Язык мой, давай с тобой дружить!


Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
учителя русского языка и литературы 1 категории МОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области
Гореловой Веры Васильевны
«Язык мой, давай с тобой дружить!».
Образовательные и воспитательные цели мероприятия:
-работа по культуре речи, исправление речевых недочётов;
-знакомство с историей русского языка;
-помочь увидеть красоту, выразительность и гармоничность русского языка;
-прививать любовь к русскому языку,;-патриотическое воспитание учащихся.
Оформление: интерактивная доска, презентация, фразеологические словари, плакаты.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя.
(Приветствие ребят и гостей.)
Задача мероприятия заключается в том, чтобы, используя технологию групповой работы, достичь поставленных целей.
Устный журнал состоит из 5 разделов. Каждая группа учащихся ответственна за одну страницу устного журнала. Будет использована бригадно-групповая форма работы. Учитель- редактор устного журнала.
2. ( Слайд 1.) Итак, открываем наш журнал.
(Слайд 2.)1 страница- «Говорит, словно реченька журчит».
Цель 1 страницы-выработка у учащихся культуры речи, исправление речевых недочётов и постановка правильного произношения.
-Инсценировка учащихся:
-Ты сегодня собирался в кино?
-Ага!
-А билет ещё не купил?
-Ага.
-Будешь покупать- купи и мне.
-Ага.
-Зайти за тобой?
-Ага.
-Как вам нравится такая речь? Попробуем исправить диалог. Приглашаем ученика из зрителей, чтобы провёл диалог. Обязательное условие- употребление формул речевого этикета.(Здравствуй, привет, пожалуйста, будь добр, спасибо и т.д.)
3.Появляется красиво одетая девочка, оглядывается, разводит руками и наконец обращается к зрителям:
-Не видели ли вы здесь одну вещь? Ах, без неё я не попаду в свою страну. Ах, помогите мне, пожалуйста. Мои спутники сейчас вам скажут, из каких звуков состоит её название. Если вы правильно отгадаете, то я смогу пригласить вас к себе в гости.
Выходят 4 ученика и по очереди называются:( держат листы с буквами на обороте)
1-Я согласный, твёрдый, глухой, шумный, заднеязычный.
2-Я согласный, мягкий, сонорный, переднеязычный, зубной.
3-Я гласный, верхнего подъёма, заднего ряда, лабиализованный.
4-Я согласный, шумный, глухой, мягкий, переднеязычный, аффриката.
-Вы, конечно, догадались, что это слово «ключ».
А я –хозяйка страны Орфоэпии. Приглашаю всех в гости. Если вы внимательно прослушаете стихотворение С.Я.Маршака, то сможете сказать, кто живёт в моей стране. Эти жители отличаются друг от друга. А чем, интересно?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных- прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
- Ответьте на несколько моих вопросов.
Как называются такие пары слов, как ( демонстрация слайда 3.)
2.В каких из слов можно так ставить ударение (и это не считается ошибкой), а в каких ударение поставлено неверно?
(Слайд 4.) Сколько слов записано? Как называются такие слова? (Омографы.)
Скажите, действительно ли нужна дочке мамина шляпка?(С радостью и недовольством показать.)
Мама. Доченька, не могу найти свою новую шляпку. Ты не брала?
Дочка. Нужна она мне!
5.Отгадайте логогрифы. (Логогриф- загадка, в которой новое слово получается путём добавления или отбрасывания одной буквы.)
1)Круглый год идёт веселье:
Летом мчатся карусели,
Лыжи- снежною зимой.
Приходи сюда, друг мой!
«К» убрав, не пожалеешь,
Расставаться не спеши.
Косточки свои погреешь
В русской баньке от души. (Парк/пар.)
2) Сначала я, а после-гол!
Отличный выдался футбол!
Без буквы «У» не хуже.
Наш футболист не тужит. (Удар/дар)
3)Был бы голоден один,
Так не страшно, что ж такого.
«А» прибавим- поглядим,
Как управится наш повар. (Рот/рота.)
Орфоэпия отмечает активных учеников и уходит.
3. Учитель. А мы открываем 2 страницу ( демонстрация слайда 5.)- «Юс малый и юс большой». Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита. Ну, две-то из него вы знаете наверняка. Какие? Объясните несколько выражений, как они связаны с древнерусским алфавитом.
(Учить аз да буки – школяру муки. Аз, буки и веди страшат, как медведи.)
-Выходит сказитель и рассказывает о кириллице. (Слайд 6.)
Выходит ученик и предлагает:
-Давайте познакомимся с другими выражениями в которых употребляются названия букв кириллицы. Нам помогут фразеологические словари. Кто найдёт первым ответ?
-«Аз да буки избавят от муки». «От аза до ижицы».
-Выбегает на сцену Почемучка:
-
-Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, значит, я доберусь домой вовремя.
1.Я-мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А ещё несколько таких слов назовёте? (Слова общего рода: плакса, неряха, недотёпа, невежа, соня, разиня, грязнуля и т.д.)2. Почему в слове КОСМОНАВТ вторая часть—навт, ведь по-гречески это означает «мореплаватель», «плаватель»?
