Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волшебная кисточка»
(общекультурное направление)
для учащихся 2 класса
Срок реализации программы 1 год.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе примерной программы внеурочной деятельности общекультурного направления.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Занятия внеурочной деятельностью предполагают дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков рисования. Время реализации программы – 1 год.
В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого, направлено на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-занятия в свободное время;
-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
-детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-9 лет. Дети этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Обучение в первом классе является вводным и направлено на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем темам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа адресована учащимся 8 – 10-ти летнего возраста. При распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Курс изучения программы рассчитан на 34 часа – во 2-х классах. Программа рассчитана на 1 год.































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Форма занятия
Плановые сроки прохожде
ния
Примечание

1
Первичный инструктаж по правилам техники безопасности. «Будем знакомы» (материал по выбору).
Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. Все дети любят рисовать, изображать. Рисование на свободную тему
1
Беседа, практическое занятие










2
«Цветы волшебного сада». Проба всех цветов. Первоначальные навыки работы с кистью. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места
1
Практическое занятие










3
«Как растут деревья». Изображение силуэтов деревьев, выразительность линий: тонкие, гибкие, изящные, плавные и т.п.; широкие, корявые, сильные, могучие, извилистые. Приемы работы гуашевыми красками, кистью. Передача движения, образа, линий силуэтом.
1
Экскурсия в природу

Практическое занятие











4
«Как растут деревья».
1











5
«Коврик для котенка Мяу». Изображение геометрического узора на альбомной листе бумаги. Ритмическое распределение цветовых пятен узора.
1
Практическое занятие










6
«Лепка с опорой на натуру игрушки». Лепка с натуры зайца или мишки. От простых форм к сложным. Развитие моторики пальцев рук с помощью лепки различных форм.
1
Практическое занятие с элементами игры










7
«Изображение с натуры листьев деревьев. Краски осеннего леса». Изображение трех различных по форме листьев с натуры. Завершение работы акварельными красками.
1
Экскурсия в осенний лес
Практическое занятие










8
«Изображение с натуры листьев деревьев. Краски осеннего леса».
1











9
«Веселая радуга». Знакомство с основными и дополнительными теплыми и производными цветами. Смешение основных цветов. Изображение цветика-семицветика и радуги
1
Занятие-игра










10
«Подарки осени». Изображение овощей и фруктов с натуры (яблоки, груши, сливы).
1
Практическое занятие










11
«Лес гномов». Изображение на листе бумаги гнома по образцу учителя.
1
Практическое занятие
Выставка работ










12
«Лес гномов».
1











13
«Жар-птица». Передача образа большими пятнами и линиями.
1
Практическое занятие










14
«Мы наблюдаем и лепим зверей и птиц». Лепка из пластилина птиц и зверей.
1
Практическое занятие










15
«Первый снег. Наши зимние забавы». Изображение деревьев белой гуашью на черном листе.
1
Экскурсия
Практическое занятие










16
«Первый снег. Наши зимние забавы».
1











17
«Мы танцуем и поем вокруг елки». Изображение новогоднего праздника.
1
Практическое занятие
Оформление выставки










18
«Мы танцуем и поем вокруг елки».
1











19
«Узоры на стекле». Эскиз росписи ткани по мотивам ледяных зимних узоров.
1
Практическое занятие










20
«Узоры, которые создает природа». Учимся видеть красивое вокруг нас.
1
Экскурсия в зимний лес










21
«Узоры, которые создает человек». Ознакомление с различными приемами росписей (точка, линия, завиток).
1
Посещение художественного музея










22
«Постройка в нашей жизни». Изображение волшебника-мастера постройки.
1
Практическое занятие










23
«Дома бывают разные». Изображение сельского домика на фоне зимнего и летнего ландшафта. Домики, которые построила природа (улитка, черепаха, дупло, гнездо и т.п.). Домики из сказок и мультфильмов.
1
Практическое занятие










24
«Я сам конструирую дом». Изображение домика, замка, дворца изображение печатками.
1
Практическое занятие (работа в группе)










25
«Строим вещи». Изготовление подарочной открытки (моделирование, аппликация, цветная бумага).
1
Практическое занятие










26
«Портрет любимого человека». Изображение портрета мамы на большом листе мелками или фломастерами.
1
Практическое занятие
Выставка










27
«Мир нашего аквариума». Изображение морских растений и рыб в подводном мире.
1
Практическое занятие










28
«Мир нашего аквариума».
1











29
«Три мастера трудятся вместе». Роспись матрешки хохломским узором.
1
Экскурсия в краеведческий музей
Практическое занятие










30
«Три мастера трудятся вместе».
1











31
«Весна-волшебница». Изображение образа весны в девушке с цветами и листьями.
1
Экскурсия в лес
Практическое занятие










