Устный журнал Книга — наш лучший друг


УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ».
Оформление: 1) Выставка книг для детей и юношества;
2) Макет раскрытой книги со словами:
«Великая польза бывает от книжного учения. Книги - реки,
наполняющие Вселенную мудростью. В книгах – несчётная глубина,
ими мы в печали утешаемся» (Повесть временных лет)

3) Плакаты «Чтение - вот лучшее учение» (А.С.Пушкин)
«Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М.Горький)

СТРАНИЦА 1-АЯ: «КАК ПОЯВИЛАСЬ КНИГА»
Ученик 1
7 чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский Мавзолей и маяк Александрии.
Но есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда под рукой, и, как настоящий друг, посоветует, поможет и научит. Это – КНИГА. А знаете, какой была её прапрабабушка? Давайте послушаем историю о её рождении.

Ученик 2
Книги живут уже много тысяч лет, но они не всегда были такими, какими вы привыкли их видеть. В древности у людей возникла необходимость передавать какую-либо информацию, и пока ещё не был изобретён алфавит, они делали наскальные рисунки. Изображение нескольких антилоп, например, могло обозначать «здесь хорошая охота», следы ног обозначали глагол «идти». Новая проблема была в том, что разные люди могли понять смысл по - разному. И люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком. Так появились иероглифы.
Самые древние письмена дошли до нас на глиняных табличках. С помощью заострённых палочек люди выдавливали на ещё сырой глине знаки. Для лучшей сохранности таблички обжигали в печах. Такой набор табличек можно было считать первыми книгами.
Ученик 3
А древние египтяне научились изготавливать что-то вроде грубой бумаги из тростника, которая называлась папирусом. Листы склеивались в длинные полосы и наматывались на цилиндры, изготовленные из дерева. Писали при помощи чернил из сажи. Но поскольку писать на свёртках было неудобно, стали записывать на отдельных листах, которые собирались вместе, составляя что-то вроде книги. Пробовали писать и на берёзовой коре. А первый алфавит люди изобрели около 3500 лет назад.

Ученик 4
В древности книги переписывались от руки, и занимались этим переписчики. Роль ручки выполняло гусиное перо. Первую букву абзаца рисовали красной краской - отсюда и пошло выражение «писать с красной строки». Не один год уходил на создание такой книги. Листы сшивали и одевали в деревянный переплёт, обтянутый кожей, украшали драгоценными камнями, делали золотые застёжки. Можно представить, как дорого стоила такая книга, и как их было мало.

1
Ученик 5
И вот в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические буквы, из которых набирал текст, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге. Книгопечатание быстро охватило всю Европу. А первую печатную типографию в Москве открыл Иван Фёдоров.
Много веков прошло, прежде чем книга приобрела привычный для нас вид. Чтобы родилась книга, нужен труд лесорубов, писателей, художников, редакторов, печатников. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой и интересной.
Ученик 6
Книга сопровождает человека от самого рождения до последнего часа жизни. И не просто сопровождает, а учит, воспитывает, образовывает, открывает перед нами все сложности и всё многообразие окружающего мира, помогает понять его законы. Книга обогащает нашу духовную жизнь, формирует идеалы, воспитывает гражданские чувства. Не случайно книги всегда высоко ценились людьми. Сколько прекрасных и благородных слов сказано о ней.

Ученик 7
Вот как сказал о книге известный русский писатель Александр Иванович Герцен: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге. Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизировались все учения, выдающиеся умы и все страсти… в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется историей».

Ученик 8
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ученик 9
Ты полюби её, как любишь мать,
Всежаждущим умом, большой душою,
Она поможет мир тебе узнать,
Она пред взором многое откроет.
Ученик 10
Ты чти её! Когда полки врага
Громили города и поселенья,
Он на кострах с героями сжигал
Правдивые и мудрые творенья.

Ученик 8
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный!

