Программа проекта Русская тряпичная кукла








Проект
Русская тряпичная кукла














Руководитель : Черняева Л А.







Г. Усть-Илимск 2016 год.













Паспорт проекта

Название Русская тряпичная кукла

Проект в рамках службы дополнительной педагогической поддержки учащихся.

Авторы: Черняева Л. А.
Руководитель: Черняева Л. А.





География проекта : Специальная (коррекционная) школа , г. Усть – Илимск.







Участники : учащиеся 5-х ,6-х классов.









Срок выполнения проекта:
Начало: сентябрь 2016 г.
Окончание : май 2018 г.


















Данная программа внеурочной деятельности по проекту «Русская тряпичная кукла» относится к авторской комбинаторной педагогической разработке и составлена на основе:
1) Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта»/, Москва «Просвещение» 1986 год;
2) Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010;
3) Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы / В. А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. 4) Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы./ авт.-сост .О.Я. Воробьёва. –Волгоград:Учитель,2009.
Программа предусматривает творческое развитие обучающихся специальной (коррекционной) школы. Это расширит возможности обучающихся в самостоятельной трудовой деятельности.

Пояснительная записка
Актуальность проекта



За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромное значение. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу
. Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать "жесткие" выкройки, и это даёт толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол.
Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребёнка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремлённость, способность доводить начатое дело до конца, разовьётся мелкая моторика - все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребёнку для успешной учёбы в школе.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Цель проекта: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.
Создание мини-музея «Кукольная – страна»

Задачи:
содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
развивать у детей творческие способности;
формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
формировать умения работать в группе
развивать стремления доводить начатое дело до конца,
воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус

содержание проекта

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Во время выполнения проекта обучающиеся приобретут знания по истории русской куклы, традициям русского народа. Познакомятся с обрядовыми, обереговыми и игровыми куклами. Во время выполнения проекта дети познакомятся с обрядами, традициями русского народа. Изучат типы кукол и освоят технологию их изготовления
Объектами для творческой работы станут традиционные русские тряпичные куклы- куклы- закрутки, кукла- бессонница ,куклы – пеленашки , «крупенички», а так же различные обереговые куклы К новогодним праздникам и к Рождеству программой предусмотрено знакомство и изготовление русских народных игрушек.
Изготовление кукол интересно и ценно тем, что оно сохраняет и пропагандирует народные традиции, предлагает такое разнообразие моделей, что каждый найдёт себе работу по душе

Формы работы и методы реализации проекта

В зависимости от поставленных задач предполагается использование различных методов обучении(объяснительно – иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений и т. п.), чаще всего – в их гармоничном сочетании.
Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки – праздник кукол, благотворительные ярмарки
В реализации учебно–воспитательного процесса используются индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
В обучении детей, особенно в начальный период, большая роль отводится накоплению знаний и умений (технических, технологических, общеобразовательных, художественных)
Умение делать вещи своими руками приносит особое удовлетворение. От выбора материала и модели, до создания интересной поделки – всё будет доставлять ребёнку радость

. Проект рассчитан на1 год обучения. Возраст участников проекта 10 – 12 лет
Занятия проходят 1 час в неделю.

.
Ожидаемые результаты

Создание мини – музея «Кукольная страна»

Учащиеся приобретут знания по русской народной культуре
Научатся изготавливать русские тряпичные куклы
Работа над проектом расширит познавательную деятельность учащихся, научит ориентироваться в цветовых сочетаниях, цветовых нюансах, подборе и дизайне материалов
Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет обучающимся чувствовать себя увереннее в жизни
Календарно – тематическое планирование

№ п/п
Тема
Содержание
Кол-во часов
Дата








1
Введение (2ч)
Куклы в культуре и традициях народов России
2
2.09
9.09
2.09
9.09

2
История тряпичной куклы (4ч)
Календарные праздники. Типы и виды кукол
4
16.09
23.09
30.09
7.10
16.09
23.09
30.09
7.10

3
Культовые и обрядовые куклы (3ч.)
Кукла бессонница
Изготовление куклы . Практическая работа.
2
14.10
21.10
14.10
21.10



Куклы пеленашки, куклы кувадки. Практическая работа
1
28.10
28.10

4
Народные игрушки к праздникам
Новогодние игрушки
5
11.11
18.11
25.11
2.12
9.12
11.11
18.11
25.11
2.12
9.12



Рождественский ангел
2
16.12
23.12
16.12
23.12

5
Обереговые куклы
Кукла Зернушка
3
13.01
20.01
27.01
13.01
20.01
27.01



Кукла «день- ночь»
3
3.02
10.02
17.02
3.02
10.02
17.02



Кукла Отдарок – на - подарок
2
24.02
3.03
24.02
3.03



Куклы Неразлучники
2
10.03
17.03
10.03
17.03

6
Игровые куклы
Кукла - кормилка
2
31.03
7.04
31.03
7.04



Весенние куклы Мартинички

2
14.04
21.04
14.04
21.04



Игровые куклы-закрутки
4
28.04
5.05
12.05
19.05
28.04
5.05
12.05
19.05

7
Итоговое занятие
Выставка кукол
1
26.05
26.05





Информационно – методическое обеспечение.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. Министерство просвещения СССР , 1986
Декоративно – прикладное творчество.5-9 кл: Традиционные народные куклы./ авт.-сост.О.Я.Воробьева.-Волгоград:Учитель,2009
Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.- сост.Л.Н.Морозова.-Волгоград:Учитель,2007






.
































тематический план

Наименование разделов и тем
Срок

Русская народная кукла.

Тема 1. Что мы знаем о куклах?
сентябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.
сентябрь

Обереговые куклы


Тема 1. Кукла бессоница
Октябрь

Тема 2. Куклы-пеленашки, куклы кувадки
Октябрь

Тема 3..
Игрушки к праздникам
Ноябрь
декабрь

Новогодние игрушки
Ноябрь

Рождественский ангел
Ноябрь-декабрь




Обрядовые куклы


Тема 1. Зернушка (Крупеничка).
Январь

Тема 2. Отдарок-на-подарок.
Январь

Тема 3. Неразлучники.
Февраль

Тема 4. Кукла-десятиручка.
Февраль

Тема 5. «Рукодельницы».
Март



Игровые куклы.



Тема 1. Кукла-кормилка.
апрель

Тема 2. Кукла-закрутка
апрель

Тема 3. весенние куклы - мартинички
май

Итоговое мероприятие

Выставка кукол











Министерство образования иркутской области



15