32
«Весна-волшебница».
1











33

34
«Мы рисуем страну Луговой феи».
1


Выставка











Итоговая композиция года.
1





Всего:
34




Содержание программы:
1. Тема Первичный инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. Все дети любят рисовать, изображать. Рисование на свободную тему «Будем знакомы» (материал по выбору).
Обучающий компонент: Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть: пользование рисовальными материалами; правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму; передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
2. Тема «Цветы волшебного сада». Проба всех цветов. Первоначальные навыки работы с кистью. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места «Изображать можно пятном»
Обучающий компонент. Присмотреться к разным пятнам - муху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент. Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть
красоту в жизни. Практическая часть. Превратить пятно в изображение зверюшки.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
3-4. Тема «Как растут деревья». Изображение силуэтов деревьев, выразительность линий: тонкие, гибкие, изящные, плавные и т.п.; широкие, корявые, сильные, могучие, извилистые. Приемы работы гуашевыми красками, кистью. Передача движения, образа, линий силуэтом. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.
Обучающий компонент. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть. Изображение дерева с натуры. Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
5. Тема «Коврик для котенка Мяу». Изображение геометрического узора на альбомной листе бумаги. Ритмическое распределение цветовых пятен узора. «Изображать можно в объёме»
Обучающий компонент. Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Воспитывающий компонент. Умение ценить то, что создано руками человека и природой. Практическая часть. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
6.Тема «Лепка с опорой на натуру игрушки». Лепка с натуры зайца или мишки. От простых форм к сложным. Развитие моторики пальцев рук с помощью лепки различных форм.
Обучающий компонент. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашью. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего мира.
Практическая часть: правильное обращение с художественными материалами; освоение различных приемов работы акварелью, гуашью; получение различных цветов и их оттенков;
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
7-8. Тема «Изображение с натуры листьев деревьев. Краски осеннего леса». Изображение трех различных по форме листьев с натуры. Завершение работы акварельными красками. «Красоту нужно уметь замечать».
Обучающий компонент. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»
Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Практическая часть. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Выступления обучающихся с сообщениями.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
9.Тема «Веселая радуга». Знакомство с основными и дополнительными теплыми и производными цветами. Смешение основных цветов. Изображение цветика-семицветика и радуги
Обучающий компонент: средства для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Воспитывающий компонент. Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И, конечно же, он не увидел подлинную красоту природы. Практическая часть. Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
10. Тема «Подарки осени». Изображение овощей и фруктов с натуры (яблоки, груши, сливы). Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами»
Обучающий компонент. Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Воспитывающий компонент. Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть. Лепка корзины с грибами и овощами по памяти или по представлению, с натуры.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.
11-12. Тема «Лес гномов». Изображение на листе бумаги гнома по образцу учителя.
Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
13 Тема «Жар-птица». Передача образа большими пятнами и линиями
Обучающий компонент. Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др; Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов; Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур,
на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
14 Тема «Мы наблюдаем и лепим зверей и птиц». Лепка из пластилина птиц и зверей. «Объёмное изображение животных в различных материалах»
Обучающий компонент. Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Воспитывающий компонент. Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть. Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.
15-16 Тема «Первый снег. Наши зимние забавы». Изображение деревьев белой гуашью на черном листе.
Обучающий компонент. Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Рисование с натуры и по представлению жизни природы.
Формы занятия. Вести наблюдения в окружающем мире.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
17-18. Тема «Мы танцуем и поем вокруг елки». Изображение новогоднего праздника.
Обучающий компонент. Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания.
Воспитывающий компонент. Воспитание любви к изобразительному искусству, к окружающему миру.
Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель). Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
19-21. Темы «Узоры». Эскиз росписи ткани по мотивам ледяных зимних узоров. Ознакомление с различными приемами росписей (точка, линия, завиток).
Обучающий компонент. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитывающий компонент. Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть. Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
22-25. Тема «Постройка в нашей жизни. Дома бывают разные». Изображение сельского домика на фоне зимнего и летнего ландшафта. Домики, которые построила природа (улитка, черепаха, дупло, гнездо и т.п.). Домики из сказок и мультфильмов. ». Изображение волшебника-мастера постройки.
Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки). Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
26. Тема «Портрет любимого человека». Изображение портрета мамы на большом листе мелками или фломастерами.
27-28. Тема «Мир нашего аквариума». Изображение морских растений и рыб в подводом мире.
Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Выполнение набросков рыб в цвете. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
29-30. Тема «Три мастера трудятся вместе». Роспись матрешки хохломским узором.
Обучающий компонент. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Воспитывающий компонент. Прививать любовь к произведениям искусства. Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
31-32. Тема «Весна-волшебница». Изображение образа весны в девушке с цветами и листьями (аппликация)
Обучающий компонент. Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации. Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства. Практическая часть Выполнение орнамента из различных геометрических фигур. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.
33-34. Тема «Мы рисуем страну Луговой феи». Итоговая композиция года. Подготовка работ к итоговой выставке.
Обучающий компонент. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Воспитывающий компонент. Прививать любовь к произведениям искусства. Практическая часть. Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага

Средства контроля
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- конкурсы (участие в дистанционных конкурсах декоративно-прикладного творчества);
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.








Учебно-методические средства обучения

Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 1988.
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1996.
Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х–ХХ вв. – М.,1974.
Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – М., 2000.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т.Я., Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1996.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. / Под ред. Неменского Б.М. – М.: Школьная книга, 2001.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Латынин Л.А. Образы народного искусства. – М., 1983.
Латынина Д.И. Родная история. Живая Русь. – М., 1976.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.
Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сост. Новицкая М.Ю. – М., 1999.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.
Основы народного и декоративно-прикладного искусства. УМК. Науч. ред. Шпикалова Т.Я. – М., 1992.
Резанова О.В. Русский народный костюм как средство художественного образования и эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Методические рекомендации. – М., 1997.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 1999.
Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А.. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 1.– М., 1991.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.,1996.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415