(Алио Мирцхулава Перевод с грузинского В.Дёмушкина) 2
СТРАНИЦА 2-АЯ: «КНИГА – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Учитель
Книги – это поистине кладезь мудрости всего человечества. Из них мы узнаём не только об исторических событиях. В них содержится информация обо всех областях жизни людей за многие века: о великих научных и географических открытиях, о культуре, обычаях и традициях различных народов нашей планеты, о спорте, о космосе и многом-многом другом. И есть такие умные книги, из которых можно узнать сразу обо всём. Догадайтесь, что это за книги? Конечно, это словари. На нашем уроке сегодня собралась целая команда словарей. Встречайте их.
Выходит команда из 6 словарей. Командир – энциклопедический словарь –
произносит: «Мы – словари». Команда отвечает хором: «Хочешь быть в сто раз
умней – вступай в команду словарей!»
Энциклопедический словарь
Я - энциклопедический словарь, самый умный. Я знаю всё и обо всём, от А до Я.
Я – самый младший, однотомный, но у меня много братьев, и самый старший –
Словарь Брокгауза и Эфрона – в нём 86 томов.
Толковый словарь
А я – самый толковый. Растолкую вам каждое слово русского языка. Меня составил
Владимир Иванович Даль. Сейчас во мне 200 000 слов.
Словарь иностранных слов
Ну а я – полиглот, не только по-русски умею говорить. Я – словарь иностранных слов, расскажу про термины и другие заимствования из иностранных языков.
Орфографический словарь
А я – самый грамотный. Если хочешь писать без ошибок, подружись со мной. Я – орфографический словарь.
Детская энциклопедия
А детям интереснее всего со мной. Посмотрите, какая я красивая. Я – детская иллюстрированная энциклопедия. Расскажу обо всём, а иллюстрации какие – глаз не оторвать!
Кулинарная энциклопедия
Глазам приятно – это точно, а на вкус? Так, ничего особенного. А я – самая вкусная энциклопедия – кулинарная. Прочитай, приготовь – язык проглотишь!
Энциклопедический словарь
Ну всё-всё, хватит спорить. Все мы - нужные, полезные, умные книги. А сколько ещё словарей и справочников появилось за последнее время – и не сосчитать.
Толковый словарь
Ну, например?
Словарь иностранных слов
Полная энциклопедия народной медицины
Орфографический словарь
Новейшая энциклопедия персонального компьютера
3
Детская энциклопедия
Энциклопедия юного учёного
Кулинарная энциклопедия
Энциклопедия «Великие музеи мира». Даже энциклопедия курьёзов есть. Ну, продолжать?
Толковый словарь
Да, нет. Не нужно. Действительно, не сосчитать.
Словарь иностранных слов
И где же все их взять?
Орфографический словарь
Как где? В книжном магазине.
Детская энциклопедия
А денег- то хватит?
Энциклопедический словарь
Вряд ли. Лучше приходите в библиотеку. Там нас много, и все мы – для вас, дорогие читатели. Мы все - СЛОВАРИ.
СТРАНИЦА 3-Я: «ЧТО ТАКОЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА?»
(Выступление учителя русского языка или классного руководителя о том, что мы вкладываем в понятие «читательская культура»).
Очень часто можно услышать выражение – «культура чтения» или «читательская культура». Как вы думаете, что это такое? Что вкладывается в это понятие?
(Дети высказывают свою точку зрения.)
Порой можно услышать совершенно неожиданные ответы на эти вопросы. Одна девочка сказала так: «Соблюдать культуру чтения – это значит не читать лёжа, за едой, в транспорте, на пляже… Это значит читать, как положено – сидя за столом».
Второе мнение было таким: «Культура чтения проявляется в том, что ты не пачкаешь книги, бережно относишься к ним, не загибаешь листы». И лишь третий ученик возразил: «Нет, культура чтения проявляется в выборе книг. Хорошие книги читаешь, - значит, ты культурный читатель. Плохие – значит, некультурный…»
