Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в обучении


Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно – деятельностного подхода в обучении
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Однако результаты при выполнении заданий на применение знаний в жизненных ситуациях, были низкими. Необходимыми стали не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Поэтому в основе Государственного стандарта образования на 2015 – 2017 гг. ( приложение № 324 от 17. 07. 2015) лежит системно – деятельностный подход в обучении. Он предполагает собой организацию учебного процесса, в котором главное место отводится самостоятельной познавательной деятельности школьника. Одним из основных положений технологии деятельностного метода обучения является совместная учебно- познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Учащиеся открывают новое знание, а не получают его в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, которые предполагают исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Каковы основные положения технологии проблемного обучения?
Ребёнок повторяет путь человечества в познании
Ребёнок усваивает материал для удовлетворения потребностей в знаниях
В структуре проблемного урока выделяют такие этапы:
Постановка проблемы (Мотивация);
Поиск решения (Исследование: работа в малых группах);
Выражение решения (Обмен информации, её классификация),
Реализация решения (Применение полученных знаний),
Подведение итогов (Рефлексия).
Как видно из структуры проблемного урока на этапе мотивации перед учащимися ставится проблема.
Проблема – это такой вид вопроса, ответ на который не находится благодаря имеющимся знаниям, а требует дополнительных практических действий и информационного поиска.
На основе имеющейся проблемы и создаются проблемные ситуации в учебном процессе младших школьников.
На этапе мотивации учебной деятельности проблемного урока можно применять такие методы создания проблемных ситуаций
Одновременное предъявление учащимся противоречивых фактов, теорий, мнения. Например, на с. 8 в учебнике «окружающий мир» 1 часть для 2 класса при изучении темы «Город и село» детям предлагается рассмотреть изображения города и села. Задаётся вопрос « Что интересного заметили?». Выслушав ответы, я побуждала их к проблеме: «Какой возникает вопрос?» Ученики сами пытались его озвучить: «Какие особенности города и села?». Вопрос записывается на доске.
Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Например, работая в этом году на уроке литературного чтения над басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», я попыталась создать проблемную ситуацию (С. 106 - 107, литературное чтение). Прочитав его, я предложила определить жанр этого произведения. Когда прозвучало 2 мнения, мы совместно пришли к выводу, что будем обсуждать вопрос: «Какой жанр произведения И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Вопрос записали на доске.
Обнажить житейское представление учащихся на ошибку, представить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Например, при изучении на русском языке темы «Правописание безударных гласных в корне слова» детям было предложено практическое задание на ошибку (Я диктовала им слова, а они записывали их на листочках , а сама я их писала за доской). В качестве предъявления научного факта я показала написанное мною. Затем я побудила детей к осознанию: «А как же надо писать на самом деле?», а потом уже к проблеме: «Так какая же тема урока?» - «Правописание безударных гласных в корне слова»
Дать практическое задание, невыполнимое вообще. Например, при изучении на уроке математики действия умножения учащимся предлагается решить ряд заданий на вычисление одинаковых слагаемых : 2 +2+2+2=8, затем даётся задача, невыполнимая второклассниками вообще:
«На одну рубашку пришивают 4 пуговицы, а на 723 рубашки сколько пуговиц пришьют?» Звучит задание – написать выражение к решению этой задачи. Но дети сталкиваются с трудностью. Слишком длинная запись. Учащимся предлагается придумать короткую запись
Дать практическое задание, несходное с предыдущим. Детям 2 класса на уроке математики предлагается решить примеры:
24 + 32 73 + 19
73 + 16
61 + 26
При их решении они делают вывод, что первые 3 примера легко решить, так как они без перехода через десяток, а вот четвёртый пример они не знают , как решать. Выдвигается тема урока: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»
О приёмах создания проблемных ситуаций можно подробно почитать в книге «Енциклопедія педагогічних технологій та інновацій» под. редакцией Н. П. Наволоковой
В качестве приёмов создания проблемных ситуаций можно назвать классические и сокращённые. К классическим приёмам относят проблемную ситуацию с удивлением и с затруднением. А к сокращённым:
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Подводящий к проблеме диалог
Подводящий от проблемы диалог
Сообщение темы с приёмом для её принятия
Хотелось бы сказать об оценивании на проблемных уроках. Создание проблемных ситуаций чаще всего применяется на уроках ознакомления с новым материалом. Поэтому компонент оценивания должен иметь форму общих рекомендаций, направленных на констатацию успеха обучающихся, должен стимулировать усилия учащихся к самооценке, саморегуляции и самообразованию. На своих подобных уроках я применяю оценочные листы. Каждый вид деятельности учащийся оценивает самостоятельно. А потом в конце в игровой форме делает вывод о своих успехах, конечная оценка результата, которую обычно выносит учитель, дает ребенку возможность самому определить качество и успешность своего продвижения.
У проблемных уроков есть свои недостатки и достоинства.
Недостатки проблемных ситуаций в следующем:
Иногда не всем детям можно предлагать проблемные ситуации
Проблемный урок резко сокращает объём классной работы
Поговорим о достоинствах проблемных ситуаций:
«Учение с увлечением, которое обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, не вызывая при этом перегрузок
Ребёнок не боится проблем, а стремится их решить
Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят
Дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в понимании детьми, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребѐнка.
А закончить свой выступление я хочу следующими словами Амонашвили: «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». А мотивация к обучению возможна при помощи создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.