3.Что мешает образовать существительные женского рода при помощи суффикса –к- от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот?
4.Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с «увеличительными»- башмачище, ручиша. Что мешает образовать слова с суффиксами –ик, -ок от слов ГИГАНТ, ВЕЛИКАН, МОНУМЕНТ, а с суффиксами –ищ—от слов КАРЛИК, ГНОМ, ЛИЛЛИПУТ?
5.Кто вспомнит больше слов, которые начинаются сразу с четырёх согласных? (Всплеск, взгляд, встреча…)
6. Догадайтесь, какое слово я задумал: в нём такая же приставка, как в слове подмосковный, корень тот же, что в слове берёзонька, а суффиксы такие же, как в слове грузовик. (Подберёзовик.)
7. Родственны ли такие слова: переносица и непереносимый, пот и потолок, гора и загородка, приложение и предложение?(Почемучка благодарит и уходит.)
Учитель А мы продолжаем наше путешествие по страницам нашего журнала и открываем следующую (слайд 7) –«Послушаешь мудрого- сам ума наберёшься».
Разыгрывается сценка «Язык».
Автор. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу:
Ксанф. Приготовь самое лучшее.
Автор.Эзоп купил только языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф. Почему ты подаёшь только языки?
Эзоп. Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Автор. Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и гостям. В другой раз Ксанф распорядился:
Ксанф. Купи к обеду самое худшее.
Автор. Эзоп купил опять языки.
Эзоп. Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Автор. Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.
Учитель. –Скажите, на каком языковом явлении Эзоп построил свои рассуждения?
-Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?
-Какими свойствами языка вы пользуетесь больше: хорошими или плохими?
-А сейчас мы окажемся на Востоке. Проявите смекалку.
(Слайд 8)
Совет муллы.
Обещание купца.
–Итак, мы убедились, что даже маленькая запятая может иметь огромное значение.
-Учитель. А.Н.Толстой говорил о русском языке:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью». Давайте подтвердим высказывание и споём несколько русских народных песен, продолжим пословицы и поговорки.
(Конкурс русской народной песни.)
(Конкурс-продолжи пословицу.)
Весна красна цветами,…
Весною час упустишь,…
Лето припасает,
Осень прикажет,…
Декабрь год кончает,…
В зимний холод…
Учитель. Открываем следующую страницу- и сразу загадка.(Слайд 9)
1.Разыгрывается сценка «Старик и боец»
Боец. Здравствуй, отец!
Отец. Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с лыбого конца это слово читай-всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь-слева направо читай, жочешь-наоборот: всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева-всё одинаково. Вот и разгадай. (Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.)
Дед и солдат задают шуточные вопросы.
1.Что стоит посередине земли?(Буква М.)
2. В каком слове буква Я встречается семь раз?(Семь-я.)
3.В каком слове сорок гласных? (Сорок-а.)
4. В каких словах по сто согласных? (Сто-л, сто-н, сто-г, сто-п и т.д.05.Какие два местоимения мешают транспоргу? (Я-мы.)
6.Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
7.В сказках часто говорится о лазоревом цветке, а какого он цвета?
(Уходят.)
(Слайд 10.)А сейчас разгадаем метаграммы (путём замены одной буквы на другую получаем новое слово). (Задания на слайде.)
Учитель. Шарады –разновидность загадок. Загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово.
На первом стоит часовой.
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь- и кончен твой день трудовой. (Пост-ель.)
Первое-нота, второе-тоже,
А целое не горох, но похоже. (Фа-соль.03Первый слог-китайский напиток,
Второй-название буквы,
А целое-птица. (Чай-ка.)
4.Мой первый слог- на дереве,
Второй мой слог- союз.
А в целом я – материя
И на костюм гожусь .(Сук-но.)
(Слайд 11.)
Учитель. Завершает наш устный журнал его последняя страница «А знаете ли вы…»
О значении выражений расскажут наши корреспонденты. (Альфа и омега, ходить фертом, красная строка, на лбу написано.)
(Слайд 12.) Знаете ли вы, что стихотворение И.С.Тургенева во время Великой Отечественной войны принимало участие в борьбе с фашизмом?
Это было так. К коменданту оккупированного Орла зашла молоденькая девушка, учительница русского языка и литературы. Она просила разрешить открыть музей И.С.Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнату.
И вот музей открыт. Посетителей много. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало: что же воодушевляет людей, вселяет в них уверенность? Комендант решил сам посмотреть. Вошёл в музей и всё понял. Первое, что видел каждый, входящий в музей-комнату, были слова : «Во дни сомнений…» ( Чтение стихотворения со слайда.)
8.Учитель. С поставленными задачами ребята справились. А для вас было полезно узнать о русском языке ? Было увлекательнои поучительно. Наш язык- наше достояние. Давайте с ним дружить.
(Открывается слайд 13 со стихотворением.)
Наш язык.
К нам пришёл он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не смеем золото его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.( С. Сергеев-Ценский.)