Понятие «культура чтения» неотделимо от таких характеристик человека, как его мировоззрение, убеждения, уровень культуры в целом, его воспитанность и образованность. В культуре чтения отражается духовное богатство человека, разнообразие и гармоничное единство его внутреннего мира.
Под культурой чтения мы прежде всего понимаем высокую требовательность читателя к выбору книг. Она также предполагает глубокое проникновение в текст: высокую степень понимания не только самого текста, но и основных идей автора, его нравственной позиции. Глубокое чтение позволяет нам по-настоящему усвоить содержание книги.
Культура чтения предполагает чтение постоянное и систематическое. Нельзя причислить к культурному читателю человека, который по полгода не берёт книгу в руки.
Таким образом, культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и как и сколько читать.
Несомненный признак высокой культуры чтения – умение собирать и систематизировать материал, использовать его, делать выписки и различные записи в процессе работы над книгой, составлять конспекты, тезисы и т.д. Хороший читатель сумеет отыскать в прочитанном главное, осмыслить его, сформулировать и обосновать свои мысли, защитить их.
Что представляет собой читатель низкого уровня? Он не вникает в суть произведения,
4
торопится, пропускает целые страницы текста, стараясь поскорее заглянуть в конец книги. Его больше всего интересует действие, сюжет. Он равнодушен к авторским размышлениям, отступлениям и, как правило, эти куски пропускает.
Не случайно ваш учитель литературы, давая вам задание на лето, просит вас не только прочитать книги из предлагаемого списка, но и сделать выписки из каждого произведения – портреты персонажей, описания природы, понравившиеся места и даже сделать иллюстрации каких-либо эпизодов. Она хочет приохотить вас к чтению и воспитать в вас ту «культуру чтения», о которой мы сегодня говорим. Книги ждут от нас высокого проявления человеческих чувств, интереса, понимания и любви.
(После выступления проводится анкетирование учащихся и предлагается Памятка о правилах чтения.)
Анкетирование для учащихся:
Как ты считаешь, может ли человек прожить без книги?
Нравится ли тебе читать книги?
Какие книги ты читаешь с удовольствием?
Нравится ли тебе получать книги в подарок?
Какую книгу ты читаешь сейчас?
Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
У вас дома много книг?
Как часто ты берёшь книги в библиотеке?
Какая твоя самая любимая книга?
10)Твои родители много читают?
Памятка «Правила чтения для учащихся»:
1) Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.
2) Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
3) Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4) Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.
5)Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.
6) Если книга тебя увлекла, и ты хочешь почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.
7) Обращай внимание на поступки героев, анализируй их, делай для себя выводы. Учись у героев книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8) Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Люди, которые будут читать эту книгу после тебя, должны взять её в руки чистой и опрятной.
9) Делись с друзьями информацией об интересных книгах.
10) Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя, или по собственному желанию.
5
СТРАНИЦА 4-АЯ:
ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?»

