Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности Твори добро


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
434340268605Твори добро
00Твори добро

Внеклассное мероприятие
по духовно – нравственной направленности


Аннотация.
Цель: Дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.
Задачи:
1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие, любовь.
2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
3. Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Адресат: учащиеся 4 класса
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость. При духовно – нравственном воспитании младших школьников стало актуально формирование уровня знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированности моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.
Условия реализации:
классная комната, украшенная шарами;
плакат с эпиграфом;
буквы для составления слова;
плакат с пословицей о доброте;
карточки для игры «Собери пословицу»;
шапочки – костюмы для инсценировки;
репродукции картин Микеланджело;
фонограммы «Вальс» Ф. Шопена, «Твори добро» в исполнении Шуры,
«Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков)
цветы из бумаги;
мультимедийный проектор.
Содержание.
Разгадывая ребус, выразительно читая стихи, исполняя песни, работая с пословицами и литературными произведениями, знакомясь с жизнью знаменитых людей, слушая притчу и разбирая жизненные ситуации с положительными примерами, учащиеся формулируют моральные качества, которыми должен обладать добрый человек.
Ход внеклассного мероприятия:
На доске эпиграф:
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». (И.Грин).
Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А
Дети составляют слово – "Доброта".
Учитель: Тема нашего внеклассного мероприятия «Твори добро».
Ученик 1.
Слово это серьезное,Главное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийтиВновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли другихПозабыть не дает.И оно поважнее,Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец...
Дети: Доброта.
Звучит «Вальс» Ф.Шопена.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.
Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить.
Прочитайте эпиграф .
Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?
Ученик 2:
В «Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова» слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Ученик 3:
Где красота - там доброта.Их разлучить ничто не может.Любая светлая мечтаНа двух подруг всегда похожа.И нам без них не обойтисьНи светлым днем, ни днем дождливым.И если хочешь быть красивым,То добротою поделись!
Учитель: Люди бывают разные. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они хуже других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать хуже себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить.
Послушали короткую легенду о почтальоне и его старом плаще.
Ученик 4:
Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Ученик 5:
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице излечивали даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о егодобросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
Учитель: Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, – тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. Народная мудрость гласит:
«Доброго человека дела славят».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Игра «Собери пословицу».
У детей карточки красного и желтого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на желтых – концовка. Ребята должны найти себе пару, прочитать и объяснить смысл собранной пословицы.
кошке приятно.
а его добрые дела.
а худое само приспеет.
а злое калечит.
добра не делал никому.
пожнешь.
Доброе слово и
Не одежда красит человека,
Торопись на доброе дело,
Доброе слово лечит,
Худо тому, кто
Что посеешь, то и


Учитель: Послушайте, что великие люди говорили о добре.
Ученик 6:
Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)
Ученик 7:
Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)
Ученик 8:
Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)
Ученик 6:
Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)
Ученик 7:
Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)
Ученик 8:
Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)
Учитель: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.
Ученик 9:
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.И если когда-то кому-тоПоможет твоя доброта,Улыбка твоя,Ты счастлив, что деньНе напрасно был прожит,Что годы живешь ты не зря!
Исполнение песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков).
Инсценировка «Сказки про слона, про костер и про белую уточку»
Дональда Биссета.
Автор: Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.
Костер: Если дождь разойдется, я погиб!
Уточка: Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.
Костер: Постараюсь.
Слон: Не унывай, дружище, я на тебя подую!
Автор: Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.
Слон: Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.
Автор: Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.
Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка загрустила.
Слон: Что с тобой?
Уточка: Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.
Слон: Ну этому горю легко помочь.
Автор: Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.
Уточка: Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!
Автор: Слон снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.
Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал: «До свидания!» и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...
Учитель: Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?
А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?
Разыгрывание ситуаций:
«В холодную погоду»
Лиля в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Саши была курточка.
Как поступит Саша?
«В тесноте, да не в обиде»
Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Таня. Она хочет работать с ребятами вместе.
Как поступит Даниил?
«На лестнице»
Лена осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Тимур.
Как он поступит?
«По дороге в школу»
Вова заходит в школу, следом идёт Зарема с пакетом и рюкзаком.
Как поступит Вова?
Учитель: В жизни бывают разные люди. Одни, подобно засухе, не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.
Другие, подобны небольшому дождику, дают что-то некоторым, а другим – нет.
А третьи, подобно дождю, захватывают все кругом, дают еду, питье... кров и свет всем, будь то отшельники, несчастные, бедные, нищие.
Один из великих людей, душа которого была подобна такому дождю, это Микеланджело. Посмотрите на его прекрасные бессмертные творения и послушайте о его добрых делах.
Ученик 10:
Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.
Ученик 11:
В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению – великий грех", – пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.
Притча: «Сказание о милосердии».
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".
Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках ОРКСЭ мы узнали про девочку Женю, которая тоже помогла мальчику. Как называется это произведение?
(Валентин Катаев «Цветик-семицветик»). Кому и как девочка помогла?
Приведите примеры, подтверждающие, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека.
Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.
Звучит «Вальс» Шопена.
Под музыку дети помещают на лист бумаги цветки-качества.
Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,
Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.
Исполнение песни «Твори добро» (фонограмма в исполнении Шуры).
Учитель: Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут! Много славных дел ждет вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
«Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
«Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
«Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова»
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
http://www.profistart.ru/ps/blog/23159.htmlhttp://mail.booksbooksbooks.ru/download/Irving_Magomet.pdfhttp://www.bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/19.htmhttp://www.teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/d_bisset/slon_koster_utochka2.htm