Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебная кисточка


Пояснительная записка
Программа «Волшебная косточка» имеет художественно-эстетическую направленность, которая предназначена для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста ( 2-4 класс) и рассчитана на 1 год обучения.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « Волшебная кисточка» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру. Включает в себя изучение всех видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цель программы - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);
создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
формирование чувства цвета, формы;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Место учебного курса «Волшебная кисточка» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 2-4 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 33 часа ( 1 час в неделю)
Ценностные ориентиры
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности , о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Участники программы: дети от 8 до 10 лет, родители, учитель и администрация школы.
Сроки реализации: 2015-2016г.г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа;
экскурсии.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки сприглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Веселый карандаш»
В результате изучения курса должны быть достигнуты результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе :эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Календарно-тематическое планирование
№ Тема .Цель. Организация занятия. Выполнение задания.
1. Сказочная Гжель.
Точки и прямые линии. Рисуем тонкой кистью. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки). Вводное занятие. Беседа о гжельских мастерах и их изделиях. Учимся на листке получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску.
Учимся проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры.
2. Праздничное блюдо.
Сказочная Гжель.
Освоение простого гжельского орнамента-сеточки. Праздничное блюдо для застолья. Рассматривание узора на блюде. Закономерность расположения орнамента. Рисуем сразу кистью, уловив закономерность расположения орнамента
3. Сказочная Гжель.
Бордюры. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров. Образцы орнаментов. Принцип построения орнамента в народном искусстве. Повтор главных элементов выполняется сразу кисточкой, без нанесения предварительного рисунка.
4. Сказочная Гжель.
Маслёнка. Освоение традиционных форм гжельской росписи в полосе. Интересная форма для посуды. Орнаменты, украшающие посуду. Самостоятельная роспись маслёнки.
5. Сказочная Гжель.
«Капелька»
Традиционный элемент росписи – «капелька» Значение данного мазка в росписи. «Капелькой изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Воспроизведение по образцам простейших элементов росписи.
6. Сказочная Гжель.
Блюдце. Освоение простейших видов растительных орнаментов. Построение простых орнаментов в розетке с использованием мазков «капелька». Украшение центральной части блюдца.
7. Сказочная Гжель.
Мазок с тенью. Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка – мазок с тенью. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Работа с толстой кистью. Кисть прикладывается к бумаге, а затем наносится соответствующая линия.
8. Сказочная Гжель.
Терем. Освоение техники гжельского письма – мазок с тенями. Архитектурные сооружения. Восстановить сказочный домик.
9. Сказочная Гжель.
Мазковая роспись. Цветочек. Освоение мазковой росписи.
Традиционное изображение цветка. Синяя роза - один из главных мотивов гжельской керамики. Кисть среднего размера. Мазок наносим в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать альбом так, чтобы удобно было наносить мазки.
10. Сказочная Гжель.
Чайник. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи – цветка. Рассматривание изображения различных типов цветов в изделиях гжельских мастеров. Расписывание чайника по образцу.
11. Сказочная Гжель.
Последовательность росписи птицы. Знакомство с традиционной техникой декоративного изображения гжельских птиц. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах: стоящими, сидящими, клюющими и порхающими. Воспроизведение гжельской птицы.
12. Сказочная Гжель.
« Синяя птица» Освоение главного мотива гжельского народного промысла – птицы. « Синяя птица» – птица счастья. Роль птиц в русской мифологии и сказках. В рамке нарисовать свою птицу счастья.
13. Сказочная Гжель.
Кумган. Используя полученные знания, расписать кумган. Кумган – сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой. Самостоятельная работа.
14. Хохломская роспись.
Узор «травка» Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. В хохломской росписи
« травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы рисуются сразу кистью: «осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики».
15. Хохломская роспись.
« Подарок для Мишутки» Учимся рисовать травяной узор. Рассматривание чашки с травяным узором. Праздничный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и чёрного цветов. Самостоятельная работа. Ложка для Мишутки. Придумать и украсить ложку элементами травяного орнамента, используя два цвета – чёрный и красный.