Назовите автора, произведение и персонажа:
1.Алан Милн «Винни- Пух и все-все-все»
Как-то днём известный своим друзьям, а значит теперь и вам, он не спеша прогуливался по Лесу с довольно важным видом, ворча себе под нос новую песенку. Ему было чем гордиться – ведь эту песенку он сочинил сам только сегодня утром, занимаясь, как обычно, утренней гимнастикой перед зеркалом. Надо вам сказать, что он очень хотел похудеть и поэтому старательно занимался гимнастикой. Он поднимался на носки, вытягивался изо всех сил и в это время пел так : «Тара-тара-тара-ра! Трам-пам-пам-тирирам-пам-па!» (Винни-Пух)
2.Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Он присел на краешек скамьи. Девочка вздёрнула нос и отдвинулась. Все кругом шептались, перемигивались, подталкивали друг друга, но он сидел смирно, облокотившись на длинную низкую парту, и, по-видимому, прилежно читал. На него перестали обращать внимание, класс опять наполнился унылым гудением. Мало – помалу мальчик начал исподтишка поглядывать на соседку. Та заметила, надула губки и на целую минуту отвернулась. Когда же она глянула украдкой в его сторону, перед ней лежал персик. (Том Сойер, Бекки Тетчер)
3.Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»
Матросы называли его Окороком. – Наш Окорок не простой человек,- говорил мне 2-ой боцман.- В молодости он был школяром, и, если захочет, может разговаривать, как книга. А какой он храбрый! Лев перед ним ничто. Вся команда относилась к нему с уважением и даже подчинялась его приказаниям. С каждым он умел поговорить, каждому умел угодить. Стоило посмотреть, как он, привязав костыль к шее и упираясь им в стену, покачиваясь с каждым движеньем корабля, стряпал, словно находился на твёрдой земле. Посуда у него всегда была аккуратно развешана и вычищена до блеска. В углу, в клетке, сидел попугай. (Джон Сильвер)
4.Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Он подходил ко мне всё ближе и ближе. Через каждые 10 шагов он падал на колени. Очевидно, он хотел выразить мне благодарность за то, что я спас ему жизнь. Я ласково улыбался ему и с самым приветливым видом продолжал манить его рукой. Наконец дикарь подошёл совсем близко. Он снова упал на колени, поцеловал землю, прижался к ней лбом и, приподняв мою ногу, поставил её себе на голову. Это должно было означать, по-видимому, что он клянётся быть моим рабом до последнего дня своей жизни. С того дня я начал учить его необходимым словам. Прежде всего я сообщил ему, что буду называть его ---------, в память того дня, когда спас ему жизнь. ( Пятница)
5.Памела Треверс «Мэри Поппинс»
Хотя неизвестный предмет, снижавшийся вместо змея на бечёвке, парил ещё выше самых высоких деревьев, уже можно было различить знакомые очертания человеческой фигуры… Тёмно-синее пальто. Соломенную шляпку. Зажатый под мышкой зонтик. Ковровую сумку. – Она!- закричала Джейн.- Это она! - Я так и знал!- заорал Майкл, дрожащими от волнения руками сматывая бечёвку. Вот блеснули серебряные пуговицы. Стало видно, как качаются цветы на шляпке. И наконец, солнце осветило хорошо знакомые черты – блестящие синие глаза, курносый нос, угольно- чёрные как у деревянной куклы, волосы. (Мэри Поппинс)
6.Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в стране Чудес»
Это чрезвычайно запутанная история началась с того, что девочка провалилась в глубокую нору. И увидела Кролика. Тот бежал куда-то и кричал: «Ушки, мои ушки! Что с вами будет? Я опоздал. Ай-ай-ай!» Кролик исчез, и девочка увидела ключик на столике. Этот ключик подошёл к
6
одной очень маленькой дверце. За этой дверцей рос чудесный сад. Но пролезть туда девочка не могла. Она была слишком большая. И тут она увидела бутылочку, на которой было написано «Выпей меня!» Девочка выпила и стала маленькой.(Алиса)
7.Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»
Когда я проснулся, было уже совсем светло. Я хотел было встать, но не тут-то было: всё моё тело оказалось каким-то странным образом прикреплено к земле. Даже мои длинные густые волосы. Я неподвижно лежал на земле и мог видеть только небо. Вскоре я почувствовал, что какое-то живое существо осторожно взобралось на мою левую ногу и продвигается по мне к лицу. Я был опытный путешественник, повидал много диковин, но то, что я увидел сейчас, скосив глаза как можно ниже, поразило меня. У самого подбородка я различил человека ростом с маленького котёнка. В руках он держал лук и стрелы. Вслед за ним на меня взобралось ещё около 40 таких же человечков. (Гулливер и лилипуты)
8.Герберт Уэллс «Человек – невидимка»
Незнакомец появился в начале февраля, в тот морозный день бушевал ветер и вьюга, однако он пришёл с ж/д станции пешком, в руке, обтянутой толстой перчаткой, он держал небольшой саквояж. Он был закутан с головы до пят, широкие поля фетровой шляпы скрывали его лицо, виднелся только блестящий кончик носа.
– Огня!- крикнул он. – Комнату и огня! Когда хозяйка вошла в комнату, которую он снял в этом трактире, постоялец стоял у окна. Хозяйка заметила, что на нём большие синие очки-консервы и что у него густые бакенбарды, скрывающие лицо. Нижнюю часть лица он прикрывал чем-то белым, по – видимому, салфеткой, лоб был обмотан белым бинтом, а другой бинт закрывал уши, так что неприкрытым оставался только розовый острый нос. (Человек-невидимка)
(Викторина составлена по произведениям английских и американских авторов, т.к. я – учитель английского языка.)
Составила Кужелева Вера Васильевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г. Кирсанова Тамбовской области

7