Рабочая программа творческого объединения Волшебная кисточка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАЙКАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей начальных классов
протокол №____ от 28.08.2012 СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________ Р.Р.Пирожкова
29.08.2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Творческого объединения «Волшебная кисточка»
(направление художественно-эстетическое)
(срок реализации 4 года)
Составитель:
Сосковец М.П.
учитель начальных классов
2012г
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для детей младшего школьного возраста разработана на основе
-нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.об утверждении СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г.№189, г.Москва; зарегистрирован в Минюсте РФ 03.03.2011г;
3. Письма Министерства образования и науки РФ от 12мая 2011г.№03-269 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г.№373
6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Байкальской СОШ
-информационно-методических материалов:
7. Сборника программ внеурочной деятельности. Начальная школа. КН.1\Сост.О.М. Корчемлюк,-М.:Баласс.
Направленность программы
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, призвана создавать условия для более полного и качественного формирования эмоционального и осознанного отношения к миру важнейших линий развития личности ученика средствами изобразительного искусства.
Чувство красоты создаёт в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память. В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, реализуемые данной программой: рисование нетрадиционными техниками рисования, смешанных техник рисования.
Новизна программы
Новизна программы прослеживается в разработке и наполнении содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности.
Актуальность программы
Актуальность программы связана с тем, что Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Педагогическая целесобразностьВведение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими, способствует развитию органов чувств, развивает умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, воспитывать стремление не только познать, но и изменить жизнь, сделать её более интересной, содержательной, красивой.
Цель: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной деятельности.
Для достижений поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Развивать нравственно-эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности;
Развивать творческие качества личности, которые помогут ребёнку создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения;
Формировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
Воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;
Учить работать с цветом при выполнении живописных работ;
Закладывать первоначальную основу формирования у детей ценностных ориентаций.
Формировать у детей технические навыки рисования
Знакомить детей с различными методиками рисования
Учить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования
Возраст детей
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 7-10 лет
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объём программы 135часов (4раза в месяц по 1часу) за счёт часов кружковой деятельности.
1класс-33ч.(33рабочих недели по 1ч.)
2класс-34ч.(34рабочих недели по 1ч.)
3класс-34ч.(34рабочих недели по 1ч.)
4класс-34ч.(34рабочих недели по 1ч.)
Формы организации
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Нетрадиционная форма рисования, практические упражнения, метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения), самостоятельная работа. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Ожидаемые результаты
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы
Беседа, наблюдение, контрольные занятия по изученным темам, конкурсы, выставка детских работ
 
Формы подведения итогов
Анализ выполнения работы, самооценка, оценка работ педагогом и детьми, выставка работ.
Основные разделы образовательной программы
 
№ Содержание Теоретические часы Практические часы Всего часов
1 Фроттаж1 4 5
2 Кляксография с трубочкой 1 4 5
3 Рисование пальчиком 1 6 7
4 Рисование ладошкой 1 9 10
5 Монотопия1 5 6
6 Линогравюра 1 2 3
7 Рисование тычком1 5 6
8 Рисование по сырому1 4 5
9 Рисование мятой бумагой 1 4 5
10 Свеча+акварель1 4 5
11 Набрызг 1 4 5
12 Пластинография 1 4 5
13 Рисование на мятой бумаге 1 4 5
14 Гипсопластика1 8 9
15 Граттаж1 9 10
16 Рисование витражными красками 1 9 10
17 Рисование штрихом 1 5 6
18 Батик 1 11 12
19 Изонить 1 15 16
Итого 19 116 135
Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов
1 1класс
Фроттаж 5
2 Кляксография с трубочкой 5
3 Рисование пальчиком 7
4 Рисование ладошкой 10
5 Монотопия6
Итого 33
2класс 1 Линогравюра 3
2 Рисование тычком6
3 Рисование по сырому5
4 Рисование мятой бумагой 5
5 Свеча+акварель5
6 Набрызг 5
7 Пластинография 5
Итого 34
3класс 1 Рисование на мятой бумаге 5
2 Гипсопластика9
3 Граттаж10
4 Рисование витражными красками 10
Итого 34
4класс 1 Рисование штрихом 6
2 Батик 12
3 Изонить 16
Итого 34
Содержание изучаемого курса
1класс
Фроттаж (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Знакомство с приёмами выполнения штриховки. Знакомство с основными законами композиции листа. Создание композиции из выбранных предметов на листе бумаги. Выполнить ее в технике фроттаж. Дополнить композицию по своему усмотрению для получения целостной законченной картины. Рисование цветов, пейзажей.
