Рабочая программа Кружка по изобразительному искусству для 5-6 классов «Волшебная кисточка»


Рабочая программа
Кружка по изобразительному искусству
для 5-6 классов
«Волшебная кисточка»
Составитель: Новикава Г.М.
Пояснительная записка
Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Цель заключается в том, чтобы дать дополнительные знания учащимся о видах изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.
Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков),
художественных материалов (различных видов кистей, карандашей, мелков, красок),
станка художника - мольберта, помогут юным художникам реализовать замыслы.
Особенностями среды кружка являются основные принципы развивающего обучения:
проблемность, диалогичность, индивидуализация, сбережение здоровья.
С целью накопления опыта творческого общения в программу кружка вводятся коллективные задания. А это очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
На занятиях кружка необходимы следующие художественные материалы:
графитовый карандаш,
ластик,
гелевая ручка,
маркер, фломастер, блопены,
гуашевые и акварельные краски,
кисти разных видов и размеров,
пастель,
набор цветного картона,
белой бумаги различного формата,
самоклеющейся плёнки,
ножницы,
клей ПВА, «Солид», «Мастер»,
скотч прозрачный и цветной,
акриловая краска-спрей.
Кружок рассчитан на 34 часа в год, занятия 1 час в неделю.
Тематическое планирование кружка (5-6 классы)
№ Название темы
Количество часов
I четверть (8 часов)
1. Вводное занятие «Как стать художником? 1
2. Человек в живописи, графике, скульптуре.
1
3. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.
2
4. «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.
2
5. «Город мастеров» - работа в технике граттаж.
2
II четверть (8 часов)
6. «Монотипия пейзажная» – нетрадиционная техника рисования.
2
7 Использование карандашей в рисовании цветов.
2
8. Художественный приём «заливка». Рисование неба.
2
9. Рисование по сырому. Пейзаж.
2
III четверть (10 часов)
10. Многослойная живопись. 2
11. Кляксография обычная. Рисование природы. 2
12. Кляксография трубочкой. 2
13. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы. 2
14. Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. 2
IV четверть (8 часов)
15. «Подводное царство» - рисование рыбок.
2
16. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
2
17. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
3
18. Оформление работ к школьной выставке.
Итоговое занятие.
1

Методическое обеспечение дополнительного образования учащихся
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.
Теоретическая деятельность учащихся на кружке связана с уроками истории, литературы и музыки. Практическая деятельность (в дизайне, декоративно-прикладном искусстве) – с уроками трудового обучения.
Разнообразные формы приобретает самостоятельная работа учащихся по углублению и расширению знаний, полученных на занятиях, наблюдению и осмыслению окружающей действительности.
Поисковая работа находит выражение
•в коллекционировании репродукций по выбранным темам,
•в создании презентаций в программе «PowerPoint»,
•в подготовке рефератов и докладов,
•в устройстве выставок,
•в чтении литературы по искусству,
•рассматривание альбомов по видам искусства,
•посещение выставок и музеев.
Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения.
Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников.
Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер.
В процессе изучения изобразительных видов искусства обогащается и усложняется понятийное мышление подростков. Учащиеся 5-7 классов изучают такие сложные понятия, как художественный образ, идеал, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Это позволяет вывести подростков на качественно новую ступень понимания искусства и окружающей действительности.
Художественные умения и навыки,
приобретаемые учащимися в процессе посещения кружка
В результате учащиеся должны знать:
особенности языка живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи своей страны и мира, а также местный историко-краеведческий музей;
выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства.
Дети должны уметь:
работать с натуры в графике и живописи над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа для создания работ;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками;
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Список литературы
1.Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991
2.Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997
3.Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов» СПб., 1994
4.Казакова Е.И. «Диалог на лестнице успеха» СПб., 1997
5. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998
6.Копытин А.И. «Основы арт-терапии» СПб., 1994
7.Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М., 1994
8.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»
9.«Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга» под ред. Е.Д. Хомской М., 1986
10.Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 1997
11. Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М., 1998
12. «Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Неменского Б.М., М., 2006
13. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005