воспитанники учатся владеть разнообразными принадлежностями: ножницами, карандашом, крючками, лекалами, линейкой. Знакомясь с тканями, дети с нарушением интеллекта ощупывают каждую ткань, определяет свойства ткани, у него развиваются мышечные ощущения, которые помогают решить, подойдёт ткань для той или иной игрушки или нет. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса.
Умения делать красивые работы, получать удовлетворение от прекрасно и аккуратно выполненной поделки помогут детям с ОВЗ не только освоить успешнее образовательную программу в школе, но и в дальнейшей самостоятельной жизни. Старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов – эти качества, сформированные у детей в кружке, помогут им в будущем добиться успехов. Каждый ребенок в процессе работы привносит в нее свою выдумку. Каждая из выполненных детьми поделок своеобразна.
В кружке «Родник творчества» учитываются основные принципы образования. Одним из основных принципов образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Кружок «Родник творчества» помогает детям развить мелкую моторику рук, психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а также речь. Ещё одним важными принципами ФГОС является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.», «поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности». В кружке «Родник творчества» ребенок инициативен в выполнении собственной поделки, сам дополняет свою поделку, придумывает, украшает.Дети учатся в кружке выполнять коллективную работу, договариваются между собой, вежливы, добиваются наивысших результатов совместными усилиями.
В кружковой деятельности по программе «Родник творчества» участвовали дети 3-9 классов. В начале года и в конце года проведена диагностика по развитию мелкой моторики рук у этих детей. Результат превзошел все ожидания. У детей, посещавших данный кружок, была намного лучше развита мелкая мускулатура рук, они более усидчивы, всегда добиваются поставленной цели, умеют преодолевать трудности. Дети очень внимательны: у них сформированы многие мыслительные процессы: обобщение, сравнение. У этих детей более точны и скоординированы движения пальцев рук, развит глазомер, сформирован интерес к процессу обучения, они любознательны, активны, самостоятельны, инициативны, у них развито воображение, есть творческий потенциал.
Итак, кружок «Родник творчества» наилучшим образом влияет на развитие мелкой моторики рук, психических процессов.
Литература:1.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» -М., Мозаика-синтез, 2007 2.Неботова З., Кононович Т. « Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры.» М..Эксмо,20043.Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить».. — М.: «Сов. Россия», 1973.4. ФГОС дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).