Проект программы Русская тряпичная кукла


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»
Разработал:
Преподаватель ДПИ и НП
Митрохова Оксана Александровна,
I – квалификационной категории.
Барабинск 2014 г.
Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. В процессе разработки программы были рассмотрены: программа курса декоративно – прикладного направления «Традиционные народные куклы», авт.-сост. О. Я. Воробьева; программа «Русская тряпичная кукла» для детского творческого объединения, авт.-сост. С. В. Астраханцева.
Количество часов за год составляет 34часа. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст детей (15-18 лет).
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Пояснительная записка
Потребность общества в личности, творчески активной и свободномыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребенка.
Народная педагогика всегда уделяла много внимания подготовке детей к трудовой деятельности. Изготавливая игрушки сначала под руководством взрослых, а позже самостоятельно, ребенок приобщается к посильному труду, учится работать с различными материалами и инструментами.
Художественная традиция – изготовление кукол – представляет собой коллективное творчество этноса, его «вечно живую душу». Ее уничтожение приводит к утрате эстетических критериев, разрыву между поколениями и в итоге – к духовному кризису общества.
Программа «Русская тряпичная кукла» ставит своей целью познакомить учащихся с русской тряпичной куклой.
Задачи:
Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Обучить практическим навыкам работы с материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские.
Развивать у учащихся творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
Прививать любовь к обычаям предков;
Воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Уникальность и условия реализации программы
Уникальность занятий по изготовлениюкуклами в том, что будет интересно присутствовать и детям, и родителям и педагогам. А в семье учащиеся смогут давать свои «мастер – классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
Формирование столь разновозрастных групп позволяет воспитывать у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу.
Форма занятий и контроля
Практические занятия по данной программе чередуются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются технологические карты изготовления кукол. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме.
По типу управления учебным процессом используется в основном, система малых групп + консультант-руководитель. Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
В зависимости от поставленных задач предполагается использовать различные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений, и т.д.), чаще всего в их поисковом решении.
Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих народные праздники, выставки, фестивали.
В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном уроке.
В конце каждого блока проводятся однодневные выставки. Проводится защита работ учащихся.
В конце года организуется выставка - ярмарка выполненных работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов, гостей.
Методы обучения:
методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества).
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
•лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
•швейные нитки №40, пряжа;
•вата, отходы ватина, синтепона;
•тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
•ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.
Содержание программы:
1. Введение.
Безопасность труда. Цели и задачи курса.
История возникновения и развития куклы.
Типы и виды кукол у различных народов. Знакомство с планом работы и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).
2. Куклы - обереги (9ч).
2.1. Кукла - Пеленашка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.2.Кукла - Колокольчик
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.3 Кукла - Божье око.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3. Обрядовые куклы (11 ч).
3.1 Вепсская кукла.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3.2 Кукла - Купеничка.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3.3 Неразлучники.
Традиции русской народной свадьбы.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4. Игровые куклы (10 ч).
4.1 Кукла-зайчик на пальчик.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4.2 Сшивная кукла «На - Выхвалку».
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4.3 Кукла перевертыш «Девка- баба»
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
5. Выставка (1 ч).
6. Ярмарка (2 ч).
Сроки реализации программы: сентябрь 2014 –май 2015 гг.
Учебно-тематический план

п/п тема часы материалы
теория практика Введение (1ч)
1 История возникновения и развития куклы.
Типы и виды кукол у различных народов. 1 Презентация, иллюстративный материал, творческие работы
Куклы- обереги (9ч)
3 Кукла - Пеленашка. 0,5 1,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки.
4 Кукла – Колокольчик. 0,5 2,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки, колокольчик.
5 Кукла - Божье око. 0,5 3,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки
Обрядовые куклы (11 ч)
6 Вепсская кукла. 0,5 4,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки, мулине.
7 Кукла –Купеничка. 0,5 2,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель.
8 Неразлучники. 0,5 2,5
Презентации.
Технологические карты. Деревянные рейки (веточки) длиной 10 -12см. диаметром 1-2 см. Лоскуты х/б ткани белого и ярких цветов, нитки.
Игровые куклы (10 ч)
9 Кукла - зайчик на пальчик (закрутка). 0,5 1,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты х/б ткани белого и ярких цветов, нитки.
10 Сшивная кукла «На - Выхвалку» 0,5 4,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель.
11 Кукла перевертыш
«Девка-баба». 0,5 2,5 Презентации.
Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, тесьма.
12 Выставка. 1 Куклы.
13 Ярмарка. 2 Куклы.
Итог: 34 часа
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
•историю русской тряпичной куклы;
•общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
•правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Учащиеся должны уметь:
•выполнять требования безопасного труда;
•подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
•освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном общении благоприятной среды для самовыражения, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятия конкретным творческим делом должны вызвать интерес у окружающих, что будет способствовать более успешной социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Библиография:
Литература:
1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративного творчества: учебно – методическое пособие. – Ростов н / Д:
Феникс, 2006. – 347 с.: ил.
2. Воробьева О. Я. Декоративно – прикладное творчество. 5-9 класс: Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.
3.Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
4. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200.
5.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Интернет ресурсы:
5.Народная кукла http: //vedjena.gallery.ru.
6.Русские обрядовые куклы: http://club.osinka.ru.
7.Ручная Работа: http://handmade.idvz.ru.
8.Славянская доктрина: http://mirtesen.ru.