Классный час Огонь мой друг, мой враг


Гилина Людмила Васильевна
Учитель начальных классов
Классный час
 «Огонь мой друг, мой враг»
Цель: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.
Задачи:
- знать правила противопожарной безопасности;
- развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества; воспитывать волевые качества, доброе отношение к окружающим и друг к другу, чувство патриотизма, профессиональное ориентирование.
Оборудование: презентация, пословицы для работы в группах,  ребусы, памятка “Правила поведения при пожаре”.
Ход классного часа:
Введение в тему.
Учитель. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
Слайды 3 - 14.
- Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь.
Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы.
- Ребята как вы думаете, что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (на доске)
Слайды 15-22 (пожар) (огонь мой друг мой враг)
Выбрать среди карточек со словами, слова которые являются причиной пожара, прикрепить на доску
 - Назовите причины возникновения пожаров.
 сигареты, спички, костры, плита, горящий мусор, двор, камин, электрический огонь (розетки), битое стекло в качестве линзы, фейерверки, молнии, электроприборы Слайды 8-18 (правила пожарной безопасности)
- Огонь должен быть контролируемым, и тогда пожар можно предотвратить. Огонь, который выходит из-под контроля и есть пожар, который наносит серьезный вред собственности, здоровью людей и природе.
 - Когда говорят о контролировании огня, необходимо определить, какой вид горючего материала используется в данном случае. Это важно, так как различные виды топлива требуют различных способов тушения. Топливо обычно разделяют на три группы.
 - У вас на столах лежат карточки со словами, разделите эти слова на три группы по видам топлива:
Телевизоры, дерево, бумага, газ, одежда, керосин, масло, резина, провода, электротовары, пластик, розетки, ацетон, жир, бытовая техника, мусор.Правильный ответ:
 Группа 1 – дерево, бумага, одежда, резина, пластик, мусор.
 Группа 2 – газ, керосин, масло, ацетон, жир.
 Группа 3 – электротовары, провода, розетки, бытовая техника, телевизоры, компьютеры и т.д.
А чем лучше тушить возникший пожар?
 - Лучшими средствами для тушения пожаров являются: вода, песок, пищевая сода.
 - Выберите для каждой группы свои средства тушения.
Правильный ответ:
 Для группы 1 – вода, песок.
 Для группы 2, 3 – пищевая сода, песок.
 - Многофункциональный огнетушитель может тушить все пожары.
- А кто знает, что такое предотвращение пожара? (ответы детей)
 - Предотвращение пожара – это действия, предпринимаемые для того, чтобы пожар не возник.
 - Итак, если пожар возник? Что надо делать? Куда звонить?
Слайд – 23 (огонь мой друг мой враг)
Немного о пожарных Слайды 24-41(огонь мой друг мой враг)
- Правила которые помогут избежать несчастья
Слайды 29-31(правила пожарной безопасности)
Работа в группах.
Как вы понимаете пословицы? 
Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Огонь маслом заливать – лишь огня добавлять. Огонь воды боится.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Отгадайте ребусы

Конкурс 1. «Доскажи словечко» (читают дети)
Упал на пол уголек, деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой, а залей его…(водой)
Раскалился если вдруг электрический утюг,
Что должны вы делать детки?  Вынуть вилку из … (розетки)
Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.
Дети, помните о том, что нельзя шутить с … (огнем)
Конкурс 2.  Из какого произведения взяты следующие строки? (читают дети)
Слайд 23-27
(К. Чуковский «Путаница»)
Игра «Топай – хлопай!» (хлопаем в ладоши, если разрешается делать детям в отсутствии родителей, и топаем ногами, если этого делать нельзя)
Играть со спичками;
Рисовать;
Жечь бумагу;
Включить телевизор и отправиться на прогулку;
Играть в куклы;
Включать плиту;
Поставить разогревать завтрак и уйти гулять;
 Ремонтировать испорченный чайник;
Вместе с мамой утюжить белье;
 Пользоваться ножом;
Играть с легковоспламеняющимися предметами;
Оставлять без присмотра газовую плиту;
Включать и пользоваться утюгом.
Тест Слайд 39-43(правила пожарной безопасности)
Подведение итогов классного часа.
Вручение памятки пожарной безопасности.
Помните:    Нам без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает, словно флаг.
Нам огонь хороший нужен и за то ему почет,
Что ребятам греет ужин. Режет сталь и хлеб печет.
                                                    Злой огонь – огонь пожара,
                                                    Злой огонь – огонь войны!
                                                   От безжалостного жара дни темны.
                                                   Жители земного шара, граждане любой страны,
                                                   Злой огонь тушить должны!
ПАМЯТКА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАНОСТИ.
(вручается каждому ученику)
Запомните,  дети,   правила эти:
Возле дома и сарая разжигать костер не смей!
     Может быть беда большая ля построек и людей.
 Не суши белье над газом – все сгорит единым разом!
Младшим братьям и сестричкам старшие говорят:
    «Крепко помните, что спички – не игрушка для ребят!»
Ты о пожаре услыхал – скорей об этом дай сигнал!
Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом.
Когда без присмотра оставлена печь –
    Один уголек целый дом может сжечь.
Костер вы бросили в лесу – и вот несчастье на носу.
Пусть помнит каждый гражданин – пожарный номер – ноль – один.