Кляксография с трубочкой (5ч.)
Ознакомление с техникой раздувания краски. Развитие воображения. Учить ставить кляксы разного цвета и дуть так, чтобы они встретились.Учить выдувать медленно, чтобы линия получалось широкой и плавной. И выдувать быстро для получения множества мелких линий. Рисование растений и животных. Самостоятельный выбор рисунка.
Рисование пальчиком(7ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Развитие мелкой моторики рук. Рисование точек плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна. Рисование линиями и мазками. Рисование животных и растений. Смешивание красок. Совершенствование умений работать аккуратно Разработка идеи, творческое выполнение работы. Самостоятельный выбор рисунка.
Рисование ладошкой (10ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Рисование растений, насекомых, рыбок, явлений природы. Развитие мелкой моторики рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони. Выполнение работы в смешанной технике. Самостоятельный выбор рисунка.
Монотопия (6ч.)
Ознакомить с нетрадиционной изобразительной техникой монотипии. С помощью
техники рисования «монотипия» обогащать и расширять художественный опыт детей в
работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые
нежные, прозрачные оттенки. Знакомство с понятиями отпечатка и оттиска. Выполнение
пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине. Правила рисование пейзажа.
Рисование явлений природы, насекомых, птиц, подводный мир.
2класс
Линогравюра (3ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Знакомство с основными законами композиции листа. Создание композиции из выбранных предметов на листе бумаги.
Рисование тычком (6ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Рисование рыбок, растений, животных.
Рисование по сырому (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. Рисование растений, животных пейзажа.
Рисование мятой бумагой (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Развитие самостоятельности и тренировки мелкой моторики. Отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, да и формы создаваемых пятен чаще всего самые неожиданные - всё это хорошо развивает фантазию. Рисование птиц, животных, пейзажа.
Свеча +акварель (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Учить рисовать свечой. Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью. Развивать воображение путём рисования по замыслу. Развивать мелкую мускулатуру рук. Рисование растений, подводный мир, явлений природы.
Набрызг (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Обучить приёмам работы зубной щеткой и линейкой, в ходе которой демонстрировать технику «набрызг». Развивать образное представление и воображение. Рисование явлений природы, цветов. Создание самостоятельной работы с использованием различных техник рисования.
Пластилинография (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Научить детей смешивать пластилин. Освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Рисование животных, сказочного домика, весёлого паровозика.
3класс
Рисование на мятой бумаге (5ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Рисование пейзажа, цветов, рыбок, животных. Развитие композиционных умений. Создание самостоятельной композиции.
Гипсопластика (9ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Рисование растений, животных.
Граттаж (10ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Знать этапы выполнения техники граттаж.
Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике. Рисование пейзажа, цветов, рыбок, животных.
Рисование витражными красками (10)
Ознакомление с техникой рисования. Рисование насекомых, цветов, зверей, птиц. Рисование сказочных героев. Создание самостоятельной композиции.
4класс
Рисование штрихом (6ч.)
Ознакомление с техникой рисования. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях. Рисование птиц, зверей, пейзажей, создание самостоятельной композиции.
Батик (12ч.)
Ознакомление с техникой рисования батик. Рисование цветов, насекомых, животных, птиц. Роспись салфетки.
Изонить ( 16ч.)
История изонити. Техника безопасности. Заполнение угла, окружности, дуги. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга. Выполнение изображений, содержащих в себе «дугу», «овал», «треугольник». Создание самостоятельной работы.
Методическое обеспечение
Образцы изделий. Этапы выполнения работы. Презентации, интернет ресурсы
Материалы и инструменты
Альбом, акварельные краски, пальчиковые краски, гуашь, восковые мелки, коктейльные трубочки, кисти разного размера, салфетки, баночки для воды, картон, пластилин, дощечки, швейные иглы, ножницы, цветные нитки, пяльцы, специальная краска для батика, ткань х\б или шелк, витражные краски, ватные палочки, гипсовый бинт, карандаши, восковые свечи, простой карандаш, ластик.Список литературы
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2000.-40с.,ил.
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. –М.: АРКТИ, 2007. – 32с.,ил.-(Мастерилка)
Пластилиновые картины – 2006г.
Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г
«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. СтрелкинаФатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Интернет ресурсы.