Рабочая программа элективного курса Родной язык, давай с тобой дружить


Родной язык, давай с тобой дружить!
Элективный курс по русскому языку
9 класс
Учитель: Редкозубова Любовь Ивановна
2015год

Пояснительная записка
Под культурой общения понимается «владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, … обеспечивающих необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации». (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997)Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Содержание программы элективного курса способствует:
воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
обогащению нравственного опыта и расширению эстетического кругозора;
развитию образного и аналитического мышления, устной и письменной речи учащихся; высокой культуры поведения и речевого общения;
освоению текстов различных жанров в единстве формы и содержания;
созданию общего представления о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствованию аналитических умений сравнительно-сопоставительного анализа и различного вида рефлексии; использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
активизации речевой деятельности учащихся; восполнению пробела в школьном и семейном воспитании, который проявляется в низкой речевой культуре, и помогает молодому человеку в дальнейшей самореализации за порогом школы.
ЦЕЛЬ КУРСА:
создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции через овладение речевым этикетом, для формирования культуры речевого общения.
Задачи курса:
развивать умение слушать, понимать и анализировать чужую речь;
формировать навыки успешного, эффективного речевого общения с учётом речевых ситуаций;
учить осознанному владению литературными нормами устной речи;
знакомить с приёмами эмоционального воздействия на слушателя.
Планируемые результаты курса
Учащиеся, успешно окончившие курс, будут
свободно вступать в речевой контакт в различных сферах общения, преодолевая внутренние психологические барьеры;
ориентироваться в речевой ситуации, определять тактику речевого общения;
стремиться к приобретению навыков культурного общения, умелого владения не только речью, но и мимикой, жестами.
Критерием успешности планируемого курса послужит интерес учащихся к наблюдению и постоянному анализу окружающего речевого пространства, саморефлексия и повышенная ответственность за свою речь.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку для 9 класса «Родной язык, давай с тобой дружить!»
№ урока Наименование темы
Кол-во часов Дата проведения Использование ТСО
1-2 Речевой этикет. Назначение речевого этикета 2 3 Специфика русского речевого этикета 1 4 Обращения в русском речевом этикете 1 5 Речевой этикет и вежливость 1 6-7 Формулы речевого этикета 2 8 Техника реализации этикетных формул 1 9 Что мы делаем, когда говорим: Благодарю вас? 1 10 Речевое поведение 1 11 Социальные роли говорящих1 12 Взаимодействие речевого и поведенческого этикета 1 13 Речевые дистанции и табу 1 14 Комплименты. Культура критики в речевом общении 1 15 Давайте говорить друг другу комплименты 1 16 Невербальные средства общения 1 17 Игра по речевому этикету 1 18 Заключительный урок 1