16. Травяной орнамент. Метод от простого к сложному. Научить рисовать сложный травяной орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. Упражнения в наведении ведущего стебля «криуля».Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков»
Упражнения в наведении ведущего стебля. Работа вместе с учителем.
17. Роспись чашки. Учить ритмичному чередованию элементов орнамента. Плавное ведение ведущей линии
«криуля» подчёркивает округлую форму изделия. Рисуем красным и чёрным цветом. Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
18. Узор листочки Учить рисовать узор «листочки» В хохломском узоре « Листочки» кроме красного и чёрного цветов используют также и зелёный, и желтый. Работу выполняем вместе с учителем.
19 Роспись салфетницы. Учить детей видеть расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчёркивает форму изделия, придаёт лёгкость и пышность узору. Дети импровизируют, создают свою композицию, применяя хохломскую палитру красок.
20. Узор «ягодки» Учимся рисовать узоры кистью и печаткой – тычком. Тычок делается из бумаги. Для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку. Ягоды брусничка, смородинка ирябина (левая сторона листа) рисуются печаткой- тычком. Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» жёлтым цветом.
21. Уточка – солонка. Учимся расписывать изделие кистью и печаткой – тычком. Роспись изделия .Самостоятельная работа.
22. Орнамент с «ягодками» и «листочками» Упражнения в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов. Орнаментальная полоса по образцу. Самостоятельная работа.
23. Вазочка для цветов. Упражнения в рисовании хохломского орнамента с использованием изученных элементов. Орнаментальная полоса по образцу. Самостоятельная работа.
24. Золотые травы России. Учить обращать внимание на соответствие узора и формы предмета. Итоговое занятие. Букет из разнообразных узоров с легкими веточками травки.
25. Цветочные узоры Полхов – Майдана. Листья и веточки. Знакомство с росписью и особенностью палитры. Освоение простейших элементов – «листьев» и «веточек» Дети работают на повтор предложенных образов.
26. Роспись бочонка. Росписать бочонок простейшими элементами из «листьев» и «веточек». Используем традиционную цветовую гамму: алый, синий , жёлтый, которые при наложении друг на друга дают звучный красный, зелёный и фиолетовый. Роспись следует начать с изображения волнообразного стебля, опоясывающего изделие, затем изображают крупные листья и, в последнюю очередь, мелкие листочки.
27. Ягоды и бутоны. Освоение элементов росписи – «ягода» и «бутон». Особое внимание на понимание движения: изображение бутонов производим от крупных к мелким. Стебель является скрытой осью, которая организует элементы орнамента.
28. Роспись кувшина. Построение простейших композиций с применением растительных мотивов. При росписи кувшина стебель пустить широкой волной. Изображение бутонов и ягод производится от крупных к мелким. Листочки изображаются после ягод.
29. Цветочки. Освоение элемента «цветочки». Производим карандашную разметку, акварельную окраску и «наводку» Рисуем самый крупный цветок, затем бубенчики и ягоды.
30. Роспись матрёшек. Расписать матрёшек элементами «цветочек». Развитие детской фантазии. Лицо матрёшки – условный овал. В овале – лицо. Все остальное – крупные и яркие цветы. При росписе матрёшки сначала рисуем самый крупный цветок, затем бутоны и ягоды. Лицо куклы рисуем по разметке.
31. Птички – невелички. Освоение майданской росписи – «птички». Майданские птички – это очень простые курочки, уточки, а ещё кукушка да голубки. Птичка не должна быть слишком маленькой. Порядок работы: птичка, цветочки, веточки, листочки, крошечные ягоды-точки.
32. Чудо-петушок. Освоение элемента майданской росписи – «петушок». Освоение рисования петушка. Изменяемые элементы – хвосты, крылья, гребешки. Работа по образцу . самостоятельная работа
33. Итоговое занятие. Оформление выставки.