Урок дискуссия по биологии и химии: «Обобщение из раздела биологии «Здоровый образ жизни», из раздела химии «Спирты»»


Интерактивный урок на региональном семинаре «Интерактивное обучение на уроках биологии и химии»
по теме «Алкоголь – друг или враг»
10 класс


Цель урока:
вырабатывать негативное отношение к алкоголю; расширять представления учащихся о последствиях алкоголизма; воспитывать здоровый образ жизни.

Задачи урока:
обсудить причины употребления алкоголя;
обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя;
обсудить влияние алкоголя на организм человека;
показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.


Оборудование:
Персональный компьютер, презентация для релаксации, плакаты с антиалкогольным содержанием для оформления доски.

Тип урока
Тренинг - дискуссия


Этапы урока


Название урока
и его этапы
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Планируемые образовательные результаты





Предметные
УУД:
Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Орг. момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества


Познавательные УУД: целеполагание
Личностные УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, мотивировать свои действия.

2Актуализация знаний
Мы сегодня продолжим формирование умений вести дискуссию. Напоминаю вам правила её ведения. (У всех учащихся 3-х групп лежат памятки на столах).

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ: - Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно. - Говорить убедительно, не горячиться. - Внимательно и терпеливо выслушивать мнение оппонента. - Анализировать объективно замечания противника: или приводить новые аргументы или признать его правоту. 

Слушают учителя, готовятся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: организация учебной деятельности.








Формулирова-
ние темы урока.

















Изучение
нового материала








































Контроль и самопроверка знаний







Сегодня мы обсудим очень важную и актуальную тему – «Алкоголь – друг или враг» с биологической и химической точки зрения.
Обсуждая эту тему наши мнения разделились. Поэтому у нас получились три стола участников. Те кто «категорически против алкоголя», те кто «За употребления алкоголя» и те, кто еще не сформировал свою позицию.
Итак, мы говорим об алкоголе – веществе, которое человечество употребляет в пищу.

Среди представленных веществ выберете, что же тут из представленного алкоголь (формула, характеристика)



Отвечают на вопросы:
Что мы знаем из истории употребления и открытия этилового спирта?
А что можете сказать о тех традиционных 100 граммах, употреблявших во время ВОВ?
Какие заболевания вызывает ЭС?

Но не секрет, что хронические алкоголики пьют не только ЭС, но и напитки, произведенные в домашних условиях. Мы хотим рассказать и показать, как распознать ЭС от других спиртов, которые могут привести к летальному исходу.
ОПЫТ.

А какие лекарства изготавливают на основе спирта?
А как используют спирт в народной медицине?
ОПЫТ: куриный белок.
А как же финансовая сторона вопроса?

Работа в группах:
Обсудите ситуации в группах (включается музыка для релаксации):
1.Компания ребят, которая регулярно употребляет алкоголь, приглашает тебя к совместному времяпровождению. Твои действия? 2.Мальчику нравится девочка, но он стесняется к ней подойти и начать общаться. Друзья советуют ему выпить для храбрости. Что бы вы посоветовали? Как можно начать разговор с человеком, который тебе симпатичен? 3. Ты никогда не употреблял алкоголь, а в новой компании тебе предлагают расслабиться баночкой коктейля. Твои действия.

Предлагаю закончить предложение, записанное на стенде: «Алкоголь – это» (все ответы детей фиксируются на доске, после того, как варианты завершения предложения закончатся, проговорить все, что получилось в результате).










Озвучивают тему урока, цель урока.
Слушают, делятся на группы.










Выбирают метиловый спирт, этиленгликоголь, глицерин, этиловый спирт. Соотносят формулы, рассказывают характеристику.

Отвечают на вопросы:
оппоненты доказывают свои точки зрения






Показывают опыт







Отвечают на вопросы:
оппоненты доказывают свои точки зрения

Показывают опыт




Работают в группах, обсуждение ситуации и принятие решения.













Предлагают свои варианты




Познавательные УУД:
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию. Необходимую для решения учебной задачи; составлять таблицы , презентовать подготовленную информацию;


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний.



Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; коррекция полученных знаний.


6. Закрепление изученного материала и рефлексия.
Подведение итогов, приведение статистики по употреблению алкоголя и смертности из-за алкоголя.
В заключение учитель узнает у учащихся, не изменилось ли их мнение об алкоголе.
Выставление оценок за урок.
Слушают учителя.

Обдумывают не изменилось ли их мнение


Коммуникативные УУД: умение работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция, оценка.


Домашнее задание
Повторить причины и последствия алкоголя, формулы спиртов.
Записывают д/з в дневниках

Познавательные УУД: общеучебные – смысловое чтение, поиск информации.




15